Развитие познавательных процессов учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Активизация учащихся в обучении не может быть сведена только к совершенствованию усвоения знаний. По мнению М.Н. Скаткина, речь должна идти об активизации познавательной деятельности, способствующей формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания, применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой.

Оглавление

Введение _______________________________________________________3-8

Внимание__________________________________________________9-13
Память ___________________________________________________13-19
Мышление ________________________________________________19-21
Комплекс упражнений на развитие внимания, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста___________________________________________________21-43
Заключение______________________________________________________44

Список литературы ____________________________________________45-46

Файлы: 1 файл

введение в пед деятельность контр раб.doc

— 776.50 Кб (Скачать)
gn="justify">    (Запишите  ответ ребенка.)

    (Этот  вопрос тоже неслучаен. Описывая  характер животного, ребенок вам рассказывает о том, что ему нравится или что его беспокоит. Помогая изменить характер животного, вы тем самым корректируете его отношение к людям и к себе. Таким образом, вы косвенно воспитываете ребенка. Для нас желательно, чтобы у всех животных были разные черты характера).

    - Хорошо. А теперь посмотри на  лягушку. Какая это цифра?

    - Три, - отвечает ребенок.

    - Каким цветом ты раскрасишь лягушку? Почему?

    - Как ты думаешь, какой характер  у лягушки?

    - Давай посмотрим на зайчика. Какая это цифра?

    - Четыре, - отвечает ребенок.

    - Каким цветом ты раскрасишь  зайчика? Почему?

    - Как ты думаешь, какой характер  у зайчика?

    - Посмотри внимательнее на петушка. Какая это цифра?

    - Пять, - отвечает ребенок.

    - Каким цветом ты раскрасишь  петушка? Почему?

    - Как ты думаешь, какой характер у петушка?

    - А теперь посмотри на барана. Какая это цифра?

    - Шесть, - отвечает ребенок.

    - Каким цветом ты раскрасишь  барана? Почему?

    - Как ты думаешь, какой характер  у барана?

    - Крокодил похож на какую цифру?

    - Семь, - отвечает ребенок.

    - Каким цветом ты раскрасишь  крокодила? Почему?

    - Как ты думаешь, какой характер  у крокодила?

    - А на какую цифру похож  медведь?

    - Восемь, - отвечает ребенок.

    - Каким цветом ты раскрасишь  медведя? Почему?

    - Как ты думаешь, какой характер  у медведя?

    - Посмотри на слоненка. А он на какую цифру похож?

    - Девять, - отвечает ребенок.

    - Каким цветом ты раскрасишь  слоненка? Почему?

    - Как ты думаешь, какой характер  у слоненка?

    - Пришло время отдохнуть. 

    (Следите  за состоянием ребенка. Недопустимо,  чтобы он переутомлялся! Физкультминутка не должна быть продолжением слегка измененной интеллектуальной работы. Хотим отметить, что последующие задания этой главы вы можете выполнять по желанию).

    Задание №3 - Игра с мячом.

    (Дело  в том, что многие считают  игру с мячом  отдыхом. На самом же деле, это интенсивная работа в стрессовом режиме, т.к. нужно не только поймать мяч, но и быстро назвать то, что нужно).  

    - Итак, условия игры: я бросаю мяч  и называю животное, а ты ловишь  мяч и называешь цифру. Потом  мы меняемся местами.

    Например: я называю «слоненок» и бросаю мяч, а ты ловишь мяч и называешь  «9» и т.д. Потом наоборот, я  называю цифру, например, «6» и  бросаю мяч, а ты ловишь мяч и называешь  «барашек» и т.д.

    Задание №4 - Покажи цифру.

    Вы  называете животное, а ребенок  показывает, как оно двигается и ведет себя. Потом вы меняетесь местами.

    Задание №5 – «Умные карты».

          Сделайте «умные карты». Для этого вырежьте из картона  карты и вместе с ребенком напишите с одной стороны цифры. Разложите  карты «рубашкой» вверх, пусть ребенок берет карту и называет животное. Желательно, чтобы вы всего изготовили 55 одинаковых карт, 8 мы уже заполнили, а остальные пока оставьте пустыми.

    Упражнение (тест)

    Вот такое же упражнение со списком из 20 слов:

    Кастрюля, Стул,  Барабан, Парусник, Мыло, Банан, Ковер, Буква, Автомобиль, Река, Пробка,  Орудие, Сандалия, Булавка, Сумка, Перо, Картина, Ваза, Веревка, Медаль.

    Прочитайте  этот список и изучите его в  течение полутора минут. Попытайтесь  произнести слова по порядку. В случае ошибок пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.

    Если  вы запомнили от 18 до 20 слов, великолепно; от 15 до 17 - это еще хорошо; от 10 до 14 - средне; если меньше 10 - это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей  памятью. В любом случае будьте уверены, что мы вам покажем дальше необычный способ для запоминания такого листа по порядку - это способ изобразительных ассоциаций.

    Занесите в клетку ваш результат:

    Вы  сможете его сравнить с тем, что  у вас будет впоследствии. 

    Упражнение 3

    Теперь  очень простое упражнение на синтез. Оно заключается в описании того, чем занят был ваш вчерашний день по минутам, с тем чтобы иметь полную картину вашего дня. Если у вас появится "провал" в памяти, займитесь чем-нибудь другим, а через четверть или полчаса попытайтесь вспомнить еще раз.

    ЗАПОМИНАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

    СПОСОБ  КАРМАНОВ

    Это самый простой способ. Он хорош  для рассеянных людей, постоянно  забывающих, что им, например, надо купить в магазине. Предположим, вам нужно  купить восемь продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье.

