Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Содержание
Введение ………………………………………………………… …………….3-9
Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального
исследования ……………………………………………………………….34-40
2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
Список литературы …………………………………………………………….57-61
4. Обобщающий этап.
Итак,
опытно-экспериментальное
-
сплоченность детского
-
за время обследования дети
не только закрепили навык
поисково-исследовательской
-
во время исследовательской
-
выполняя исследовательские
-
в работе над эффективностью
исследовательской
Обратите
внимание у вас во введении заявлены
одни задачи, в исследовании другие,
Заключение
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Если эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин "лидерство" достаточно трудно приложить к группе детского сада. При всём многообразии трактовок лидерства, его сущность понимается как способность к социальным воздействиям, к руководству и управлению другими. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех членов деятельности. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности.
Тем
самым во время исследовательской
деятельности перед дошкольниками
стоит общая задача, их объединяет
одна цель. Педагог, создавая условия
для исследовательской
Опытно-экспериментальное
исследование подтвердило эффективность
влияния исследовательской
Также во время исследования был установлены критерии эффективности развития лидерского потенциала у старших дошкольников – это наличие позитивной динамики в развитии исследовательской активности старших дошкольников, что проявлялось в нарастании общей эмоционально-положительной направленности детей на самостоятельное исследование и проявлений стремления дошкольников к дальнейшему самостоятельному исследованию новых объектов, а также в «повышении социального статуса» у ребят экспериментальной группы.
Примерно так выглядит заключение
Заключение
Семья дошкольника является важным институтом, в котором развивается его личность. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным в развитии личности, которое зависит от оценки ребенка взрослыми. В этом возрасте ребенок очень сильно подвержен внешнему влиянию, влиянию близких. Благодаря этому он впитывает в себя как интеллектуальные, так и нравственные знания. От отношений в семье, принятия ребенка, оценки его поведения зависит успех личностного развития.
Анализируя
проблему взаимодействия общеобразовательного
учреждения с семьей, мы рассмотрели
понятие семьи в науке, ее типологию
и инновационные формы
Проведя теоретический анализ проблемы классификации семей, выделения особенностей взаимоотношений в них ,мы отметили, что в науке не разработана классификация семей на основе их социально-педагогической роли в личностном развитии ребенка. Опытно-экспериментальная работа в рамках исследования позволила выделить формы работы с родителями с учетом типологии семей, на основе данных диагностики и социального паспорта семьи.
Особенности личностного развития дошкольника состоят в том, что ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус — статус человека, включенного в социальные связи и отношения. Дошкольник включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой оцениваются близкими взрослыми. Проведенное нами исследование показывает, что личностное развитие ребенка зависит от характера складывающихся в семье отношений, а также от ее социально-педагогического потенциала.
Одним из компонентов образовательной среды ДОУ является взаимодействие участников педагогического процесса. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Сотрудничество
дошкольного образовательного учреждения
и семьи предполагает совместные
определения целей
Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива ДОУ следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом, предопределяющий ход его последующей социализации. А так как любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию. Поэтому использование инновационных форм работы с родителями оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания. Поэтому воспитатель должен доказать родителям, что сотрудничество с ДОУ важно для полноценного развития их детей.
По проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с родителями с учетом типологии семей нами была проделана опытно-экспериментальная работа.
В работе мы использовали различные диагностики с целью выявления активных форм работы с родителями, с учетом классификации семей. На основе полученных результатов, была проведена работа по внедрению и использованию инновационных форм работы с родителями. В ходе достижения поставленной цели, мы использовали: педагогические беседы с родителями, проведение праздников, тренинги для родителей, мастер- классы, родительские собрания, «Вечера вопросов и ответов», «Педагогический калейдоскоп», педагогические беседы с воспитателями, которые направлены на развитие у педагогов таких профессионально важных качеств и умение успешно общаться с родителями детей.
В нашем исследовании мы достигли поставленной цели и выявили особенности работы с родителями с учетом классификации семей.
В результате исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась: что условия организации работы с родителями с учетом типологии семьи будут эффективными, если:
Результаты
проведённой нами опытно-экспериментальной
работы доказали, что использование
инновационных форм работы с родителями
приводит к более успешному
Список литературы.
1.
Абраменкова, В.В. Роль
2.
Ананьев, Б.Г. Избранные
3. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие / В.И. Андреев. - М., 1981.
4. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие в группе / Г.М. Андреева, А.И. Донцов. - М., 1980.
5.
Антонова Т.В. Особенности
6.
Артемова Л.В. Организация
7.
Баранова Э.А. Диагностика
8.
Бариленко Н.В. Становление
9. Белавина, А.И. Планета - наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / А.И. Белавина, Н.В. Найденская. - М., 1995.
10. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. - М., 1991.
11. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Берне. - М., 1986.
12. Васякина, Ж.А. Паутинка / Ж.А. Васякина. - М., 1995.