Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Оглавление

Содержание

Введение ………………………………………………………… …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального

исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список литературы …………………………………………………………….57-61

Файлы: 1 файл

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

    Ближе к концу формирующего эксперимента роль педагога стала только направляющей, дети уже легко вели саму исследовательскую  деятельность, каждый из детей был в роли ведущего. Тех ребят, которые имели сложности в адаптации, в общении с другими детьми, были в паре с детьми, с которыми имели достаточно хорошие отношения. 
 
 
 

    3. Результаты контрольного эксперимента.

Таблица 8. Матрица социометрических положительных ответов группы А.

Респондент Кого  выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1     3

2

2

3

  1

1

        
2      1

2

3

3

2

1

          
3 3

3

       1

1

      2

2

 
4 2

2

1

1

2

3

        3

3

   
5                 2

3

1

1

3

2

6 1

1

  2

3

          3  

2

 
  
7       1

3

       2

2

3  

1

8     3

3

      2

1

  1  
2
9   3     1

1

   

3

2    
2
10   3

2

 
3
1

1

         2  
Получено  выборов 6 5 11 8 6 2 4 8 7 5
Получено  взаимных выборов 6 2 2 4 2 2 2 3 4 1
 
 

    Коэффициент взаимности – 46,7%.

    Коэффициент значительно изменился (повысился) что говорит о сплочении коллектива, появления у ребят более тесных и устойчивых отношений. 

    Таблица 9. Статусные группы в группе А.

Статусная группа Номер респондента
«Звезды» 3
«Предпочитаемые» 4,8,9
«Принятые» 1,2,5,7,10.
«Непринятые» 6
«Отвергнутые» 0
 
 
 
 

Таблица 10. Матрица социометрических положительных  ответов группы Б.

Респондент Кого  выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1   3

2

  2

3

  1

1

       
2 2      2

3

 
  
1

2

 
1
     
3   1

1

  2

3

   

2

3      
4     1

2

  2

3

     
 
3

1

 
5   3

3

  2

2

  1

1

       
6       2 1

2

   
1
3

3

   
7           3

3

    2

1

2

1

8      2

2

  1

1

        3

3

9   1

1

   2

3

      3    
2
10     2  
2
     1

1

  3

3

 
Получено  выборов 1 8 5 12 6 9 3 3 6 5
Получено  взаимных выборов 1 2 2 3 2 3 3 0 2 3
 

    Коэффициент взаимности – 35 %. Коэффициент вообщем-то не изменился, у многих ребят наблюдаются так же частые смены друзей, предпочтений, но это возрастная особенность дошкольного возраста. 

    Таблица 11. Статусные группы в группе Б.

Статусная группа Номер респондента
«Звезды» 4
«Предпочитаемые» 2,6
«Принятые» 3,5,9,10
«Непринятые» 1,7,8
«Отвергнутые» 0
 

      В группе Б видны незначительные  изменения в статусах дошкольников. Хочется отметить, что ребенок-новичок  в этой группе, который во время  констатирующего эксперимента имел  в данном коллективе статус  «непринятый», за два месяца адаптировался, познакомился с детьми и уже во время повторной диагностике имеет статус «предпочитаемый».  

Таблица 12. Результаты методики определения  уровня развития коммуникативной сферы  у дошкольников в группе А.

Респондент Баллы Характеристика
1 6 Трудно определить, активный или пассивный: позовут  играть – пойдет, не позовут –  не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
2 7 Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
3 7 Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к  этому других.
4 7 Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к  этому других.
5 5 Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
6 4 Пассивный: только иногда участвует в играх, когда  его настойчиво приглашают.
7 8 Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в  игры, общение.
8 7 Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
9 9 Очень активный: вовлекает и сам активно участвует  в играх и общении.
10 5 Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
 

    Вывод. Результаты имеют некоторые изменения, после формирующего эксперимента отмечено, что играть стали и те дети, кто  не включался в игру коллективную, думаю, это произошло потому, что  во время исследовательской деятельности ребята получили навык общения, сотрудничества. Так же необходимо сказать, что дети перестали изолироваться для игр в паре, их игры стали «открытыми» для других.  

Таблица 13. Результаты методики определения  уровня развития коммуникативной сферы  у дошкольников в группе Б.

Респондент Баллы Характеристика
1 3 Очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 8 Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
3 6 Трудно определить, активный или пассивный: позовут  играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
4 7 Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к  этому других.
5 8 Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
6 8 Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 5 Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх  и общении.
8 3 Очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
9 7 Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к  этому других.
10 8 Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в  игры, общение
 

    Вывод. Существенных изменений в группе Б не наблюдается. Опять же отмечается активность респондента под №2, это  произошло в связи с адаптацией этого ребенка в данном коллективе. Это, конечно же, говорит, что атмосфера  в группе хорошая, большинство детей активны. Но имеется существенное отличие от экспериментальной группы – это разделение на группки во время игровой деятельности, некоторые группы закрыты для других.

    Таблица 14. Результаты теста «Два домика».

Группа  А Баллы Группа  Б Баллы
1 1 1 -3
2 2 2 3
3 1 3 3
4 5 4 5
5 2 5 3
6 0 6 1
7 3 7 2
8 1 8 0
9 7 9 1
10 -1 10 2
 

    Вывод. Во время контрольного обследования имеются  некоторые изменения  в результатах. Группа А: один ребенок, имеющий нулевой результат, набрал один балл, не только дети его стали приглашать его в свою игру или в общение, но у него отмечается инициатива к общению.

    В группе Б изменения также существуют, за это время изменился состав некоторых микрогрупп. Опять же отмечается «изоляция» некоторых групп, ребята не хотят в микрогруппы допускать других детей.

Информация о работе Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность