Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:12, курсовая работа
Проблема развития познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательный интерес является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес».............................................8
1.2. Содержание занятий кружка по информатике ………………..………….14
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста........................................................................................................................19
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на занятиях кружка по информатике…………………………25
2.1. Методические особенности проведения занятий по информатике……...2
2.2. Динамика познавательного интереса младших школьников.....................30
Заключение……………………………………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………....38
Приложение……………………………………………………………………..43
Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникающей у него жажды знаний. [53, с.29]
Интерес (в том числе и познавательный) можно определить как эмоциально- познавательное отношение к предметам или непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности. Переживание обобщается, становится эмоционально-познавательным отношением к предмету, которое побуждает учащихся интересоваться поставленными на уроке проблемами и после того, как прозвенел звонок с урока.
Г.И.
Щукина указывает на то, что интерес
выступает как «мощный
М.С. Каган указывает на наличие мотивационного компонента в формировании стремления ученика к познанию. Он утверждал, что в основе формирования и развития познавательного мотива лежит познавательная потребность, которая является стимулятором познавательной деятельности человека.[22, с.59] Сама потребность формируется в деятельность. Последующий этап развития познавательного мотива заключается в том, что познавательная потребность синтезируется в познавательный интерес, который связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, больше всего привлекающей его. Мотивация учения - это не стихийно возникающий процесс, его нужно специально формировать, развивать, стимулировать. Особенно широкие возможности имеются в этом плане в начальной школе, где ученики более откровенны в высказываниях, суждениях. Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённых потребностей, совокупность внутренних психологических условий, вызывающих человеческие действия и управляющих поступками. Мотивы, заложенные в самом процессе обучения, называют познавательными. Познавательные мотивы тесно взаимодействуют с мыслительным процессом. [22, с. 73]
В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные точки зрения на функцию мотивов. Одни учёные отмечают, что процесс усвоения знаний, умений возбуждает познавательную потребность тем более, чем больше школьник осознаёт их общественную значимость, лично заинтересован в них. [21, с. 175]
Другие учёные отмечают, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивационной сферы нашего сознания. Мотив - побудитель мышления, его регулятор [13, с.36].
Гальперин, П.Я. Кабыльницкая С.Л, Давыдов В.В. отмечают, что интерес является одним из компонентов познавательной активности школьников. Само понятие интерес трактуется в психолого-педагогической литературе по-разному. Одни отождествляют его с направленностью личности в целом, другие сближают с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Так, например, интерес есть не более чем явление, сущность и основание которого ещё должны быть найдены. Следовательно, мотивация есть основа, источник в познании, а интерес-следствие и проявления процессов происходящих в ней. Интерес к познанию, пробуждающий под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и нередко их профессиональной направленности. Воспитание у школьников в процессе обучения активного познавательного отношения к знаниям коренным образом перестраивает его отношение к самому процессу учения. Благодаря этому учение становится приятным, плодотворным, приносит радость и удовлетворение и ученику и учителю. Интерес, и особенно познавательный интерес, психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Одни из исследований посвящены изучению психологической природы интереса, другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности [9, с.13].
С.М. Рубинштейн утверждает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека. Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким является, например, мышление, восприятие, память [43, с. 60].
В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, внимания, воображения). Интерес как бы «согревает своим участием» все процессы сознания, сообщает «особую теплоту» их протекания, благодаря чему под влиянием познавательного интереса деятельность сознания становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину.
Н.Ф. Талызина подчеркивает, что познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания. В то же время познавательный интерес, будучи включенным, в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности [ 46, с.74].
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоем образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как стимулятор деятельности.
Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения связано с проблемой занимательности, которой посвящены многие работы по психологии и методике. Вследствие того, что занимательность выступает в качестве сильного средства возбуждения интереса, многие учителя воспринимают сам интерес в качестве внешнего стимула, они отождествляют познавательный интерес как внутреннее состояние личности с занимательностью - внешним стимулом, способствующим его пробуждению [3, с. 129].
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним [46, с.146 ].
Познавательный интерес, как мотив личности имеет меньшую ситуационную прикованность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает школьника заниматься увлечённо не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источник удовлетворения своего интереса [51, с. 68].
Будучи устойчивой чертой личности школьника, познавательный интерес определяет его активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей, помимо тех, которые ставит учитель.
Будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее возможные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика и учителя, которое необходимо для успешного процесса обучения.
Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию и развитию личности, необходимой нашему обществу,- пытливой, ищущей, творческой.
Таким образом, познавательный интерес – это эмоционально окрашенное отношение к определенному предмету или деятельности, вызывающий активность личности по отношению к этому предмету или деятельности. Он не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким является, например, мышление, восприятие, память. Но он лежит в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы, поставить новые вопросы. Познавательный интерес лежит в основе успешного обучения.
Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, пришли к следующим выводам:
- познавательный интерес - это один из самых значимых мотивов учения, формируя который, мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника;
- при
наличии познавательных
Опираясь
на эти выводы, мы приходим к заключению,
что одной из главных задач
учителя является воспитание
познавательного
интереса школьников.
1.2.
Содержание занятий
кружка по информатике
Интенсивный
процесс внедрения
Вместе с тем, часто на уроках информатики делается ставка только на компьютер, то есть по сути на инструмент работы с информацией. Школа же должна не только готовить умелого пользователя-оператора, но и воспитывать творческую личность. Ученик должен прежде всего освоить методы познания мира, частью которого он является, получить представление о научной системно- информационной картине мира, информационных процессах, процессах моделирования, формализации и управления. На начальном этапе он должен научиться собирать, хранить, передавать и использовать информацию не только с помощью компьютера [56, с.37].
Отсюда возникает востребованность в дополнительном образовании по предмету [4, с.64 ].
Под термином "дополнительное образование школьников" мы придерживаемся позиции Е.Б. Евладовой и Л.А. Николаевой, которые трактуют данное понятие как содержание, которое осваивается школьниками за пределами общеобразовательного государственного стандарта[17,, с. 49].
За
последние несколько лет
Н.В. Макарова, З.В. Семенова, О.С. Зайцев выделили, что главным мотивом выбора кружка по информатике является интерес к информатике. Ведь сегодня не проходит и дня, чтобы в средствах массовой информации не говорили о компьютерах, глобальных телекоммуникационных сетях и других средствах информации. [35, с.44 ]
М.А. Данилов выделили, что противоречие между знанием и незнанием является важнейшей движущей силой учения, стимулирующей познавательную деятельность учащихся. [15, с.18] Это противоречие возникает, когда учитель ставит перед учащимися познавательные вопросы, создаёт проблемные ситуации. Усвоить учебный материал можно при достаточном развитии познавательных психических процессов и активном психическом состоянии. Психика не зеркальное, а активное отражение действительности. Отражая внешний мир, и всё глубже постигая причины и следствия происходящих явлений, люди успешнее противостояли стихийным силам природы, улучшали условия своей жизни.
А.Г. Асмолов, Г.И. Щукина отмечают, что интерес детей к системе дополнительного образования вызывает то, что отношения между учеником и учителем в нем складываются как отношения "Мастер-ученик". Учитель организовывает ситуацию творческой работы ученика. "Мастер не учит, а создает ситуацию". Так, в системе дополнительного образования по информатике работа в кружках строится в основном на учебно-практических проектах. [4, с.54 ]
Например, разработка программы для решения какой-либо задачи, разработка электронной схемы, написание плана автоматизации объекта и др. Кроме решения практической задачи, проект включает в себя новый теоретический материал, который должен изучать ученик.