    Совсем  необязательно иметь 8 карманов, можно  обойтись и меньшим числом. Сначала  рассортируйте продукты по отделам  магазина: например, хлеб, печенье, сахар  и чай — скорее всего продаются  в одном отделе. Отдадим этим продуктам внутренние карманы пиджака: в левый положим булку хлеба и печенье — постарайтесь явственно представить, как вы запихиваете их в карман — хлеб не хочет влезать, печенье крошится — тем лучше запомнится. В правый карман положим чай и сахар: пакеты рвутся, содержимое смешивается — неприятные впечатления, но трудно забываемые.

    В наружные карманы пиджака будем  класть молочные продукты. Пофантазируйте, включив ощущения: осязание, обоняние, вкус... эмоции, когда, например, творог выдавливается из пакета прямо в карман...

    Достаточно  несколько раз попробовать на практике этот прием, чтобы избавиться от страха забывания. Записки с перечнем продуктов больше не понадобятся. Ну, а если в вашей одежде нет карманов, то можно воспользоваться и другими  способами. О них — в следующем параграфе.

    МАТРИЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

    Представим  ситуацию: вы хотите ехать отдыхать, а времени на сборы почти не остается. Вы едете домой и по дороге обдумываете, что с собою  взять. Надо ничего не упустить, но и  не тратить время на суету. В этой ситуации технология запоминания будет следующей:

    Представьте вашу комнату, в которой будут  происходить сборы, и расположение мебели в ней. Составьте цепочку  мебели, разбитую на «картинки». Например, слева от двери — диван, кресло и стул — это одна «картинка»; охватите ее всю взглядом. Далее стол, еще один стул, ковер на полу — другая «картинка». Если понадобится, то можно составить еще несколько «картинок» в другой комнате. Эту цепочку нужно посканировать, чтобы закрепить в КВХ. Она и будет служить матрицей. Теперь в матрицу можно укладывать вещи.

    На  диван кладем одежду: свитер, тенниска, штаны, шорты, носки (и чтобы вещи были хорошо видны друг из-под друга). Это один блок. Рядом другой: майка, трусы, плавки и проч. Нужно стараться  делать так, чтобы на диване было не более 4—5 блоков, по 4—5 предметов в каждом блоке. Таким образом, мы превратили диван в ЕИ, в которой имеется 15—20 предметов. Эту ЕИ теперь просканируйте и переходите к креслу. На него можно положить предметы для развлечения: бадминтон, шахматы, мяч, надувной матрас, приемник и проч., но соблюдая правило: 4—5 предметов в блоке и не более 4—5 блоков. Впрочем, количество блоков и предметов нужно установить экспериментально, поскольку это зависит от ваших индивидуальных особенностей. Сканируется и эта ЕИ, теперь можно переходить к стулу. Положим на него продукты: хлеб, консервы, макароны, напиток...

    Когда закончите процесс наполнения матрицы, не забудьте пару раз просканировать ее. Вот теперь можно собираться без суеты и спешки! Следует  заметить, что, несмотря на свою простоту, прием требует некоторой тренировки. Но привычка пользоваться им постоянно не только укрепит вашу память, но благотворно скажется на вашем характере.

    В данном случае матрицей для запоминания  послужила мебель в вашей комнате. Но матрицы могут быть любые... Например, улица, по которой вы часто ходите, которую хорошо знаете. Скажем, вам необходимо в течение дня поговорить с каким-то количеством людей и решить с ними весьма важные вопросы. Расставьте в своем воображении этих людей по улице: одного у подъезда (если нужно решить с ним вопрос с кирпичами — дайте ему в руки пару кирпичей), Другого у телефонной будки (нужно потребовать с него долг — суньте ему в руки пачку денег), третьего на трамвайной остановке (с ним нужно переговорить о газетной статье — пусть читает газету) и тому подобное.

    Матрицей  может служить любой пейзаж, любая  местность — лишь бы вы их хорошо себе представляли. Необходимо иметь  в своем распоряжении несколько  матриц, которые можно использовать по очереди. Вчера вы использовали одну, сегодня — другую, завтра — третью... А вчерашняя матрица тем временем будет потихоньку освобождаться от ненужной уже информации и через пару дней сможет послужить снова.

    ПРИЕМ АССОЦИАЦИЙ

    Самым мощным приемом для запоминания  последовательностей является, на наш взгляд, прием ассоциаций. Во-первых, он позволяет работать с очень длинными последовательностями; во-вторых, он дает возможность запомнить ключевые слова к разнообразной информации; в-третьих, с его помощью можно запомнить длинные цифровые ряды или телефоны.

    Чтобы пользоваться приемом ассоциаций, нужно  проделать некоторую предварительную  работу. Вначале необходимо выучить  ассоциативный ряд. Полный ряд включает в себя 101 слово. Для начала приведем первые 30 слов: 

    1.Ока     11.окорок     21.лук
    2.юла     12.кол     22.лилия
    3.тир      13.кот     23.латы
    4.чайник     14.куча     24.луч
    5.пар     15.копье     25.лупа
    6.шар     16.каша     26.леший
    7.усы     17.коса     27.лось
    8.ива     18.ковер     28.лев
    9.йод     19.кеды     29.ладья
    10.окно     20.луна     30.трон
 

    Каждое  слово ассоциативного ряда нужно представлять себе в виде конкретного образа и знать его номер. Запомнить ряд вместе с номерами несложно, если проанализировать его с точки зрения цифро-буквенного кода, на основе которого он составлен:

    0     1     2     3     4     5     6     7     8     9
    Н     К     Л     Т     Ч     П     Ш     С     В     Д

Информация о работе Развитие познавательных процессов учащихся