Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:09, контрольная работа
Активизация учащихся в обучении не может быть сведена только к совершенствованию усвоения знаний. По мнению М.Н. Скаткина, речь должна идти об активизации познавательной деятельности, способствующей формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания, применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой.
Введение _______________________________________________________3-8
Внимание__________________________________________________9-13
Память ___________________________________________________13-19
Мышление ________________________________________________19-21
Комплекс упражнений на развитие внимания, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста___________________________________________________21-43
Заключение______________________________________________________44
Список литературы ____________________________________________45-46
Букве К в цифро-буквенном коде соответствует 1, поэтому в первом слове ряда должна быть согласная К—Ока. У вас должен сложиться какой-то конкретный образ, в котором на центральном месте находится река. Образ «тир» лучше представлять не как здание, а как стенку, на которой располагаются мишени. (Буква Р в цифро-буквенный ряд не входит и не учитывается. А все остальные буквы ряда, кроме К и Л, соответствуют букве, с которой начинается цифра: тир три, чайник — четыре, пар — пять и т. д.). Образ «усы» — это какой-нибудь Мюнхгаузен с длиннющими усами. Образ «йод» — склянки с йодом, некоторые из них разбиты — виден цвет, чувствуется запах (включаются ощущения). В таком духе следует проработать весь ряд и заучить его.
Двузначные числа обозначаются словами, которые содержат буквы, соответствующие каждой цифре. Например, 21 — лук, цифре 2 соответствует Л, цифре 1 К.
После проработки ряда попробуем его в деле. Требуется запомнить в строгой последовательности 30 не связанных по смыслу слов:
газета, нитки, кувшин, паук, книга, гитара, стул, самолет, подшипник, цемент, крыжовник, невеста, кальсоны, знамя, зубы, игрушка, автомобиль, сундук, картина, платье, телефон, лошадь, капуста, ботва, айсберг, площадь, поезд, яблоко, армия, черника.
Ассоциация — значит связь. Следовательно, вы должны теперь связывать в образ (в одну картинку) слова ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. Не забывайте при этом, что помимо зрительных образов нужно пользоваться и ощущениями.
Итак, первое слово ассоциативного ряда связываем со словом «газета». По реке плывут газеты. Представьте явственно эту картинку, а для включения ощущений можно выловить пару газет из реки. Достаточно подержать образ 5 секунд, чтобы он закрепился.
Второе слово «нитки» связываем со вторым словом ассоциативного ряда: юла. Пытаемся раскрутить запутавшуюся в нитках юлу. Ощущаем сопротивление, пытаемся распутать (хотя бы одно мгновение)... 5 секунд... И следующее слово...
Тир и кувшин. Ассоциация напрашивается сама собой: рядом с мишенями вешаем кувшин... (не забывайте об ощущениях).
Чайник и паук. Наливаем чай, а из носика вылезает громадный мохнатый паук... (ощущения...).
Пар и книга. Сильная струя горячего пара бьет в книжный шкаф, в вашу любимую книгу...
После проработки 4—5 слов нужно просканировать образы. Для этого вспоминаем ассоциативный ряд: Ока (видим образ всего на одно мгновение), юла... тир... чайник... пар... Теперь можно двигаться дальше, но каждую группу в 4—5 слов сканируем.
Шар и гитара. Предположим, ваш образ — резиновый надувной шарик. Возьмем его обеими руками и поводим по гитаре, по струнам...
Усы и стул. У вас дома на вашем любимом стуле расселся «усы» с длиннющими усами...
Ива и самолет. К дереву привязан самолет, хочет взлететь, натужно ревет мотором, ива гнется...
Йод и подшипник. Берем в руки скляночки с йодом и бросаем их поочередно в громадный подшипник...
Окно и цемент. Вы идете мимо окна, в нем изорванный мешок с цементом, который вдруг падает на вас...
Теперь снова просканируем последние пять образов: шар... усы... ива... йод... окно.
Проработайте таким образом остальные 20 слов, а затем проверьте себя. Можно также попросить кого-то, чтобы вам называли слова в любой последовательности (из тех, что вы запомнили), а вы будете говорить их номер.
В 20-х годах в Москве выступал на эстраде 12-летний мальчик с демонстрацией феноменальной памяти. Он запомнил 100 слов и воспроизводил их в любой последовательности или по номерам. После некоторых тренировок вы тоже сумеете это сделать. Но вначале нужно прочно выучить ассоциативный ряд. Вот остальные слова:
31. | тюк | 51. | пика | 71. | сок |
32. | тюль | 52. | пила | 72. | соль |
33. | торт | 53. | парта | 73. | сеть |
34. | туча | 54. | печь | 74. | сачок |
35. | топор | 55. | поп | 75. | сапог |
36. | тушь | 56. | пушка | 76. | сушки |
37. | трос | 57. | пес | 77. | соски |
38. | «Таврия» | 58. | пиво | 78. | сова |
39. | этюд | 59. | пуд | 79. | седло |
40. | чан | 60. | шина | 80. | виноград |
41. | чек | 61. | шкура | 81. | веко |
42. | Чарли | 62. | шило | 82. | вилы |
43. | черт | 63. | шорты | 83. | вата |
44. | черчение | 64. | ишачок | 84. | врач |
45. | череп | 65. | шипы | 85. | выпь |
46. | чаша | 66. | шишки | 86. | вышка |
47. | часы | 67. | шоссе | 87. | весы |
48. | червь | 68. | шов | 88. | Вова |
49. | чудо | 69. | шедевр | 89. | ведро |
50. | пень | 70. | сено | 90. | дань |
91. | дека | 92. | дуло | 93. | дитя |
94. | дача | 95. | дупло | 96. | душ |
97. | доска | 98. | диван | 99. | дудка |
100 | конница | 00 | На-на |
Некоторые слова в ассоциативном ряду потребуют от вас работы воображения. Например, нужно придумать образ к слову «дань». Это может быть сундук с драгоценностями. «Чудо» — корова с крыльями. «Шедевр» — скульптура и т. п. Кроме того вы можете заменить непонравившиеся слова другими, ориентируясь по цифро-буквенному коду.
Если вы пожелаете овладеть приемом ассоциаций в полном объеме, то научитесь, произнося цифры от 1 до 100, со скоростью неторопливого счета, видеть соответствующие образы, не произнося при этом их названий. Вы говорите себе: один — и видите образ реки, говорите: два — видите юлу. Но слова «Ока» и «юла» не произносите.
Можно тренироваться в транспорте, считывая образы с номеров проезжающих мимо машин.
В
следующих главах вы познакомитесь
с тем, как пользоваться ассоциативным
рядом для запоминания
ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять заданий.
Например:
Ответ:
Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части. Черный сектор в каждой фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.
Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие мозга.
2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре загона для поросят. Монеты
— ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом было нечетное число поросят.
3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим рассказывается какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа».
Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце книги вы найдете наши варианты объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими. Чем больше ответов на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше.
(1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.
(2). Рядом с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок бумаги.
(3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет управление и врезается в фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и обнаруживают шофера, лежащего мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.
(4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает.
(5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.
4. Ребус — это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус — латинское слово, означает дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово или целую фразу.
Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не обойтись без творческого мышления.
1. Медведь (то есть Мед в Е дь)
2. Неправильное поведение (венидепое — это анаграмма слова «поведение»)
3. Косточка
4. Краткий гласный (гласи. — краткая форма от гласный)
В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель — проверить творческое мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что ваш мозг подсознательно продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.
5. Здесь вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые невероятные предположения, — они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в голову, глядя на рисунок номер один, — это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).
6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление. Испытуемого просят придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в совершенно новом, неизвестном качестве.
За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования расчески.
Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать недействительным.
1 ....................
2...................
3....................
4..................
5....................
6....................
7....................
8....................
9....................
10...................
11....................
12...................
7. Мы сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе и в быту, — их можно увидеть на обоях или на кафеле.
Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на шестиугольниках.
Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы восстановить наш узор.
8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок дополните так, чтобы вышло что-нибудь узнаваемое.
На выполнение этого задания вам дается двадцать минут.
10. Сделайте четыре разреза одинаковой длины и разделите эту фигуру на 9 частей так, чтобы потом из них можно было сложить 4 одинаковых квадрата.
Это довольно трудное задание, — на странице 106 дана подсказка.
11. Предлагаем вашему вниманию известный парадокс, основная цель которого — стимулировать творческое мышление и научиться рассуждать философски. Итак, предположим, что на следующей неделе я ухожу в отставку и по этому поводу мне должны преподнести подарок. Но я не знаю, в какой день недели мне его подарят, и именно в этом состоит сюрприз. Я знаю лишь, что мне должны вручить подарок, но не знаю, в какой именно день это случится: в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу.
Информация о работе Развитие познавательных процессов учащихся