Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Оглавление

Содержание

Введение ………………………………………………………… …………….3-9

Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54

2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального

исследования ……………………………………………………………….34-40

2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54

Заключение……………………………………………………………………...55-56

Список литературы …………………………………………………………….57-61

Файлы: 1 файл

Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

    А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

    Кому  ты доверишь свою тайну?

    Кому  никогда не доверишь свою тайну?

    Спасибо!»

    Ход проведения

    Поочередно  задаются четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных  и два отрицательных выбора).  При ответе на разные вопросы имена выбранных детей могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

    2) Методика определения уровня  развития коммуникативной сферы  у дошкольника.

    Уровень развития общительности ребенка  определяется в детском саду  во время общих детских игр. Чем  активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

    10 баллов – сверхактивный, т.е.  постоянно тормошит сверстников,  вовлекая в игры, общение.

    9 баллов – очень активный: вовлекает  и сам активно участвует в  играх и общении.

    8 баллов – активный: идет на  контакт, участвует в играх,  иногда сам вовлекает сверстников  в игры, общение.

    7 баллов – скорее активный, чем  пассивный: участвует в играх,  общении, но сам не понуждает  к этому других.

    6 баллов – трудно определить, активный  или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.

    5 баллов – скорее пассивный,  чем активный: иногда отказывается  от общения, но участвует в  играх и общении.

    4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.

    3 балла – очень пассивный: не  участвует в играх, только наблюдает.

    2 балла – замкнутый, не реагирует  на игры сверстников.

    3) Тест «Два домика»

    Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

    Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь  себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

    Взрослый  записывает, кто, где поселится, затем  спрашивает, не хочет ли ребенок  поменять кого-нибудь местами, не забыл  ли кого-нибудь.

    Анализ  результатов:

    Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок  поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

    +4 и более баллов – «социометрические  звезды», это внешне привлекательные,  достаточно уверенные в себе  дети, которые пользуются авторитетом  в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

    от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус»  нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

    от  –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко  вступают в игру, но также легко  ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

    0 баллов (выборы со знаком «+»  и «минус» отсутствуют) – этих  детей просто не замечают, их  как бы нет в группе, как  правило, это тихие, малоактивные  дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

    –1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко  они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

    Особое  внимание следует обратить на тех  детей, которые основную массу сверстников  отправляют в черный домик, оставаясь  в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

    4) Также в результаты констатирующего  эксперимента включены комментарии  воспитателя, работающего в данной  группе.

    2. Формирующий эксперимент заключался  в проведении дополнительных  упражнениях исследовательской  направленности с экспериментальной  группой. Упражнения проводились  2 раза в неделю в течение  2 месяцев, в групповой форме,  темы были различны (в основном  это вопросы, которые задавали сами дошкольники во время констатирующего эксперимента).

    Темы  исследовательской деятельности.

  1. Для чего нужен язык?
  2. Какими способами можно очистить свою кожу?
  3. Как бороться со сном?
  4. Пять пальцев на руке – это много или мало?
  5. Чем помочь книге, испорченной чернилами?
  6. Дождь идет, а зонта нет…
  7. Какая бумага прочнее?
  8. Как определить массу тела?
  9. Почему нельзя есть в сухомятку?
  10. Чем отличается молоко от воды?
  11. Как стать хорошим другом?
  12. Как развеселить маму?

    Этапы выполнения упражнений: 

  1. постановка проблемы;
  2. обсуждение вопроса;
  3. исследовательский поиск решения проблем;

    На  данном этапе опытно-экспериментального исследования особое внимание уделяется  формированию у дошкольников во время  исследовательской деятельности навыков  групповой работы и коммуникативных умений.

    Исследовательская групповая деятельность дошкольников ведется по определенным обязательным правилам:

    -  в обсуждении проблемы участвует  каждый ребенок;

    - отвечающий говорит, остальные  слушают (в руках у отвечающего  карточка с вопросом);

    - у каждого ребенка есть синяя  фишка. Прослушав ответы каждый  должен отдать фишку тому, чей  ответ-решение проблемы ему кажется  верным;

    -  каждый участвует в исследовательском  поиске решения проблемы;

    - в обсуждении вывода также  участвует каждый ребенок, отвечая на вопросы: “Трудно ли было догадаться до правильного решения? Что было самым трудным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите еще что-нибудь исследовать?”

    - ответ итоговый произносит ребенок-спикер (у него в руках карточка  с восклицательным знаком).

    На  первых занятиях контроль со стороны  взрослого усилен, но как только дети усвоили правила, контроль ослабевает и имеет направляющую роль.

    3. Во время контрольного эксперимента была проведена диагностика уровня лидерского потенциала у экспериментальной и контрольной групп, после чего результаты должны были подтвердить, либо опровергнуть предположения относительно эффективности экспериментальных мер. На этом этапе сравнивались результаты, полученные на этапе констатации с результатами формирующего эксперимента. 

    4. Обобщающий этап.

      Обобщающий эксперимент включает  в себя описание результатов  осуществления экспериментальных  мер (конечное состояние исследуемого  объекта); характеристику условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты; описание особенностей субъектов эксперимента; разработку рекомендаций в адрес практических работников. 
 
 

    2.2 Анализ полученных  результатов

    ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по ????

    Исходя  из целей и задач выпускной  квалификационной работы по выявлению оптимальных форм работы с родителями с учетом типологии семей, был проведён эксперимент, методика которого описана в предыдущем параграфе данной главы. В ходе эксперимента была проверена гипотеза исследования, что условия организации работы с родителями с учетом типологии семьи будут эффективными если:

  • будет составлена индивидуальная классификация семей с учетом социальная статуса в каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения;
  • будут использоваться инновационные формы работы  с семьей;
  • педагоги ДОУ будут компетентны в подборе оптимальных форм работы с родителями с учетом типологии семьи.

    Обратимся к анализу полученных результатов.

    При проведении констатирующего эксперимента мы обратились к воспитателям дошкольных учреждений, с целью получения данных о родителях и разработали наиболее эффективные формами работы с ними.

    По  результатам проведенной анкеты «Социальный

    1. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента.

Таблица 1.

Матрица социометрических положительных ответов  группы А

Респондент Кого  выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1     3

2

1

1

        2

3

 
2 2    
3
1

2

    3

1

     
3   1

1

    3

2

      2

3

 
4 1

1

3

2

2

3

             
5        
3
    2

1

  1

2

3
6             3 1

1

2

3

 
2
7       3

3

      2

2

  1

1

8     3

2

      2

1

  1

3

 
9         1

3

  3

1

2    
2
10   3

3

   
 
    1

1

  2

2

 
Получено  выборов 3 6 7 7 4 0 10 5 14 5
Получено  взаимных выборов 2 1 0 4 2 0 4 3 4 3

Информация о работе Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность