Развитие познавательных процессов учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Активизация учащихся в обучении не может быть сведена только к совершенствованию усвоения знаний. По мнению М.Н. Скаткина, речь должна идти об активизации познавательной деятельности, способствующей формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания, применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой.

Оглавление

Введение _______________________________________________________3-8

Внимание__________________________________________________9-13
Память ___________________________________________________13-19
Мышление ________________________________________________19-21
Комплекс упражнений на развитие внимания, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста___________________________________________________21-43
Заключение______________________________________________________44

Список литературы ____________________________________________45-46

Файлы: 1 файл

введение в пед деятельность контр раб.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

    Букве К в цифро-буквенном коде соответствует 1, поэтому в первом слове ряда должна быть согласная К—Ока. У вас должен сложиться какой-то конкретный образ, в котором на центральном месте находится река. Образ «тир» лучше представлять не как здание, а как стенку, на которой располагаются мишени. (Буква Р в цифро-буквенный ряд не входит и не учитывается. А все остальные буквы ряда, кроме К и Л, соответствуют букве, с которой начинается цифра: тир три, чайник — четыре, пар — пять и т. д.). Образ «усы» — это какой-нибудь Мюнхгаузен с длиннющими усами. Образ «йод» — склянки с йодом, некоторые из них разбиты — виден цвет, чувствуется запах (включаются ощущения). В таком духе следует проработать весь ряд и заучить его.

    Двузначные  числа обозначаются словами, которые  содержат буквы, соответствующие каждой цифре. Например, 21 — лук, цифре 2 соответствует Л, цифре 1 К.

    После проработки ряда попробуем его в  деле. Требуется запомнить в строгой  последовательности 30 не связанных  по смыслу слов:

    газета, нитки, кувшин, паук, книга, гитара, стул, самолет, подшипник, цемент, крыжовник, невеста, кальсоны, знамя, зубы, игрушка, автомобиль, сундук, картина, платье, телефон, лошадь, капуста, ботва, айсберг, площадь, поезд, яблоко, армия, черника.

    Ассоциация  — значит связь. Следовательно, вы должны теперь связывать в образ (в одну картинку) слова ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. Не забывайте при этом, что помимо зрительных образов нужно пользоваться и ощущениями.

    Итак, первое слово ассоциативного ряда связываем  со словом «газета». По реке плывут газеты. Представьте явственно эту картинку, а для включения ощущений можно выловить пару газет из реки. Достаточно подержать образ 5 секунд, чтобы он закрепился.

    Второе  слово «нитки» связываем со вторым словом ассоциативного ряда: юла. Пытаемся раскрутить запутавшуюся в нитках юлу. Ощущаем сопротивление, пытаемся распутать (хотя бы одно мгновение)... 5 секунд... И следующее слово...

    Тир и кувшин. Ассоциация напрашивается  сама собой: рядом с мишенями вешаем кувшин... (не забывайте об ощущениях).

    Чайник  и паук. Наливаем чай, а из носика вылезает громадный мохнатый паук... (ощущения...).

    Пар и книга. Сильная струя горячего пара бьет в книжный шкаф, в вашу любимую книгу...

    После проработки 4—5 слов нужно просканировать образы. Для этого вспоминаем ассоциативный ряд: Ока (видим образ всего на одно мгновение), юла... тир... чайник... пар... Теперь можно двигаться дальше, но каждую группу в 4—5 слов сканируем.

    Шар и гитара. Предположим, ваш образ  — резиновый надувной шарик. Возьмем  его обеими руками и поводим по гитаре, по струнам...

    Усы и стул. У вас дома на вашем  любимом стуле расселся «усы»  с длиннющими усами...

    Ива и самолет. К дереву привязан самолет, хочет взлететь, натужно ревет  мотором, ива гнется...

    Йод и подшипник. Берем в руки скляночки  с йодом и бросаем их поочередно в громадный подшипник...

    Окно  и цемент. Вы идете мимо окна, в  нем изорванный мешок с цементом, который вдруг падает на вас...

    Теперь  снова просканируем последние пять образов: шар... усы... ива... йод... окно.

    Проработайте  таким образом остальные 20 слов, а затем проверьте себя. Можно также попросить кого-то, чтобы вам называли слова в любой последовательности (из тех, что вы запомнили), а вы будете говорить их номер.

    В 20-х годах в Москве выступал на эстраде 12-летний мальчик с демонстрацией феноменальной памяти. Он запомнил 100 слов и воспроизводил их в любой последовательности или по номерам. После некоторых тренировок вы тоже сумеете это сделать. Но вначале нужно прочно выучить ассоциативный ряд. Вот остальные слова:

    31.     тюк     51.     пика     71.     сок
    32.     тюль     52.     пила     72.     соль
    33.     торт     53.     парта     73.     сеть
    34.     туча     54.     печь     74.     сачок
    35.     топор     55.     поп     75.     сапог
    36.     тушь     56.     пушка     76.     сушки
    37.     трос     57.     пес     77.     соски
    38.     «Таврия»     58.     пиво     78.     сова
    39.     этюд     59.     пуд     79.     седло
    40.     чан     60.     шина     80.     виноград
    41.     чек     61.     шкура     81.     веко
    42.     Чарли     62.     шило     82.     вилы
    43.     черт     63.     шорты     83.     вата
    44.     черчение     64.     ишачок     84.     врач
    45.     череп     65.     шипы     85.     выпь
    46.     чаша     66.     шишки     86.     вышка
    47.     часы     67.     шоссе     87.     весы
    48.     червь     68.     шов     88.     Вова
    49.     чудо     69.     шедевр     89.     ведро
    50.     пень     70.     сено     90.     дань
    91.     дека     92.     дуло     93.     дитя
    94.     дача     95.     дупло     96.     душ
    97.     доска     98.     диван     99.     дудка
    100     конница     00     На-на            

    Некоторые слова в ассоциативном ряду потребуют  от вас работы воображения. Например, нужно придумать образ к слову «дань». Это может быть сундук с драгоценностями. «Чудо» — корова с крыльями. «Шедевр» — скульптура и т. п. Кроме того вы можете заменить непонравившиеся слова другими, ориентируясь по цифро-буквенному коду.

    Если  вы пожелаете овладеть приемом ассоциаций в полном объеме, то научитесь, произнося цифры от 1 до 100, со скоростью неторопливого счета, видеть соответствующие образы, не произнося при этом их названий. Вы говорите себе: один — и видите образ реки, говорите: два — видите юлу. Но слова «Ока» и «юла» не произносите.

    Можно тренироваться в транспорте, считывая образы с номеров проезжающих  мимо машин.

    В следующих главах вы познакомитесь  с тем, как пользоваться ассоциативным  рядом для запоминания сообщений, а также цифровых рядов и телефонов. Но до этого желательно прочно выучить сам ряд. 

      ТЕСТ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    1. Изучите данный ряд фигур, найдите закономерность и продолжите этот ряд в соответствии с найденной закономерностью. У вас есть 30 минут, чтобы решить десять заданий.

      Например:

      Ответ:

    Объяснение: четыре круга и два квадрата разделены на четыре части. Черный сектор в каждой фигуре перемещается на один сегмент по часовой стрелке.

 

      Данная задача проверит ваше воображение и доминирующее полушарие мозга.

      2. Возьмите спички и девять монет. Из спичек сложите на столе четыре загона для поросят. Монеты

      — ваши поросята. Разместите поросят в загонах так, чтобы в каждом было нечетное число поросят.

      3. Это задание на воображение. Есть такая игра: играющим рассказывается какая-нибудь непонятная ситуация, и нужно выяснить у ведущего, что же происходит. Можно задавать вопросы, на которые ведущий отвечает «да», «нет» или, в крайнем случае, «нет ответа».

      Мы приводим несколько таких загадочных ситуаций. Используйте воображение и найдите объяснения тому, как могли произойти подобные ситуации. В конце книги вы найдете наши варианты объяснений. Однако наши ответы вовсе не должны совпадать с вашими. Чем больше ответов на каждую ситуацию вы придумаете, тем лучше.

      (1). Лондон. Человек сидит в ресторане и читает только что купленную газету. В разделе последних новостей он читает: «На лайнере, совершающем круиз по Карибскому морю, один из пассажиров упал за борт и погиб». Он тотчас же понимает, что произошло убийство.

      (2). Рядом  с кактусом лежит мертвец. К кактусу приколот кусок бумаги.

    (3). Человек едет в машине по пустой дороге. Внезапно машина теряет управление и врезается в фонарный столб. На шум аварии немедленно сбегаются люди и обнаруживают шофера, лежащего мертвым на руле с арбалетной стрелой в спине.

      (4). Мужчина лежит в постели в гостиничном номере. Он не может заснуть. Он снимает телефонную трубку, набирает номер, ничего не говоря, кладет трубку и немедленно засыпает.

      (5). Человек идет вдоль по дороге, и в его сандалию попал камушек; он останавливается и, опершись о столб, пытается вытряхнуть его. Голова его при этом опущена вниз. Внезапно другой человек бросается к нему, толкает его, что есть силы, и ломает ему руку.

    4. Ребус — это способ зашифровать слово в виде рисунка. Ребус — латинское слово, означает дословно «через предметы». Можно зашифровать в виде картинки слово или целую фразу.

    Вот четыре примерных ребуса. Чтобы разгадать такие загадки, не обойтись без творческого мышления.

      1. Медведь (то есть Мед в Е дь)

      2.  Неправильное поведение (венидепое — это анаграмма слова «поведение»)

      3. Косточка

      4.  Краткий гласный (гласи. — краткая форма от гласный)

    В этом задании мы не ставим вам временных ограничений. Наша цель — проверить творческое мышление. Если какие-то ребусы не удается разгадать, вернитесь к ним позже и окиньте их еще раз свежим взглядом. Очень часто ответ приходит сам собой, потому что ваш мозг подсознательно продолжает работать над задачей, даже когда вы заняты чем-то другим.

      5. Здесь  вы должны дать интерпретацию приведенных ниже рисунков. Чем более удивительным будет ваше объяснение, тем лучше. Предложите эту игру и своим друзьям. Можно делать самые невероятные предположения, — они и будут наиболее творческими. Например, первое, что приходит в голову, глядя на рисунок номер один, — это черепичная крыша. Или...? Включите свое воображение и посмотрите, что из этого выйдет (рисунки 20 шт.).

      6. В основе следующего задания лежит тест на отвлеченное мышление. Испытуемого просят придумать способ использования какого-нибудь бытового предмета в совершенно новом, неизвестном качестве.

      За десять минут придумайте двенадцать новых способов использования расчески.

      Строго соблюдайте временные рамки, иначе ваш балл можно считать недействительным.

      1 ....................

      2...................

      3....................

      4..................

      5....................

      6....................

      7....................

      8....................

      9....................

      10...................

      11....................

      12...................

    7. Мы  сталкиваемся с симметричными узорами каждый день, и в природе и в быту, — их можно увидеть на обоях или на кафеле.

      Для нашего эксперимента мы создали симметричный узор, основанный на шестиугольниках.

      Внимательно посмотрите на него и заполните пробелы в нем так, чтобы восстановить наш узор.

      8. Призовите на помощь воображение и каждый следующий рисунок дополните так, чтобы вышло что-нибудь узнаваемое.

      На выполнение этого задания вам дается двадцать минут.

      10. Сделайте четыре разреза одинаковой длины и разделите эту фигуру на 9 частей так, чтобы потом из них можно было сложить 4 одинаковых квадрата.

      Это довольно трудное задание, — на странице 106 дана подсказка.

      11.  Предлагаем вашему вниманию известный парадокс, основная цель которого — стимулировать творческое мышление и научиться рассуждать философски. Итак, предположим, что на следующей неделе я ухожу в отставку и по этому поводу мне должны преподнести подарок. Но я не знаю, в какой день недели мне его подарят, и именно в этом состоит сюрприз. Я знаю лишь, что мне должны вручить подарок, но не знаю, в какой именно день это случится: в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу.

Информация о работе Развитие познавательных процессов учащихся