Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Содержание
Введение ………………………………………………………… …………….3-9
Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального
исследования ……………………………………………………………….34-40
2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
Список литературы …………………………………………………………….57-61
Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности.
Исследовательская активность дошкольника обладает многокомпонентной структурой и включает: мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы. [10, с.27]
Развитие исследовательской активности старших дошкольников обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: - поддержка и стимулирование взрослыми стремлений дошкольников к исследовательской деятельности и создание необходимой предметно-развивающей среды; процесс развития исследовательской активности предполагает целенаправленное включение старших дошкольников в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями.
Критерием
эффективности развития лидерского
потенциала у старших дошкольников
является наличие позитивной динамики
в развитии исследовательской активности
старших дошкольников, что проявляется
в нарастании общей эмоционально-
Организовывая
деятельность, требующую от детей
проявления исследовательской
1.
В ходе исследования избегать
оценки детских идей, критики,
директивных приемов,
2.
Проявлять действительный
3.
Предлагать свою помощь только
в тех случаях, когда ребенок
начнет чувствовать
4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.
5. Заканчивать исследование и обсуждение решаемой проблемы до проявления признаков потери интереса к ней.
6. Подводить итоги исследования.
7.
Учитывать эмоциональное
Важно
то, что исследовательская
Ощущение
компетентности и вера в собственные
силы формируются с младенчества.
Развитию человека нет пределов, оно
происходит на протяжении всего жизненного
цикла, является результатом успешного
взаимодействия индивидуума с благоприятными
возможностями окружающей среды. Таким
образом, каждый человек может развивать
и совершенствовать заложенный в нем лидерский
потенциал. Способность лидировать существенно
повышается по мере взросления и приобретения
разнообразного жизненного опыта и профессионального
мастерства. Главная сложность состоит
в том, чтобы определить сферу деятельности
для наилучшего приложения своих сил.
Целенаправленно развивать лидерский
потенциал детей с раннего детства могут
не только педагоги, но и родители, убежденные
в нужности и важности высокого уровня
социального, интеллектуального и эмоционального
развития ребенка для его будущей жизни
и особенно для будущей профессиональной
деятельности. [22, с.58]
Выводы.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена не только как настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, опытов, наблюдений) потребность в познании объектов окружающего мира, следствием чего становится открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в опыте познания и деятельности, но и как эффективное условие для формирования лидерского потенциала, коммуникативных навыков у дошкольников.
Исследовательская активность дошкольника обладает многокомпонентной структурой и включает: мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в процессе экспериментирования.
Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат. [22, с.73]
В
своей работе мы раскрываем особенности
развития лидерского потенциала в процессе
совместной исследовательской деятельности
у дошкольников. Углубленная работа
по организации познавательно-
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВЛИЯНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования.
ВОТ ТАК НАЧНИТЕ
Для
решения исследовательских
Работа осуществлялась в форме педагогического эксперимента, на базе МДОУ № 217.
В ней приняли участие 135 семей и 8 воспитателей.
Исходя из логики исследования, первоначально был проведён констатирующий этап эксперимента.
Основные задачи констатирующего эксперимента:
1)
выявление оптимальных форм
2)
сравнительный анализ форм
Цель
данного этапа – выявить
В
ходе выявления эффективности
Все
методики представлены в приложении.
Объект
опытно-экспериментального исследования:
лидерский потенциал
Предмет
опытно-экспериментального исследования:
влияние исследовательской
Цель опытно-экспериментального исследования: обеспечение максимально благоприятных условий для эффективного влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников.
Задачи опытно-экспериментального исследования:
Гипотеза опытно-экспериментального исследования: развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста будет успешным при разработке и внедрении в воспитательно-образовательный процесс комплекса педагогических условий, направленных на развитие лидерского потенциала дошкольников, где приоритетным является исследовательская деятельность.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ № 252 г.Барнаула.
В исследовании участвовали 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет, которые были разделены на 2-е группы, по 10 человек в каждой (экспериментальная - группа А и контрольная – группа Б). В экспериментальной группе участвовали 4 мальчиков и 6 девочек, в контрольной группе – 5 мальчиков и 5 девочек.
Оно включает в себя несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный и обобщающий эксперимент.
1.
Констатирующий эксперимент
Обследование состояло из трех методик: социометрия, тест «Два домика», методика определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольника, наблюдения и беседы с воспитателем. Начиналось оно с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе.
Цель:
изучить состояние
«Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Кого бы ты пригласил на свой день рождения из группы?