Развитие познавательных процессов учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Активизация учащихся в обучении не может быть сведена только к совершенствованию усвоения знаний. По мнению М.Н. Скаткина, речь должна идти об активизации познавательной деятельности, способствующей формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания, применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой.

Оглавление

Введение _______________________________________________________3-8

Внимание__________________________________________________9-13
Память ___________________________________________________13-19
Мышление ________________________________________________19-21
Комплекс упражнений на развитие внимания, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста___________________________________________________21-43
Заключение______________________________________________________44

Список литературы ____________________________________________45-46

Файлы: 1 файл

введение в пед деятельность контр раб.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Российской Федерации

    ГОУ ВПО «Российский профессионально-педагогический университет»

    Институт  психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    По  учебной дисциплине:

    «Введение в психолого-педагогическую деятельность» 

    Тема: «Развитие познавательных процессов учащихся» 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнила: Нагаева  Юлия

                                                 Александровна

                                                 Студентка: 1 курса                   

                                                 Проверил:  ______________

                                                 ________________________

                                                 ________________________ 
 
 
 
 
 
 

    Екатеринбург

    2009

    Оглавление 

    Введение _______________________________________________________3-8

  1. Внимание__________________________________________________9-13
  2. Память ___________________________________________________13-19
  3. Мышление ________________________________________________19-21
  4. Комплекс упражнений на развитие внимания, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста___________________________________________________21-43

    Заключение______________________________________________________44

    Список  литературы ____________________________________________45-46

 

    

      Введение

      Тема  моей контрольной работы «Развитие познавательных процессов учащихся».

      Тема  является актуальной, так как проблема познавательных способностей имеет многовековую историю и является непреходящей, оставаясь малоисследованной.

      Без глубокого знания психофизиологических основ способностей, особенностей их проявления в деятельности и динамике развития, без определения их положения в структуре личности невозможно объективно обосновать педагогические условия и технологии развития познавательных способностей учащихся Проблема способностей подрастающего поколения имеет не только психолого-педагогическую актуальность, но и социально-экономическую значимость, которая вытекает непосредственно из продолжающегося реформирования производственных отношений и перестройки экономического уклада общества, что выживает возрастающую востребованность интеллектуального и творческого потенциала работников всех сфер хозяйства страны и определяет новый социальный заказ на повышенный уровень развития познавательных способностей учащихся всех типов учебных заведений. Несмотря на это, она не выделяется из общих педагогических проблем и не подвергается специальному анализу.

      Поэтому проблема педагогических условий развития познавательных способностей учащихся является актуальной. Этим определяется тема и цель исследования.

      Для обоснования педагогических условий  развития познавательных способностей учащихся и построения гипотезы необходимо, хотя бы кратко, рассмотреть отдельные  педагогические системы и направления, в которых с тех или иных позиций затрагиваются дидактические и методические основы формирования и развития познавательных способностей школьников.

      Одним из таких направлений является развивающее  обучение. Его сторонники (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.В. Кирилова, И.Я. Лернер, В.В. Репкин, Н.В. Репкина, И.С. Якиманская и др.) считают, - что оно ориентировано на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее психическое развитие школьников, так и на развитие их специальных способностей. Если при традиционном обучении доминирующее значение имеет эмпирическое мышление школьников, то в условиях развивающего обучения акцент смещается на формирование теоретического мышления, что достигается специальным отбором содержания обучения и решением системы усложняющихся учебных задач, которые подчиняются определенным логико-психологическим требованиям, соответствующим движению мысли учеников в процессе усвоения от общего к частному, восхождению мысли от абстрактного к конкретному.

      Система научных понятий как предпосылка  и основание самостоятельного построения школьниками способов решения задач  определенного класса является основным компонентом содержания развивающего обучения, при котором учащиеся включаются в своеобразную «квазиисследовательскую» деятельность.

      Такая организация учебной деятельности направлена главным образом на развитие мыслительных способностей учащихся; что же касается других компонентов  познавательных способностей, то в  работах по развивающему общению  они целенаправленно не анализируются.

      Следующим направлением в педагогической теории и практике ставящим своей задачей, наряду с другими, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся, выступает проблемное обучение (Д В. Вилькеев, И.А. Ильницкая, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.И. Шамова и др.).

      Важнейшим требованием проблемного обучения является создание таких условий, при  которых у детей возникает  потребность в познании, в овладении  способами человеческого познания и мышления. Центральным звеном проблемного обучения, основным условием развития мышления ученика является наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы.

      Анализ  проблемной ситуации показывает, что  основное ее действие направлено на развитие мыслительных способностей, что же касается других компонентов познавательных способностей, то они, как и при развивающем обучении, целенаправленному развитию и анализу не подвергаются.

      Другим  направлением развития творческой активности и связанных с ней способностей учащихся является идея оптимизации процесса обучения (Ю.К Бабанский, И.И. Дьяченко, И.Т. Огородников и др.). Под оптимизацией процесса обучения, как отмечает Ю.К. Бабанский, понимают такую ее организацию, которая обеспечивает достижение максимально возможной для данных условий эффективности решения учебно-воспитательных задач без превышения времени, отведенного в современной школе на классную и домашнюю работу учеников и педагогов.

      Основной  критерий оптимизации, по мнению автора, выражается в достижении учебно-воспитательных результатов, соответствующих уровню максимальных возможностей каждого ученика. Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей и принципов обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания и учения, а также на основе ее изучения и учета особенностей внутренних и внешних условий данного класса и возможностей учеников.

      Методология оптимизации предполагает учет в органической взаимосвязи всех основных категорий дидактики, закономерностей принципов, методов и видов обучения. Основным условием оптимизации является выделение целевого, содержательного, операционного, деятельностного и контрольно-аналитического компонентов учебного процесса в единстве связей и условий, в которых протекает обучение как целостный процесс.

      Следующим направлением в педагогике и педагогической практике, которое особенно рельефно проявилось в 60-е годы, является проблема активизация деятельности учащихся в обучении (П.Р. Атутов, Л.П. Аристова, П.Н. Андрианов, М.И. Еникеев, Р.А. Низамов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.Д. Симонеяко Т.Н. Шамова, О.Ф. Федорова, Г.И. Щукина и др.).

      Активизация учащихся в обучении не может быть сведена только к совершенствованию усвоения знаний. По мнению М.Н. Скаткина, речь должна идти об активизации познавательной деятельности, способствующей формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания, применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой.

      Активизация познавательной деятельности направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности личности учащихся. Она предусматривает использование следующих компонентов учения: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, оценочного, коррекционного. По утверждению Т.И. Шамовой, оптимальный уровень активности учащихся может быть достигнут при условии, если комплекс средств активизации учения обеспечит такое взаимодействие, при котором действия учителя и внутренние стремления учеников будут соответствовать конкретным целям обучения. При этом следует различать активность внешнюю (моторную) и внутреннюю (мыслительную). Активизация познавательной деятельности в обучении предполагает активную работу мысли учащихся. По мнению М.Н. Скаткина, она развивает также умственные способности детей, воспитывает любовь, уважение и привычку к серьезному труду, пробуждает любознательность.

      Следовательно, и в данном случае можно предположить, что активизация познавательной деятельности учащихся содействует  развитию их способностей. Это предположение также нуждается в экспериментальной проверке.

      Одним из направлений совершенствования  процесса обучения является теория поэтапного формирования умственных действий и  знаний (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.П. Калошина, А.Н. Леонтьев, З.А. Решетова, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), которая возникла как теория онтогенетического становления психической деятельности. Поскольку онтогенез человека - это, главным образом, процесс усвоения опыта, накопленного человечеством, который всегда идет с помощью других людей, т.е. как обучение и воспитание, то данная теория одновременно является и теорией усвоения, и теорией обучения. Она анализирует процесс учения в единицах действий, что полностью соответствует одному из центральных принципов психологии, деятельностному подходу.

      Конкретные  виды познавательной деятельности выступают  в этой теории как объекты управления. Процесс формирования деятельности рассматривается как процесс  передачи социального опыта. Однако эта передача совершается не путем общения обучающего как хранителя социального опыта с обучаемым, а путем экстериоризации требуемой деятельности, моделирования ее во внешней, материальной (материализованной) форме и путем постепенного преобразования в деятельность внутреннюю, психическую.

      Важность  данной теории для нашего исследования состоит в том, что этапы психологической  эволюции действия, описанные П.Я. Гальпериным, относятся к развитию отдельных  психических функций. Они были выявлены и подтверждены в ряде исследований отдельных функций психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления) и двигательных навыков у детей и взрослых.

      Поэтому в плане нашего исследования обоснование  педагогических условий, направленных на развитие познавательных способностей учащихся с использованием технологии учебного процесса, построенной на теории поэтапного формирования умственных действий и знаний, является актуальной проблемой.

      Исследования (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, З.И. Колмыковой, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина) показали, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т.е. различной обучаемостью. Обучаемость - это интегрированная индивидуальность личности, характеризующая возможности ученика к учебной деятельности. Она предопределяет разный темп продвижения школьников в обучении и может являться основой для дифференциации учащихся в учебном процессе.

      Исследования  последних лет показали, что наилучших  результатов, особенно для творческой самореализации учащихся, удается добиться при сочетании дидактических условий внешней и внутренней дифференциации обучения, получившей название «системно-целевой дифференциации обучения».

      Системно-целевая  дифференциация обучения - это такая  система обучения, которая интегрирует  внешнюю и внутреннюю дифференциацию обучения на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания, форм, методов и средств обучения, адаптирующихся к типологическим особенностям личности учащихся (уровню их мотивации, самоорганизации, творческим способностям и другим личностным качествам).

      Таким образом, дифференциация обучения при  соблюдении определенных педагогических условий, наряду с другими средствами, может быть использована для развития познавательных способностей школьников.

Информация о работе Развитие познавательных процессов учащихся