Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:09, контрольная работа
Активизация учащихся в обучении не может быть сведена только к совершенствованию усвоения знаний. По мнению М.Н. Скаткина, речь должна идти об активизации познавательной деятельности, способствующей формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания, применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой.
Введение _______________________________________________________3-8
Внимание__________________________________________________9-13
Память ___________________________________________________13-19
Мышление ________________________________________________19-21
Комплекс упражнений на развитие внимания, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста___________________________________________________21-43
Заключение______________________________________________________44
Список литературы ____________________________________________45-46
(Этот
вопрос тоже неслучаен.
- Хорошо. А теперь посмотри на лягушку. Какая это цифра?
- Три, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь лягушку? Почему?
-
Как ты думаешь, какой
- Давай посмотрим на зайчика. Какая это цифра?
- Четыре, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь зайчика? Почему?
-
Как ты думаешь, какой
-
Посмотри внимательнее на петуш
- Пять, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь петушка? Почему?
- Как ты думаешь, какой характер у петушка?
- А теперь посмотри на барана. Какая это цифра?
- Шесть, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь барана? Почему?
-
Как ты думаешь, какой
- Крокодил похож на какую цифру?
- Семь, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь крокодила? Почему?
-
Как ты думаешь, какой
- А на какую цифру похож медведь?
- Восемь, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь медведя? Почему?
-
Как ты думаешь, какой
- Посмотри на слоненка. А он на какую цифру похож?
- Девять, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь слоненка? Почему?
-
Как ты думаешь, какой
- Пришло время отдохнуть.
(Следите
за состоянием ребенка.
Задание №3 - Игра с мячом.
(Дело
в том, что многие считают
игру с мячом отдыхом. На самом
же деле, это интенсивная работа в стрессовом
режиме, т.к. нужно не только поймать мяч,
но и быстро назвать то, что нужно).
- Итак, условия игры: я бросаю мяч и называю животное, а ты ловишь мяч и называешь цифру. Потом мы меняемся местами.
Например: я называю «слоненок» и бросаю мяч, а ты ловишь мяч и называешь «9» и т.д. Потом наоборот, я называю цифру, например, «6» и бросаю мяч, а ты ловишь мяч и называешь «барашек» и т.д.
Задание №4 - Покажи цифру.
Вы называете животное, а ребенок показывает, как оно двигается и ведет себя. Потом вы меняетесь местами.
Задание №5 – «Умные карты».
Сделайте «умные карты». Для этого вырежьте из картона карты и вместе с ребенком напишите с одной стороны цифры. Разложите карты «рубашкой» вверх, пусть ребенок берет карту и называет животное. Желательно, чтобы вы всего изготовили 55 одинаковых карт, 8 мы уже заполнили, а остальные пока оставьте пустыми.
Упражнение (тест)
Вот такое же упражнение со списком из 20 слов:
Кастрюля, Стул, Барабан, Парусник, Мыло, Банан, Ковер, Буква, Автомобиль, Река, Пробка, Орудие, Сандалия, Булавка, Сумка, Перо, Картина, Ваза, Веревка, Медаль.
Прочитайте этот список и изучите его в течение полутора минут. Попытайтесь произнести слова по порядку. В случае ошибок пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.
Если вы запомнили от 18 до 20 слов, великолепно; от 15 до 17 - это еще хорошо; от 10 до 14 - средне; если меньше 10 - это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью. В любом случае будьте уверены, что мы вам покажем дальше необычный способ для запоминания такого листа по порядку - это способ изобразительных ассоциаций.
Занесите в клетку ваш результат:
Вы
сможете его сравнить с тем, что
у вас будет впоследствии.
Упражнение 3
Теперь очень простое упражнение на синтез. Оно заключается в описании того, чем занят был ваш вчерашний день по минутам, с тем чтобы иметь полную картину вашего дня. Если у вас появится "провал" в памяти, займитесь чем-нибудь другим, а через четверть или полчаса попытайтесь вспомнить еще раз.
ЗАПОМИНАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ
СПОСОБ КАРМАНОВ
Это самый простой способ. Он хорош для рассеянных людей, постоянно забывающих, что им, например, надо купить в магазине. Предположим, вам нужно купить восемь продуктов: хлеб, молоко, сахар, чай, творог, сыр, минеральную воду, печенье.
Совсем необязательно иметь 8 карманов, можно обойтись и меньшим числом. Сначала рассортируйте продукты по отделам магазина: например, хлеб, печенье, сахар и чай — скорее всего продаются в одном отделе. Отдадим этим продуктам внутренние карманы пиджака: в левый положим булку хлеба и печенье — постарайтесь явственно представить, как вы запихиваете их в карман — хлеб не хочет влезать, печенье крошится — тем лучше запомнится. В правый карман положим чай и сахар: пакеты рвутся, содержимое смешивается — неприятные впечатления, но трудно забываемые.
