Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Содержание
Введение ………………………………………………………… …………….3-9
Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального
исследования ……………………………………………………………….34-40
2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
Список литературы …………………………………………………………….57-61
Развитие
лидерского потенциала личности с раннего
детства обусловлено
1. Физическое здоровье.
Здоровье - состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему в первую очередь необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным, чтобы проявлять высокую степень общей поведенческой активности.
2.
Учет в воспитательной работе
индивидуальных особенностей
Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у флегматика - вялости, безучастности к окружающему; у холерика - несдержанности, резкости; у меланхолика - замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника - распыленности и т. д. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента. [37, с.77]
Успех в работе с меланхоликами и флегматиками предполагает опору на поощрение даже незначительного проявления быстроты, ускорения темпа, подвижности, расторопности, а также похвалу за проявление таких важных для успеха качеств, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, нередко и аккуратность, старательность. Развивать активность, подвижность детей надо постепенно, учитывая их реальные возможности в наращивании темпа. Этим детям легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, конструировании, лепке, на занятиях в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности.
В
отношении детей с холерическим
темпераментом важно
У детей с сангвиническим темпераментом следует формировать устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, чаще контролировать поступки, действия ребенка, предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. Вместе с тем не следует чрезмерно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков и сангвиников. [40, с.54-55]
Специалисты
в области физического
3.
Формирование внутренней
Установлено, что чувство автономии начинает развиваться в два-три года, и усиливается к четырем-пяти годам. В этом возрасте самостоятельные действия приводят ребенка к осознанию своей отдельности от взрослого, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей. Исследовательские интересы ребенка отвлекают его от взрослого, а чувство страха и опасности возвращает к нему. Следовательно, основная функция родителей и педагогов заключается в обеспечении безопасного поля активности и удовлетворения иногда требующейся ребенку защиты и безопасности. При гиперопеке или отсутствии должной защиты самостоятельность замещается нерешительностью, неуверенностью в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.
4. Переживание ребенком успеха в деятельности.
В три-четыре года дети стремятся к самостоятельному достижению результата в деятельности и, достигнув желаемого, они тут же стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность, и радостные переживания по их поводу существенно омрачаются. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывает у детей аффективные (эмоционально сильные) переживания, побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Получив желанное одобрение, ребенок испытывает гордость за свои достижения, что, в свою очередь, повышает его инициативность, уверенность в способности действовать самостоятельно и уровень притязаний. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного - лидерского - поведения. [40, с.57]
5.
Реализация притязания на
После
возникновения эмоционального отношения
к самому себе как “хорошему” у
ребенка возникает новое
К
пяти-шести годам сфера
Общепризнано, что для детей наиболее характерной является игровая форма поведения. Когда один ребенок играет с другим, он всегда стремится выиграть. А. И. Розов, наблюдая за играми детей, заметил такой парадоксальный факт: львиная доля игрового времени уходит не на собственно игру (развитие мышц, реализацию потенциальных возможностей, приобщение к социальным нормам и т. д., как утверждают распространенные психологические теории игры), а на споры по поводу того, кого “по справедливости” считать победителем, “законности” забитого гола или присужденных очков. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть “как все”, а с другой - “лучше, чем все”. Стремление быть “как все” в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. А. И. Розов отмечает, что не случайно дети уклоняются от игр, в которых не добиваются успехов, то есть не дающих основания для чувства превосходства. [40, с.59]
Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Примечательно, что проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества (не над кем его добиваться), а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим энергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.
Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Здесь педагоги и родители могут выбрать одну из двух стратегий поведения: активного судьи (взрослый предвидит возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализует его) или невмешательства (предоставление детям возможности самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками). [8, с.64]
Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за “место под солнцем”, а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.
6.
Особенности детско-
Исходя из теории привязанностей, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт, опыт отношений с матерью, полученный в раннем детстве, во многом определяет дальнейшую социальную жизнь ребенка. Согласно этой теории, если первичный объект привязанности (мать) обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, в будущем он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми.
В раннем детстве у младенца ключевая характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает объект моей привязанности, которым чаще всего является мать (”Я - тот, кого обнимают, на кого смотрят, кому улыбаются, на мой плач быстро реагируют” и пр.). Таким образом, для нелюбимых, обиженных детей Я выступает как не заслуживающий любви и внимания окружающих объект, а объект привязанности (мать) - как требовательный, все запрещающий и жестокий. Чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам. Оптимальные взаимоотношения и “образ Я” складываются у детей, чьи родители заботятся о них, оказывают эмоциональную поддержку и в то же время допускают и поддерживают самостоятельную активность и автономию ребенка. [40, с.60]
Характер
эмоциональной связи
7.
Оценивание деятельности
Преобладающей для детей старших и младших групп является общая положительная (или отрицательная) оценка сверстника (”он хороший” или “он плохой”). Дети нередко указывают на наличие у товарищей успехов в различных видах деятельности (”хорошо рисует”, “хорошо дежурит”, “хорошо танцует”, “быстро одевается, сам все застегивает и завязывает”), на особенности внешности сверстника. В некоторых группах, где воспитатель уделяет особое внимание поведению детей за обедом, дети отмечают - “он хорошо кушает”.
Я. Л. Коломинский одним из первых выяснил, что дети, прежде всего, осознают и оценивают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются воспитателем и от которых, следовательно, зависит их положение в группе.
В шесть-семь лет начинает формироваться самооценка. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога и родителей, которые, к сожалению, далеко не всегда бывают объективны. Главная причина формирующейся заниженной самооценки ребенка - стремление родителей и педагогов по отдельным поступкам и проступкам ребенка делать обобщающие отрицательные выводы о его личности в целом. Причина завышенной самооценки в том, что малейший успех ребенка родители немедленно относят к выдающимся качествам его личности. [35, с.44]
Таким
образом, у ребенка с заниженной
самооценкой обычно повышена самокритичность,
он не верит в себя, поэтому не прилагает
должного старания и усилий, чтобы добиться
успеха, в том числе и признания сверстников.
Ребенок с завышенной самооценкой, напротив,
переоценивает свои возможности и также
не очень старается. Дети с высокой самооценкой
чувствуют себя увереннее, они смелее,
активнее проявляют свои интересы, способности,
ставят перед собой более высокие цели,
чем те, кто при прочих равных условиях
занижает самооценку.
1.2
Развитие лидерского
потенциала детей
старшего дошкольного
возраста в процессе
исследовательской
деятельности
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.