Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Содержание
Введение ………………………………………………………… …………….3-9
Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального
исследования ……………………………………………………………….34-40
2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
Список литературы …………………………………………………………….57-61
Ближе
к концу формирующего эксперимента
роль педагога стала только направляющей,
дети уже легко вели саму исследовательскую
деятельность, каждый из детей был в роли
ведущего. Тех ребят, которые имели сложности
в адаптации, в общении с другими детьми,
были в паре с детьми, с которыми имели
достаточно хорошие отношения.
3.
Результаты контрольного
Таблица 8. Матрица социометрических положительных ответов группы А.
Респондент | Кого выбирают | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 3
2 |
2
3 |
1
1 |
|||||||
2 | 1
2 |
3
3 |
2
1 |
|||||||
3 | 3
3 |
1
1 |
2
2 |
|||||||
4 | 2
2 |
1
1 |
2
3 |
3
3 |
||||||
5 | 2
3 |
1
1 |
3
2 | |||||||
6 | 1
1 |
2
3 |
3 |
2 |
| |||||
7 | 1
3 |
2
2 |
3 |
1 | ||||||
8 | 3
3 |
2
1 |
1 | 2 | ||||||
9 | 3 | 1
1 |
3 |
2 | 2 | |||||
10 | 3
2 |
3 |
1
1 |
2 | ||||||
Получено выборов | 6 | 5 | 11 | 8 | 6 | 2 | 4 | 8 | 7 | 5 |
Получено взаимных выборов | 6 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 |
Коэффициент взаимности – 46,7%.
Коэффициент
значительно изменился (повысился)
что говорит о сплочении коллектива, появления
у ребят более тесных и устойчивых отношений.
Таблица 9. Статусные группы в группе А.
Статусная группа | Номер респондента |
«Звезды» | 3 |
«Предпочитаемые» | 4,8,9 |
«Принятые» | 1,2,5,7,10. |
«Непринятые» | 6 |
«Отвергнутые» | 0 |
Таблица 10. Матрица социометрических положительных ответов группы Б.
Респондент | Кого выбирают | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 3
2 |
2
3 |
1
1 |
|||||||
2 | 2 | 2
3 |
|
1
2 |
1 |
|||||
3 | 1
1 |
2
3 |
2 |
3 | ||||||
4 | 1
2 |
2
3 |
|
3
1 |
||||||
5 | 3
3 |
2
2 |
1
1 |
|||||||
6 | 2 | 1
2 |
1 |
3
3 |
||||||
7 | 3
3 |
2
1 |
2
1 | |||||||
8 | 2
2 |
1
1 |
3
3 | |||||||
9 | 1
1 |
2
3 |
3 | 2 | ||||||
10 | 2 | 2 |
1
1 |
3
3 |
||||||
Получено выборов | 1 | 8 | 5 | 12 | 6 | 9 | 3 | 3 | 6 | 5 |
Получено взаимных выборов | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 0 | 2 | 3 |
Коэффициент
взаимности – 35 %. Коэффициент вообщем-то
не изменился, у многих ребят наблюдаются
так же частые смены друзей, предпочтений,
но это возрастная особенность дошкольного
возраста.
Таблица 11. Статусные группы в группе Б.
Статусная группа | Номер респондента |
«Звезды» | 4 |
«Предпочитаемые» | 2,6 |
«Принятые» | 3,5,9,10 |
«Непринятые» | 1,7,8 |
«Отвергнутые» | 0 |
В группе Б видны
Таблица 12. Результаты методики определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольников в группе А.
Респондент | Баллы | Характеристика |
1 | 6 | Трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается. |
2 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
3 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
4 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
5 | 5 | Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении. |
6 | 4 | Пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают. |
7 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. |
8 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
9 | 9 | Очень активный:
вовлекает и сам активно |
10 | 5 | Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении. |
Вывод.
Результаты имеют некоторые изменения,
после формирующего эксперимента отмечено,
что играть стали и те дети, кто
не включался в игру коллективную,
думаю, это произошло потому, что
во время исследовательской
Таблица 13. Результаты методики определения уровня развития коммуникативной сферы у дошкольников в группе Б.
Респондент | Баллы | Характеристика |
1 | 3 | Очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает. |
2 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. |
3 | 6 | Трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается. |
4 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
5 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. |
6 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение. |
7 | 5 | Скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении. |
8 | 3 | Очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает. |
9 | 7 | Скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других. |
10 | 8 | Активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение |
Вывод. Существенных изменений в группе Б не наблюдается. Опять же отмечается активность респондента под №2, это произошло в связи с адаптацией этого ребенка в данном коллективе. Это, конечно же, говорит, что атмосфера в группе хорошая, большинство детей активны. Но имеется существенное отличие от экспериментальной группы – это разделение на группки во время игровой деятельности, некоторые группы закрыты для других.
Таблица 14. Результаты теста «Два домика».
Группа А | Баллы | Группа Б | Баллы |
1 | 1 | 1 | -3 |
2 | 2 | 2 | 3 |
3 | 1 | 3 | 3 |
4 | 5 | 4 | 5 |
5 | 2 | 5 | 3 |
6 | 0 | 6 | 1 |
7 | 3 | 7 | 2 |
8 | 1 | 8 | 0 |
9 | 7 | 9 | 1 |
10 | -1 | 10 | 2 |
Вывод. Во время контрольного обследования имеются некоторые изменения в результатах. Группа А: один ребенок, имеющий нулевой результат, набрал один балл, не только дети его стали приглашать его в свою игру или в общение, но у него отмечается инициатива к общению.
В группе Б изменения также существуют, за это время изменился состав некоторых микрогрупп. Опять же отмечается «изоляция» некоторых групп, ребята не хотят в микрогруппы допускать других детей.