В наружные карманы пиджака будем класть молочные продукты. Пофантазируйте, включив ощущения: осязание, обоняние, вкус... эмоции, когда, например, творог выдавливается из пакета прямо в карман...
Достаточно
несколько раз попробовать на
практике этот прием, чтобы избавиться
от страха забывания. Записки с перечнем
продуктов больше не понадобятся. Ну,
а если в вашей одежде нет карманов,
то можно воспользоваться и
МАТРИЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
Представим ситуацию: вы хотите ехать отдыхать, а времени на сборы почти не остается. Вы едете домой и по дороге обдумываете, что с собою взять. Надо ничего не упустить, но и не тратить время на суету. В этой ситуации технология запоминания будет следующей:
Представьте вашу комнату, в которой будут происходить сборы, и расположение мебели в ней. Составьте цепочку мебели, разбитую на «картинки». Например, слева от двери — диван, кресло и стул — это одна «картинка»; охватите ее всю взглядом. Далее стол, еще один стул, ковер на полу — другая «картинка». Если понадобится, то можно составить еще несколько «картинок» в другой комнате. Эту цепочку нужно посканировать, чтобы закрепить в КВХ. Она и будет служить матрицей. Теперь в матрицу можно укладывать вещи.
На диван кладем одежду: свитер, тенниска, штаны, шорты, носки (и чтобы вещи были хорошо видны друг из-под друга). Это один блок. Рядом другой: майка, трусы, плавки и проч. Нужно стараться делать так, чтобы на диване было не более 4—5 блоков, по 4—5 предметов в каждом блоке. Таким образом, мы превратили диван в ЕИ, в которой имеется 15—20 предметов. Эту ЕИ теперь просканируйте и переходите к креслу. На него можно положить предметы для развлечения: бадминтон, шахматы, мяч, надувной матрас, приемник и проч., но соблюдая правило: 4—5 предметов в блоке и не более 4—5 блоков. Впрочем, количество блоков и предметов нужно установить экспериментально, поскольку это зависит от ваших индивидуальных особенностей. Сканируется и эта ЕИ, теперь можно переходить к стулу. Положим на него продукты: хлеб, консервы, макароны, напиток...
Когда закончите процесс наполнения матрицы, не забудьте пару раз просканировать ее. Вот теперь можно собираться без суеты и спешки! Следует заметить, что, несмотря на свою простоту, прием требует некоторой тренировки. Но привычка пользоваться им постоянно не только укрепит вашу память, но благотворно скажется на вашем характере.
В данном случае матрицей для запоминания послужила мебель в вашей комнате. Но матрицы могут быть любые... Например, улица, по которой вы часто ходите, которую хорошо знаете. Скажем, вам необходимо в течение дня поговорить с каким-то количеством людей и решить с ними весьма важные вопросы. Расставьте в своем воображении этих людей по улице: одного у подъезда (если нужно решить с ним вопрос с кирпичами — дайте ему в руки пару кирпичей), Другого у телефонной будки (нужно потребовать с него долг — суньте ему в руки пачку денег), третьего на трамвайной остановке (с ним нужно переговорить о газетной статье — пусть читает газету) и тому подобное.
Матрицей может служить любой пейзаж, любая местность — лишь бы вы их хорошо себе представляли. Необходимо иметь в своем распоряжении несколько матриц, которые можно использовать по очереди. Вчера вы использовали одну, сегодня — другую, завтра — третью... А вчерашняя матрица тем временем будет потихоньку освобождаться от ненужной уже информации и через пару дней сможет послужить снова.
ПРИЕМ АССОЦИАЦИЙ
Самым мощным приемом для запоминания последовательностей является, на наш взгляд, прием ассоциаций. Во-первых, он позволяет работать с очень длинными последовательностями; во-вторых, он дает возможность запомнить ключевые слова к разнообразной информации; в-третьих, с его помощью можно запомнить длинные цифровые ряды или телефоны.
Чтобы
пользоваться приемом ассоциаций, нужно
проделать некоторую
1.Ока | 11.окорок | 21.лук |
2.юла | 12.кол | 22.лилия |
3.тир | 13.кот | 23.латы |
4.чайник | 14.куча | 24.луч |
5.пар | 15.копье | 25.лупа |
6.шар | 16.каша | 26.леший |
7.усы | 17.коса | 27.лось |
8.ива | 18.ковер | 28.лев |
9.йод | 19.кеды | 29.ладья |
10.окно | 20.луна | 30.трон |
Каждое слово ассоциативного ряда нужно представлять себе в виде конкретного образа и знать его номер. Запомнить ряд вместе с номерами несложно, если проанализировать его с точки зрения цифро-буквенного кода, на основе которого он составлен:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Н | К | Л | Т | Ч | П | Ш | С | В | Д |
Информация о работе Развитие познавательных процессов учащихся