Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Оглавление

Содержание

Введение ………………………………………………………… …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального

исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список литературы …………………………………………………………….57-61

Файлы: 1 файл

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

Алтайская Государственная Педагогическая Академия 

Факультет: Институт психологии и педагогики

Специальность: Педагогика и методики дошкольного  образования 
 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

(дипломная  работа) 
 
 
 
 

                    Выполнил(а) студент(ка)

                    5 курса А группы

                    Лаврова Т.В.

                    _______________

                    (подпись)

                    Преподаватель

                    Давыдова  О.И.

                    _______________

                    (подпись) 
                     

  
 
 
 
 

Барнаул 2011

Содержание

Введение  …………………………………………………………     …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей  дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32

    1. Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
    2. Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской  деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация  и методическое обеспечение опытно-экспериментального 

      исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ  полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список  литературы …………………………………………………………….57-61

Приложение  …………………………………………………………………….62-64 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Понятие «лидерство» рассматривается в  психолого-педагогической литературе как социально-психологический феномен, относящийся к динамическим процессам  в малой группе. Лидер определяется как высокоавторитетная личность, за которой группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях; личность, реально изображающая центральную роль в организации совместной деятельности и в реализации взаимоотношений в группе. 

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской  активности и творчества в решении  жизненно важных проблем. Первоосновы  такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков [52, с.19], А.Г. Гогоберидзе [56, с.87], З.А. Михайлова [56, с.117], Л.М. Кларина [56, с.119],  Е.Н. Герасимова          [56, с.118]  и др.).

    Развитие  социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении.

    Дошкольное  образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской  активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков [52, с.55-56], О.В. Дыбина [33, с.47-48], О.Л. Князева [33, с.49]). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной  и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.

    Вместе  с тем, анализ научных исследований ведущих педагогов показал, что  проблема организации работы по нравственному воспитанию через использование детского фольклора изучена недостаточно.

    Тема  лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. Эту тайну пытались разгадать Конфуций, Аристотель, Платон, Г.Лебон, Г.Тард, М.Вебер, Г.Лассуэлл, Г.Моска, В.Парето, З.Фрейд, Н.Михайловский и многие другие. В настоящее время проблемы лидерства находятся в поле зрения различных наук, изучаются как зарубежными, так и отечественными политологами, социологами, юристами, педагогами, психологами. В современной западной литературе проблемы лидерства представлены очень широко, их изучают такие известные ученые, как Р.Богардус,  Б.Басс, Д.Дженнингс, К.Левин, Р.Стогдилл, Р.Такер, С.Хук, А.Херманн и другие. В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.К.Ашина, И.В.Волкова, И.Р.Колтуновой, Л.И.Кравченко, Р.Л.Кричевского, Е.С.Кузьмина, Б.П.Парыгина, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и других.

      Основным условием формирования  и развития лидерского поведения называется создание ситуаций, в которых ребенок может успешно копировать и развивать лидерское поведение в процессе наблюдения, сюжетно-ролевые, деловые и социализирующие игры, тренинги, соревнования и т.д. Но недостаточно изучена возможность развития лидерского потенциала детей как совокупности личностных черт в целом в воспитательно-образовательном процессе и в процессе освоения окружающего мира.   

    Однако  возможности исследовательской  деятельности не используются в воспитательно-образовательном процессе в системе и не изучались в связи с формированием лидерского поведения ребенка. Следовательно, актуализируется разработка комплекса педагогических условий включения исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения с целью развития лидерского потенциала в дошкольном детстве.

    Таким образом, возникает противоречие между  актуализирующимися потребностями  в развитии лидерского потенциала личности ребенка как условия дальнейшего  роста его социальной активности в окружающем мире и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

    Актуальность  проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы дипломной работы: «Развитие лидерского потенциала у детей старшего дошкольного возраста  в процессе исследовательской деятельности».

      Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.

    Объект  исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

    Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

    Гипотеза  исследования: развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста будет успешным при  разработке и внедрении в воспитательно-образовательный процесс комплекса педагогических условий, направленных на развитие лидерского потенциала дошкольников, где приоритетным является исследовательская деятельность.

    В соответствии с целью и гипотезой  выделяются следующие задачи исследования:

    1. Разработать  характеристику  понятия «лидерский потенциал»  и модель лидерского потенциала  личности ребенка дошкольного  возраста.

    2. Осуществить теоретико-методологический анализ и выявить общие закономерности развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал ребенка дошкольного возраста, и возможности исследовательской деятельности в их развитии.

    1. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие лидерского потенциала детей.
    2. Изучить эффективность влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников.

    4. Разработать программу, ориентированную на развитие лидерского потенциала детей, содержащую занятия исследовательского характера.

    5. Разработать диагностический инструментарий  определения уровня развития  личностных черт, составляющих лидерский  потенциал дошкольников.

    Методологическим  основанием исследования послужили  теории лидерства (А.Адлер); теории личности (А.Маслоу, З.Фрейд, Э.Эриксон); общенаучные  принципы личностно-ориентрованного  подхода к развитию личности (К.А.Альбуханова, И.С.Кон); принципы деятельностного подхода, конкретизированные в психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, А.И.Леонтьев и др.); теоретико-методологическое обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, А.И.Леонтьев, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубинштейн, В.А.Смирнов, Д.Б.Эльконин).

    Методы  исследования.

    Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические  методы исследования. При выявлении научно-методологических и психолого-педагогических основ изучения проблем лидерства и построении модели лидерского потенциала личности дошкольника использовались сравнительный и системный анализ,  метод аналогии. Для характеристики состояния развития лидерского потенциала в дошкольном детстве привлекались методы наблюдений, анкетирования. В ходе экспериментальной работы сочетались педагогический эксперимент, наблюдение, беседы,   диагностирование.

    Опытно-экспериментальной  базой исследования является МДОУ № 252  г. Барнаула.

    Дипломная работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

    Во  введении обусловлена актуальность данной проблемы, сформулированы противоречие, цель, задачи, объект и предмет исследования, охарактеризована структура работы.

    В первой главе «Теоретические основы развития лидерского потенциала детей  дошкольного возраста» раскрыты теоретические основы лидерского потенциала дошкольников.

    Во  второй главе «Опытно-экспериментальное  исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников» описывается опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников.

Информация о работе Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность