Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Оглавление

Содержание

Введение ………………………………………………………… …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального

исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список литературы …………………………………………………………….57-61

Файлы: 1 файл

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

    Исследовательская активность старшего дошкольника может  быть рассмотрена как настойчивое  стремление реализовать посредством  поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности.

    Исследовательская активность дошкольника обладает многокомпонентной  структурой и включает: мотивационный  компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы. [10, с.27]

    Развитие  исследовательской активности старших  дошкольников  обеспечивается совокупностью  следующих педагогических условий: - поддержка и стимулирование взрослыми  стремлений дошкольников к исследовательской  деятельности и создание необходимой  предметно-развивающей среды; процесс развития исследовательской активности предполагает целенаправленное включение старших дошкольников в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями.

    Критерием эффективности развития лидерского потенциала у старших дошкольников является наличие позитивной динамики в развитии исследовательской активности старших дошкольников, что проявляется  в нарастании общей эмоционально-положительной  направленности детей на самостоятельное исследование и проявлений стремления дошкольников к дальнейшему самостоятельному исследованию новых объектов.

    Организовывая деятельность, требующую от детей  проявления исследовательской деятельности, следует помнить о следующем:

    1. В ходе исследования избегать  оценки детских идей, критики,  директивных приемов, проявлять  терпимость к ошибкам детей  в процессе поиска собственного  решения.

    2. Проявлять действительный интерес  к любой активности ребенка,  уметь видеть за нескладными  выражениями идей активную работу мысли.

    3. Предлагать свою помощь только  в тех случаях, когда ребенок  начнет чувствовать безнадежность  своего исследования.

    4. Воспитывать настойчивость в  выполнении задания, доведении  исследования до конца.

    5. Заканчивать исследование и обсуждение решаемой проблемы до проявления признаков потери интереса к ней.

    6. Подводить итоги исследования.

    7. Учитывать эмоциональное отношение  детей к предлагаемым заданиям. “Трудно ли было догадаться  до правильного решения? Что  было самым трудным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите еще что-нибудь исследовать?”

    Важно то, что исследовательская деятельность не задаётся заранее в виде той  или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. [22, с.57-58]

    Ощущение  компетентности и вера в собственные  силы формируются с младенчества. Развитию человека нет пределов, оно  происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного  взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. Таким образом, каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения разнообразного жизненного опыта и профессионального мастерства. Главная сложность состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил. Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни и особенно для будущей профессиональной деятельности. [22, с.58] 

    Выводы.

    Дошкольный  возраст – особо ответственный  период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

    Исследовательская активность старшего дошкольника может  быть рассмотрена не только как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие  новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности, но и  как эффективное условие для формирования лидерского потенциала, коммуникативных навыков у дошкольников.

    Исследовательская активность дошкольника обладает многокомпонентной  структурой и включает: мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели;  содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.

    Совместная  деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат. [22, с.73]

    В своей работе мы раскрываем особенности  развития лидерского потенциала в процессе совместной исследовательской деятельности у дошкольников. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности и грамотно организованные условия проведения детей не только расширяют границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, но и дает определенные положительные результаты в развитии лидерского потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

  
 
 
 

      Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВЛИЯНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ. 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального  исследования.

    ВОТ ТАК НАЧНИТЕ

    Для решения исследовательских задач  на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была организована опытно – экспериментальная работа по изучению эффективности оптимальных форм работы с родителями с учетом типологии семей.

    Работа  осуществлялась в форме педагогического  эксперимента, на базе МДОУ № 217.

    В ней приняли участие 135 семей и 8 воспитателей.

    Исходя  из логики исследования, первоначально был проведён констатирующий этап эксперимента.

    Основные  задачи констатирующего эксперимента:

    1) выявление оптимальных форм работы  с родителями дошкольников с  учетом стиля и характера семейных  отношений.

    2) сравнительный анализ форм работы  с родителями.

    Цель  данного этапа – выявить значение для родителей сотрудничества с  ДОУ.

    В ходе выявления эффективности оптимальных  форм работы с родителями, использовались разнообразные анкеты и тесты  по выявлению участия родителей  детей в воспитательном процессе:

  • Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин;
  • Анкета для родителей «Социальный статус и состав семей»;
  • Опрос воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей;
  • Тест для родителей разработанный на базе МДОУ № 217.

    Все методики представлены в приложении. 

    Объект  опытно-экспериментального исследования: лидерский потенциал дошкольников.

    Предмет опытно-экспериментального исследования: влияние исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников.

    Цель опытно-экспериментального исследования: обеспечение максимально благоприятных условий для эффективного влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников.

    Задачи  опытно-экспериментального исследования:

  1. Подготовить методики и тесты для констатирующего эксперимента.
  2. Организовать условия для проведения опытно-экспериментального исследования.
  3. Проводить систематическую работу по исследовательской деятельности дошкольников.
  4. Описать результаты осуществления экспериментальных мер во время исследования эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников.

    Гипотеза  опытно-экспериментального исследования: развитие лидерского потенциала детей  дошкольного возраста будет успешным при  разработке и внедрении в воспитательно-образовательный процесс комплекса педагогических условий, направленных на развитие лидерского потенциала дошкольников, где приоритетным является исследовательская деятельность.

    Опытно-экспериментальное  исследование проводилось на базе ДОУ № 252 г.Барнаула.

    В исследовании участвовали 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет, которые были разделены  на 2-е группы, по 10 человек в каждой (экспериментальная - группа А и контрольная  – группа Б). В экспериментальной  группе участвовали 4 мальчиков и 6 девочек, в контрольной группе – 5 мальчиков и 5 девочек.

    Оно включает в себя несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий  эксперимент, контрольный и обобщающий эксперимент.

    1. Констатирующий эксперимент заключалось  в изучении  лидерского потенциала у ребят экспериментальной и контрольной групп,  а также изучении состояния эмоционально-психологических отношений в детской коллективе и положения в них каждого ребенка.

      Обследование состояло из трех  методик: социометрия, тест «Два домика», методика определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольника, наблюдения и беседы с воспитателем. Начиналось оно с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. 

  1. Социометрия.

    Цель: изучить состояние эмоционально-психологических  отношений в детской общности и положение в них каждого  ребенка.

      «Ответь, пожалуйста, на следующие  вопросы:

    Кого  бы ты пригласил на свой день рождения из группы?

Информация о работе Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность