Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Оглавление

Содержание

Введение ………………………………………………………… …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального

исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список литературы …………………………………………………………….57-61

Файлы: 1 файл

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

    4. Обобщающий этап.

    Итак, опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской  деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников было проведено  с группой детей 5-6 лет. В конце  формирующего эксперимента уже можно было наблюдать развитие у детей лидерского потенциала. По результатам контрольного эксперимента можно выделить некоторые особенности, отличающие группу А (экспериментальная) от группы Б (контрольная).

    - сплоченность детского коллектива, микрогруппы «открыты»;

    - за время обследования дети  не только закрепили навык  поисково-исследовательской деятельности, но и получили умения групповой  работы и коммуникативные навыки;

    - во время исследовательской деятельности  внимание ребят фокусировалось не на своих ответах, а на ответах соисследователей, тем самым не было соперничества, а дети были одной командой с общей целью;

    - выполняя исследовательские упражнения  каждый ребенок побывал в роли  ведущего, тем самым лидерство  детям было показано не как «преобладание над другими», а как «забота» о других;

    - в работе над эффективностью  исследовательской деятельности  в развитие лидерского потенциала  дошкольников отмечено развитие  познавательной сферы и творческого  потенциала у детей. 

    Обратите  внимание у вас во введении заявлены одни задачи, в исследовании другие,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Отношения с другими людьми зарождаются  и наиболее интенсивно развиваются  в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем  фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

    Если  эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

    Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин "лидерство" достаточно трудно приложить к группе детского сада. При всём многообразии трактовок лидерства, его сущность понимается как способность к социальным воздействиям, к руководству и управлению другими. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех членов деятельности. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. 

    Исследовательская активность способствует становлению  субъектной позиции дошкольника  в познании окружающего мира, тем  самым обеспечивает готовность к  школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной  и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.

    Тем самым во время исследовательской  деятельности перед дошкольниками  стоит общая задача, их объединяет одна цель. Педагог, создавая условия  для исследовательской деятельности, тем самым дает большие возможности  для развития в детском коллективе благоприятных отношений, развития лидерского потенциала у детей.

    Опытно-экспериментальное  исследование подтвердило эффективность  влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала детей  старшего дошкольного возраста, а также на формирование коммуникативных способностей у детей.

    Также во время исследования был установлены  критерии эффективности развития лидерского потенциала у старших дошкольников – это наличие позитивной динамики в развитии исследовательской активности старших дошкольников, что проявлялось в нарастании общей эмоционально-положительной направленности детей на самостоятельное исследование и проявлений стремления дошкольников к дальнейшему самостоятельному исследованию новых объектов, а также в «повышении социального статуса» у ребят экспериментальной группы.

    Примерно  так выглядит заключение

Заключение

    Семья дошкольника является важным институтом, в котором развивается его  личность. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным в развитии личности, которое зависит от оценки ребенка взрослыми. В этом возрасте ребенок очень сильно подвержен внешнему влиянию, влиянию близких. Благодаря этому он впитывает в себя как интеллектуальные, так и нравственные знания. От отношений в семье, принятия ребенка, оценки его поведения зависит успех личностного развития.

    Анализируя  проблему взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей, мы рассмотрели  понятие семьи в науке, ее типологию  и инновационные формы организации  работы с родителями.

    Проведя теоретический анализ проблемы классификации семей, выделения особенностей взаимоотношений в них ,мы отметили, что в науке не разработана классификация семей на основе их социально-педагогической роли в личностном развитии ребенка. Опытно-экспериментальная работа в рамках  исследования позволила выделить формы работы с родителями с учетом типологии семей, на основе данных диагностики и социального паспорта семьи.

    Особенности личностного развития дошкольника  состоят в том, что ребенок  приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус — статус человека, включенного в социальные связи и отношения. Дошкольник включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. Проведенное нами исследование показывает, что личностное развитие ребенка зависит от характера складывающихся в семье отношений, а также от ее социально-педагогического потенциала.

    Одним из компонентов образовательной  среды ДОУ является взаимодействие  участников педагогического процесса. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.

          Проблема  заключается в том, что многие современные родители перекладывают  свои функции воспитания на сотрудников  дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

    Сотрудничество  дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

    Выстраивание  взаимодействия детского сада и семьи  на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива ДОУ следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом, предопределяющий ход его последующей социализации. А так как любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию. Поэтому использование инновационных форм работы с родителями  оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. Поэтому воспитатель должен доказать родителям, что сотрудничество с ДОУ важно для полноценного развития их детей.

    По  проблеме взаимодействия дошкольного  учреждения с родителями с учетом типологии семей нами была проделана  опытно-экспериментальная работа.

    В работе мы использовали различные диагностики  с целью выявления активных форм работы с родителями, с учетом классификации  семей. На основе полученных результатов, была проведена работа по внедрению  и использованию инновационных  форм работы с родителями. В ходе достижения поставленной цели, мы использовали: педагогические беседы с родителями, проведение праздников, тренинги для родителей, мастер- классы, родительские собрания, «Вечера вопросов и ответов», «Педагогический калейдоскоп», педагогические беседы с воспитателями, которые направлены на  развитие у педагогов таких профессионально важных качеств и  умение успешно общаться с родителями детей.

    В нашем исследовании мы достигли поставленной цели и выявили особенности работы с родителями с учетом классификации семей.

    В результате исследования мы пришли к  выводу, что наша гипотеза подтвердилась: что условия организации работы с родителями с учетом типологии  семьи будут эффективными, если:

  • будет составлена индивидуальная классификация семей с учетом социальная статуса в каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения;
  • будут использоваться инновационные формы работы  с семьей;
  • педагоги ДОУ будут компетентны в подборе инновационных форм работы с родителями с учетом типологии семьи.

    Результаты  проведённой нами опытно-экспериментальной  работы доказали, что использование  инновационных форм работы с родителями приводит к более успешному сотрудничеству воспитателя и родителей. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

    1. Абраменкова, В.В. Роль совместной  деятельности в проявлении гуманного  отношения к сверстнику у дошкольников / В.В. Абраменкова. -  М., 1981.

    2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические  труды / Б.Г. Ананьев. -  М., 1980.

    3. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие /  В.И. Андреев. - М., 1981.

    4. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие  в группе / Г.М. Андреева, А.И. Донцов. -  М., 1980.

    5. Антонова Т.В. Особенности общения  старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2005. -  № 10.

    6. Артемова Л.В. Организация взаимовлияния  детей в игре / Л.В. Артемова //Дошкольное  воспитание. -  1972. - № 6. -  С. 45 - 51.

    7. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005.

    8. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений  у старших дошкольников в совместной  деятельности / Н.В. Бариленко // Вопросы  психологии. - 1996.- № 4. - С. 24 - 31.

    9. Белавина, А.И. Планета - наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / А.И. Белавина, Н.В. Найденская. -  М., 1995.

    10. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как  ее создать / А.С. Белкин. - М., 1991.

    11. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Берне. -  М., 1986.

    12. Васякина, Ж.А. Паутинка / Ж.А. Васякина. - М., 1995.

Информация о работе Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность