Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Содержание
Введение ………………………………………………………… …………….3-9
Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального
исследования ……………………………………………………………….34-40
2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
Список литературы …………………………………………………………….57-61
Коэффициент взаимности – 38,3%.
По результатам данного опросника была вычислена статусная группа каждого ребенка.
Таблица 2.
Статусные группы в группе А.
Статусная группа | Номер респондента |
«Звезды» | 9 |
«Предпочитаемые» | 7 |
«Принятые» | 2,3,4,5,8,10 |
«Непринятые» | 1 |
«Отвергнутые» | 6 |
Вывод.
Данная детская группа недостаточна сплочена,
большая часть ребят имеют статус «принятые»,
это общительные ребята, достаточно легко
идут на контакт, имеют лидерский потенциал,
но используют его в основном с детьми
того же уровня. При общении с явными лидерами
они податливы, ведомы. Есть «отвергнутый»
дошкольник, ребенок частоболеющий, пассивный.
Есть ребенок с яркими лидерскими способностями,
имеет авторитет и среди мальчиков, и среди
девочек. Все ребята достаточно легко
идут на контакт со взрослыми, но вот в
общении с детьми двое замкнуты, никак
себя не проявляют в этой сфере.
Таблица 3. Матрица социометрических положительных ответов группы Б.
Респондент | Кого выбирают | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 3
2 |
2
3 |
1
1 |
|||||||
2 | 2 | 3
1 |
3 |
1
2 |
||||||
3 | 3
2 |
1
1 |
2
3 |
|||||||
4 | 2
3 |
1
1 |
3
2 |
|||||||
5 | 3 | 3 | 2
1 |
1
2 |
||||||
6 | 3 | 1
1 |
2 |
2
3 |
||||||
7 | 3
3 |
2
1 |
2
1 | |||||||
8 | 3
2 |
2
1 |
1
3 | |||||||
9 | 3
2 |
1
3 |
2 | 1 | ||||||
10 | |
3
2 |
1
1 |
2
2 |
||||||
Получено выборов | 2 | 2 | 4 | 7 | 9 | 10 | 5 | 3 | 6 | 5 |
Получено взаимных выборов | 3 | 1 | 0 | 2 | 5 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Таблица 4. Статусные группы в группе Б.
Статусная группа | Номер респондента |
«Звезды» | 0 |
«Предпочитаемые» | 5,6 |
«Принятые» | 3,4,7,9,10 |
«Непринятые» | 1,2,8 |
«Отвергнутые» | 0 |
Коэффициент взаимности – 36,6 %.
Это
говорит о недостаточной
Таблица 5. Результаты методики определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольников в группе А.
Респондент | Баллы | Характеристика |
1 | 4 | Пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают. |
2 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
3 | 6 | Трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается. |
4 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
5 | 5 | Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении. |
6 | 3 | Очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает. |
7 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. |
8 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
9 | 9 | Очень активный:
вовлекает и сам активно |
10 | 4 | Пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают. |
Вывод.
Многие дети в данной группе коммуникабельны,
легко идут на контакт со взрослым,
в игровой деятельности участвуют большинство
детей. Также выделяются 2 лидера, которые,
участвуя в игре, задают тему, включают
других детей в игровую деятельность.
Таблица 6. Результаты методики определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольников в группе Б.
Респондент | Баллы | Характеристика |
1 | 3 | Очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает. |
2 | 4 | Пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают. |
3 | 6 | Трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается. |
4 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
5 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. |
6 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. |
7 | 5 | Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении. |
8 | 3 | Очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает. |
9 | 6 | Трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается. |
10 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение |
Вывод.
Есть особенность данной группы детей
в разобщенности. Дети разделены
на пары и тройки, которые достаточно
часто меняются. Есть два ребенка,
которые достаточно сильно влияют на
эту атмосфер. Между ними сопернические
отношения. Два дошкольника пассивны,
не имеют общения с ребятами, один из них
недавно пришел в коллектив.
Таблица 7. Результаты теста «Два домика».
Группа А | Баллы | Группа Б | Баллы |
1 | 0 | 1 | -4 |
2 | 2 | 2 | 0 |
3 | 1 | 3 | 3 |
4 | 4 | 4 | 5 |
5 | 2 | 5 | 3 |
6 | 0 | 6 | 1 |
7 | 3 | 7 | 1 |
8 | 1 | 8 | 0 |
9 | 7 | 9 | 2 |
10 | -2 | 10 | 2 |
Вывод. В группе А выявлены из 10 ребят две «социометрические звезды» (4 и более), это достаточно уверенные в себе дети они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. 4 дошкольника (от 1 до3 баллов) предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, и двое из них в своей маленькой группе могут быть лидерами. Двое ребят (0 баллов) – тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками. Один ребенок (девочка) набрала – 2 балла, она достаточно подвижная, общительная, но конфликтна, легко вступает в игру, часто обижается и обижает других, требует много внимания.
Группа Б также разнообразна. Есть дошкольник «звезда», имеет авторитет как у мальчиков, так и у девочек. 6 детей набрали от 1 до 3 баллов, что говорит об общительности, умении играть с детьми, 3 из них имеют достаточный лидерский потенциал, но не всегда лидируют, да и не стремятся к этому. Двое детей малообщительны, дети их игнорируют, один из них несколько дней назад пришел в этот детский сад, дети с ним мало знакомы. И один ребенок имеет отрицательный результат баллов. Он гиперактивен, очень подвижный, крупный ребенок, дети немного побаиваются его.
2.
Анализ формирующего
С
самого начала формирующего эксперимента
удалось заинтересовать всех детей,
у детей был хороший
Правила, по которым должна была проходить исследовательская деятельность усвоили все ребята. Но сразу приняли их не все, были сложности у девочки с высоким лидерским потенциалом, так как приходилось молчать, слушать мнения других. Также были вначале эксперимента проблемы у двух ребят, один из них – тихий, малоактивный, необщительный, другой отвержен детским коллективом. Эти ребята пытались «уйти» от ответа, высказывания мнения.
Первые
две недели эксперимента педагог
вел исследовательскую
Во
время данного этапа были отмечены
такие положительные моменты, как
включение каждого ребенка в
исследовательскую
Были и сложности, например, готовясь к занятию, необходимо было приготовить различные материалы, чтобы применить их в исследовательской деятельности, но не всегда было возможно предусмотреть все варианты ребят. Например, во время исследовательской деятельности на тему «Какими способами можно очистить свою кожу?», одна девочка предложила скраб для кожи, ребята заинтересовались больше всего ее ответом, но скраба под рукой не оказалось, пришлось исследовать другие варианты, а скраб принести в следующий раз.