Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Оглавление

Содержание

Введение ………………………………………………………… …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального

исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список литературы …………………………………………………………….57-61

Файлы: 1 файл

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

    В заключении обоснованы выводы по теме исследования, выделены направления  дальнейшего исследования проблемы.

      Исследование  включало три основных этапа.

      1 этап - теоретико-аналитический - проведен  анализ литературных 
источников по проблеме исследования, рассмотрена организация работы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста,  изучено состояние проблемы в практике дошкольного образования, конкретизированы объект, предмет и гипотеза исследования.

      2 этап - опытно-экспериментальный –  исследованы нравственные ценности детей старшего дошкольного возраста, определены условия, при которых использование детского фольклора будет способствовать нравственному воспитанию дошкольников, проведена опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы.

      3 этап      -      описательно-итоговый      -      проанализированы      и систематизированы полученные экспериментальные знания, осуществлена их     интерпретация,     сформулированы     основные     выводы,     завершено литературное оформление дипломной работы. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     1.1 Лидерство у  детей дошкольного  возраста как социально-педагогический  феномен 

    В педагогической литературе проблема лидерства  в детских коллективах чаще всего анализируется через понятие "актив". Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом постоянных и временных объединений детей, формирования и работы с группами и коллективами не дают четкого видения специфики самого феномена лидерства в современных условиях.

    Лидерство как феномен проявляется только в малой группе.

    Исходя  из множества существующих определений  понятия «лидер», можно выявить  основные признаки, по которым его  можно охарактеризовать.

    Первым  признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой. [26, с.178-179]

    Второй  признак – это положение в  группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус.

    Третий  признак – совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.

    Четвертый признак – воздейственность лидера на группу: влияние на поведение  и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей.

    Пятый признак – источник выдвижения лидера в группе. Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник  отмечают систему личных взаимоотношений, в которых появляется лидер. Н.С. Жеребова говорит о выдвижении лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы [31, с.93-95].

    Таким образом, анализ источников, их интерпретация  позволяют определить понятия «лидерство»  и «лидер».

    Лидерство – один из компонентов блока общих  качеств структуры группы – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом. Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения. [14, с.160]

    Знания  педагогов об особенностях работы с  лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

    Дошкольная  группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

    Возрастная  группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися  случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже  представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.

    В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс  становления самосознания. Важный компонент  развития – осознание себя как  представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих  полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников. [6, с.17]

    Группа  детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

    Воспитательное  влияние группы на дошкольника обуславливается  как исключительной значимостью  общества сверстников, так и эмоциональной  притягательностью.

    Потребность всегда участвовать в совместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возраста к старшему. И если ребята не принимают своего товарища в игру, исключают из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику.

    Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. К одним  сверстникам, изобретательным в  играх, дошкольники относятся с  симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

    Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских  садах. Авторитет лидера и сила его  воздействия часто превосходят  влияние взрослых.

    По  особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей-дошкольников можно подразделить на следующие группы:

    1) лидеры и организаторы, имеющие  твердую целеустремленность;

    2) активисты, обладающие личной  инициативой при необязательной  твердости их характера;

    3) исполнители;

    4) одиночки, живущие своей жизнью;

    5) бунтари, вступающие в борьбу  против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;

    6) затравленные члены коллектива (по  Г. Фортунатову).

    Посмотрим на список лидерских качеств. Все  они могут быть присущи и обычным людям. Просто в иной степени и в другом сочетании. Компетентность в какой-то области, умение говорить, личное обаяние и многое другое. Есть обаятельные и общительные люди, вовсе не стремящиеся быть лидерами. Ораторские способности, энергичность и напористость не гарантируют, что за тобой тут же потянутся окружающие. Уверенность в себе, независимость, умение отстоять свою точку зрения свойственны очень многим людям, в том числе и не стремящимся к лидерству. [37, с.71]

    Но  одна черта выделяет всех лидеров уже в дошкольном возрасте. Это способность девочки или мальчика увлечь за собой сверстников. Они первыми начинают какое-то дело, а другие смотрят на них и затем следуют их примеру. Их сильное качество - умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Хотя у некоторых ребячьих лидеров и цели, и средства их достижения не всегда социально одобряемые. Однако для них не составит труда вовлечь в свои проекты и авантюры приятелей или одноклассников.

    Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

    Лидер-дошкольник – это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и  повести их за собой. [22,с.103]

    У детей-лидеров развито стремление выполнять наиболее активные роли в  играх, желание руководить деятельностью  сверстников, давать указания. Между  лидером и последователями-сверстниками наблюдаются отношения сотрудничества, зависимости, а иногда и соперничества. Сверстники стремятся достичь дружеских, доброжелательных взаимоотношений с лидером, для чего вынуждены занимать подчиненное, зависимое от лидера положение, то есть, склонны уступать, соглашаться с мнением лидера, учитывать его желания, снисходительно относиться к проявлению грубости, к ошибкам. Дети, как правило, завидуют лидерам. Происходит это по нескольким причинам: лидеров все любят, к их персонам проявляют интерес не только сверстники, но и взрослые, их инициативы часто поддерживаются, с ними стремятся сотрудничать. Именно лидерам сверстники подражают, так как завидуют им, и, следовательно, идеализируют объект подражания. Сами же дети-лидеры очень хорошо чувствуют свое привилегированное положение, превосходство над другими детьми, что придает им уверенность в своем доминировании над сверстниками.

    Доминирование, как и подчинение, может носить положительный или отрицательный  характер. Положительное доминирование  характеризуется доброжелательным отношением к сверстникам, умением помочь, в выполнении совместного задания - похвалить, поддержать, объяснить, если у товарища что-то не получается; у детей этой группы достаточно ярко выражены организаторские способности. Дети, которым свойственно отрицательное доминирование, отличаются задиристостью, драчливостью, проявлением агрессивности, стремлением заставить выполнить свое требование во что бы то ни стало, подчинить себе других детей.

    Дети, проявляющие положительное подчинение, уступчивы, отличаются готовностью  соглашаться, доверительным отношением к сверстникам, сильно воодушевляются, если их успехи замечены и признаны. Отрицательное подчинение характеризуется негативным отношением к сверстникам, но без конфликтного разрешения спора, обидчивостью, уступчивостью, застенчивостью.

    Изучая  взаимоотношения детей, исследователь  А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и  постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети “от природы” не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. [20, с.36]

    Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

     О развитии лидерского потенциала существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и есть судьба (”рожденный ползать летать не может”). От того, какой именно инстинкт занимает у конкретного человека первое место, зависит его типология по доминирующему инстинкту.

    Вторая  точка зрения заключается в том, что и на врожденные потребности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания, следовательно, лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера (например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению). [20, с.37]

Информация о работе Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность