Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:12, курсовая работа
Проблема развития познавательного интереса учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательный интерес является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес».............................................8
1.2. Содержание занятий кружка по информатике ………………..………….14
1.3. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста........................................................................................................................19
Глава 2. Опыт работы по развитию познавательного интереса младшего школьника на занятиях кружка по информатике…………………………25
2.1. Методические особенности проведения занятий по информатике……...2
2.2. Динамика познавательного интереса младших школьников.....................30
Заключение……………………………………………………………………...34
Литература……………………………………………………………………....38
Приложение……………………………………………………………………..43
Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.
Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения, учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.
Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться и третий вид мышления: словесно - логический отвлеченное мышление, в отличие от наглядно - действенного и наглядно - образного мышления детей дошкольного возраста.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей. [16, c.36]
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно – логическим. [12, c.240]
Решение задач с помощью наглядно - действенного мышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач. [16, с.57] Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве. Поскольку работая с предметами ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а на бросить ее выполнение, не узнав результата.
П.Н. Груздев выделяет своеобразие наглядно - образного мышления, которое заключается в том, что решая задачи с его помощью, человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно - образного мышления, человеку приходится оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами. [12, c. 89]
Таким образом, в младшем школьном возрасте имеется достаточный потенциал для учебной деятельности. Дети любознательны, у них имеется желание проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие -то выводы, поставить новые вопросы. При этом у них преобладает наглядно - действенное мышление, которое помогает развивать важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.
В
младшем школьном возрасте очень
остро стоят вопросы
Глава
2. Опыт работы по развитию
познавательного интереса
младшего школьника
на занятиях кружка
по информатике
2.1.
Методические особенности
проведения занятий
по информатике
Наше исследование было проведено на базе 2 «а» класса, МОУ Средней общеобразовательной школы №17 города Оренбурга.
В ходе организации и проведения занятий в кружке по информатике мы придерживались принципов, что обучение информатике, как и любому предмету, может стать эффективным средством формирования личности, развития познавательного интереса.
Наши занятия преследовали две основные группы целей:
- практические, связанные с овладением компьютером;
- духовные,, связанные с развитием мышления человека через овладение им определённым методом познания и преобразования мира.
На наших занятиях, в процессе усвоения знаний, решалась задача развития у учащихся навыков проведения логических рассуждений, характерных для дедуктивного мышления умений находить логические следствия из данных начальных условий, способностей выделять в конкретной ситуации сущность вопроса. Мы стремились у учащихся развивать наблюдательность, внимание и сосредоточенность, инициатива и настойчивость. Всё это имеет большое значение для развития познавательного интереса.
Мы исходили из того, что возникновение интереса к информатике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания и оттого, насколько умело построена учебная работа. Поэтому мы заботились о том, чтобы на занятиях каждый ученик работал активно и увлечённо.
На занятиях кружка было следующее содержание деятельности:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать
с различными видами
-
воспитание ответственного
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
-
освоение системы базовых
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного
-
приобретение опыта
Мы опирались на то, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными компонентами:
- Положительной эмоцией по отношению к деятельности;
-
Наличием познавательной
- Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.
Мы выделили различные приёмы, средства обучения, которые способствовали возбуждению интереса к предмету:
-поисково-дискуссионный метод, который побуждал к рассуждению, возбуждал познавательные интересы. Интерес вызывался столкновением противоположных мнений, обсуждением противоречий, дискуссией, руководимой учителем, но не подавляемой им. Всё это приводило к возникновению новых вопросов и к стремлению учащихся их разрешить. Перед классом возникла общая задача - найти правильное решение вопроса и обосновать его.
- проблемное изложение. Метод строился на том, что когда излагался новый материал, мы строили свой рассказ в виде проблемного изложения. постоянно задавали вопросы, относящиеся ко всему классу, вовлекая учащихся в ход изложения. Учащиеся соотносили то новое, что узнавали, с собственным опытом. Вопросы, которые возникали в ходе изложения, побуждали учащихся не ждать готовых ответов, но искать их самостоятельно. Поиск научного объяснения фактов, известных из житейского опыта, рождал живейший интерес. Вовлекая учащихся в поиск, мы учили их размышлять, делать выводы из фактов, т. е. воспитывали их познавательную активность, что являлось одним из важнейших условий развития познавательного интереса.
-привлечение противоречивых фактов, которые возбуждали у учащихся вопросы и стремление найти их решение; а затем мы организовывали поиск решения вопроса и осуществляли его совместно с учащимися. При этом иногда мы отсылали учащихся к источникам для добывания недостающих сведений и самостоятельного объяснения явлений. Для того чтобы вопрос не только ставился учителем, но и возникал у самих учащихся, мы старались столкнуть прежние представления учащихся с новыми для них фактами.
-использование наглядных средств, демонстрации опытов, что, как правило, привлекало внимание, вызывало пытливость ума. При этом было важно, что рассмотрев новые пособия, мы разворачивали живое обсуждение познавательных задач.
-занимательный учебный материал. Это всевозможные кроссворды, ребусы, элементы мультипликации по информатике, головоломкии, развивающие игры и т.п.(приложение 1).
Для развития познавательного интереса огромную роль играл способ организации деятельности учащихся. Наиболее благоприятные для пробуждения и развития познавательного интереса условия возникали тогда, когда мы не «преподносили», не излагали материал в готовом виде, а организовывали самостоятельную деятельность учащихся.
Мы определили ряд педагогических условий, содействующих возникновению и развитию интереса:
- Обеспечение самых необходимых предварительных знаний и умений;
- Подготовка психологических предпосылок в виде положительного эмоционального отношения к деятельности, предмету, учителю;
- Сознательного отношения к предмету, понимания его практического значения, перспектив развития.
- Создание ситуации успеха через общественное признание начинаний ученика. На этом фоне становятся возможными возникновение познавательных вопросов, постановка задач, их принятие учащимися и организация активного поиска.
Для всех занятий, направленных на развитие познавательного интереса, общими с психологической точки зрения являлись следующие моменты: возникновение противоречия между известными прежде закономерностями и сообщаемыми новыми фактами, вживание учащихся в поставленную задачу или вопрос или рождение у них своего вопроса, пробуждение потребности и желания его решить, понять противоречивые факты с точки зрения изучаемых закономерностей. Учащиеся входили в ситуацию поиска ответа на вопрос или решения задачи, стремясь к раскрытию загадки. Так они вовлекаются в поисковую деятельность, эмоционально положительно окрашенную.
Нами были применены следующие условия, способствующие развитию познавательного интереса младшего школьника: