Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Оглавление

Содержание

Введение ………………………………………………………… …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального

исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список литературы …………………………………………………………….57-61

Файлы: 1 файл

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

    Познавательно-исследовательская  деятельность пронизывает все сферы  детской жизни, в том числе  и игровую деятельность. Игра в  исследовании часто перерастает  в реальное творчество. И потом, вовсе  неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействуются не только механизмы познавательной сферы, но и формируются личностные качества.

    Прежде  всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Следовательно, воспитатель должен не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Задача  воспитателя состоит в том, чтобы разъяснить, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задание между собой, выслушивать мнение товарищей, возражать в корректной форме и пр. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы и их внимание можно сосредоточить на другой задаче. Для того чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, необходимо определить, какое содержание занятий позволяет объединить детей в небольшие группы с общим заданием [41, с.19-20]. 

    Способы сотрудничества формируется у детей  постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог.  При такой  форме объединения особую роль играет совместный поиск.

    Таким образом, можно сказать, что объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий   позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такие занятия не оказывают отрицательного влияния на формирование взаимоотношений у дошкольников, а наоборот способствуют их укреплению.

    Сформированные  в исследовательской деятельности способы сотрудничества оказываются  достаточно устойчивыми, ибо  разъяснение  о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовываются детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносятся в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

    Дети  могут самоорганизовываться. Они используют такие приемы: “назначение ведущего”, “поручаем по очереди провести игру”.

    Совместная  исследовательская работа с детьми как форма организации их деятельности может применяться в старших  группах, воспитатель играет не контролирующую роль, а направляющую.

    Совместная  деятельность взрослых и детей обогащает  тех и других. Еще  В.А.Сухомлинский говорил о том, что у детей  отношение к труду во многом зависит  от установившихся взаимоотношений  взрослого с детьми.

    Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дает определенные положительные результаты в развитии лидерского потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

      Грамотно организованные условия  проведения исследовательской деятельности  в коллективе дошкольников расширяют границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а также проявления свойственной им любознательности, жажды новых впечатлений, желания самостоятельно искать истину, развития лидерского потенциала.  [38, с.23-24]

    В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления  о мире, проявить свои личностные качества. Поэтому в исследовательской деятельности очень важно учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования

    Какими  бы природными задатками ни обладал  от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно. [38, с.25]

    Эффективный способ развития лидерского потенциала в исследовательской деятельности у дошкольников.

    Чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, при которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Например, чтобы ленивый ученик стал прилежным, он должен быть поставлен в такую (или такие) ситуацию, при которой он имел бы успех от прилежания, пережил бы чувство удовлетворения и тем самым изменил бы свою позицию. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности.

    Начальным этапом в развитии лидерских качеств  могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и (или) воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр. Основной целью родителей и педагогов должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: “Я сам!”, “У меня получается!”, “Я могу!”. Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их. Когда чувство уверенности у ребенка начнет укрепляться, целесообразно постепенно наращивать уровень сложности заданий, сообщая об этом детям после того, как они достигнут успеха в более сложных видах деятельности (”Это было не просто, но ты справился!”). [38, с.28]

    Так как лидерство связано с коллективными  формами деятельности, то среди детей (среди друзей, детей-ровесников или в группе детского сада) можно организовать “Конкурс талантов”, в котором каждый ребенок получит медаль, например. “Лучший поэт”, “Лучший художник”, “Лучший танцор”, “Лучший певец”, “Лучший архитектор”, “Лучший счетовод” и т. п. Подводя итоги конкурса, необходимо дать детям задание определить победители. Каждый ребенок начнет показывать свою медаль “Лучший…” и доказывать свое превосходство. Через некоторое время в результате споров дети должны прийти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение, подчеркнуть его справедливость и задать детям ряд вопросов:

    - Какие чувства вы сейчас испытываете?

    - Почему приятно быть победителем?

    - Как вы считаете, почему именно  Саша стал “Лучшим художником”?

    - Вам понравился “Конкурс талантов”?  Почему?

    - Хотите ли вы в будущем побеждать:  быть лучшим учеником в школе,  лучшим игроком, лучшим другом, лучшим в будущей профессии и т. д.?

    В процессе такой беседы дети услышат  от сверстников много положительных  отзывов о себе и в то же время  постараются сами указать на достоинства  каждого сверстника. В итоге возрастет  самоценность каждого ребенка не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников.

    Детям, естественно, понравится быть в роли победителя, и каждый будет стремиться быть первым везде и во всем. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они  могут испытать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому необходимо провести с детьми беседу на тему “Сегодня - побежденный, завтра - победитель”. Дети должны понять, что к неудачам надо относиться с юмором. Отрицательный результат - тоже результат. Таким образом, выясняются условия, препятствующие достижению верного результата, успеха в деятельности. Можно рассказать детям о нескольких ученых и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований. [6, с.16]

    Одинаково неблагоприятными представляются две  противоположные ситуации:

    1. Условия, при которых все действия  ребенка наталкиваются на неизменное  сопротивление, тогда всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается  в глазах ребенка, воспринимается  им как бессмысленная и ведущая  к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен  и не сулит удачи.

    2.  Если все желания ребенка удовлетворяются  немедленно и безо всяких усилий  с его стороны, если родители  оберегают его от малейшего  проявления самостоятельности, если  он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы – потребность в поисковой активности также не развивается, угасает. 

    Следовательно, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. При этом необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Например, окружающий мир, природа наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования  в этой области для него интересны и занимательны. Приведем пример  организации исследовательской деятельности детей.

    В соответствии с законом  поэлементного  усвоения нового и сложного содержания опыт исследовательской деятельности приобретается только поэлементно  и пооперационно. [17, с.114]

    На  первом уровне от детей требуется  наименьшая  самостоятельность. Здесь педагог  сам ставит проблему и намечает  основные вехи  для ее решения, включая детей лишь в отдельные звенья рассуждения, приводящего к определению искомого.  Поставив проблему, педагог дает детям возможность самим попытаться  решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что для достижения цели их явно не достает. Педагог сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию.

    По  мере накопления исходных знаний степень  самостоятельности поисков решения  должна нарастать. На втором уровне педагог  только ставит проблему, а метод  ее решения дети ищут самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). Педагог лишь, в крайнем случае, если дети в рассуждениях зашли в тупик, оказывает им минимальную помощь.

    Переход от более низкого уровня  исследовательской  деятельности к более высокому  основывается на принципе сокращения сообщаемой  детям  информации и предоставления им все большей и большей самостоятельности.

    При всей массе достоинств исследовательского метода обучения ребенок не может  усваивать весь объем знаний только путем личного исследования. Разберемся – почему?

    Во-первых, потому, что в образовательных  программах есть такая информация, которую просто необходимо заучить, запомнить и научиться использовать.

    Во-вторых, самостоятельное исследование «не  экономично», оно требует на много  больше времени, чем обычное восприятие объяснений, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в образовательном учреждении.

    В-третьих, результаты исследования не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа детей может содержать в себе элементы случайности. Оптимальной структурой  материала будет являться сочетание  традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Проблемным способом  целесообразно изучать такой материал, который содержит причинно-следственные связи и зависимости. Материал описательного, иллюстративного характера эффективнее изучать репродуктивным путем. [20, с.35]

    Высокое качество проведенной подготовительной работы во многом определит отношение  детей к переживанию успехов  и неудач в процессе поиска выхода из проблемных ситуаций. Для развития лидерских качеств можно выбрать трудовую или игровую деятельность, можно организовать тренинги по копированию и тренировке лидерского поведения на основе повторения показанного образца, можно разнообразить и усложнить игры-соревнования, однако, с нашей точки зрения, наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации.

    Дети, не имея заранее известного алгоритма  решения проблем, при столкновении с реальными проблемами и необходимостью решить их собственными силами проявляют беспомощность. Чем меньше у ребенка развита способность справляться с непоставленными и поставленными задачами, тем большие сложности и отрицательные эмоции он испытывает. В то же время возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.

Информация о работе Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность