Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:34, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Содержание
Введение ………………………………………………………… …………….3-9
Глава 1. Теоретические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста ………………………………………………………...10-32
Лидерство у детей дошкольного возраста как социально-педагогический феномен …………………………………………………………………….10-22
Развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности ………………………………23-33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала дошкольников ………………………………………………………………….34-54
2.1 Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального
исследования ……………………………………………………………….34-40
2.2 Анализ полученных результатов ………………………………………….40-54
Заключение……………………………………………………………………...55-56
Список литературы …………………………………………………………….57-61
А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
Кому ты доверишь свою тайну?
Кому никогда не доверишь свою тайну?
Спасибо!»
Ход проведения
Поочередно задаются четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). При ответе на разные вопросы имена выбранных детей могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
2)
Методика определения уровня
развития коммуникативной
Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.
10
баллов – сверхактивный, т.е.
постоянно тормошит
9 баллов – очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8
баллов – активный: идет на
контакт, участвует в играх,
иногда сам вовлекает
7 баллов – скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов – трудно определить, активный или пассивный: позовут играть – пойдет, не позовут – не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов – скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла – пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3
балла – очень пассивный: не
участвует в играх, только
2
балла – замкнутый, не
3) Тест «Два домика»
Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Анализ результатов:
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4
и более баллов – «
от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
0
баллов (выборы со знаком «+»
и «минус» отсутствуют) – этих
детей просто не замечают, их
как бы нет в группе, как
правило, это тихие,
–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
4)
Также в результаты
2.
Формирующий эксперимент
Темы
исследовательской
Этапы выполнения упражнений:
На
данном этапе опытно-
Исследовательская групповая деятельность дошкольников ведется по определенным обязательным правилам:
-
в обсуждении проблемы
-
отвечающий говорит, остальные
слушают (в руках у
-
у каждого ребенка есть синяя
фишка. Прослушав ответы
-
каждый участвует в
- в обсуждении вывода также участвует каждый ребенок, отвечая на вопросы: “Трудно ли было догадаться до правильного решения? Что было самым трудным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите еще что-нибудь исследовать?”
-
ответ итоговый произносит
На первых занятиях контроль со стороны взрослого усилен, но как только дети усвоили правила, контроль ослабевает и имеет направляющую роль.
3. Во время контрольного эксперимента была проведена диагностика уровня лидерского потенциала у экспериментальной и контрольной групп, после чего результаты должны были подтвердить, либо опровергнуть предположения относительно эффективности экспериментальных мер. На этом этапе сравнивались результаты, полученные на этапе констатации с результатами формирующего эксперимента.
4. Обобщающий этап.
Обобщающий эксперимент
2.2 Анализ полученных результатов
ВОТ ТАК ПРАВИЛЬНО2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по ????
Исходя из целей и задач выпускной квалификационной работы по выявлению оптимальных форм работы с родителями с учетом типологии семей, был проведён эксперимент, методика которого описана в предыдущем параграфе данной главы. В ходе эксперимента была проверена гипотеза исследования, что условия организации работы с родителями с учетом типологии семьи будут эффективными если:
Обратимся к анализу полученных результатов.
При проведении констатирующего эксперимента мы обратились к воспитателям дошкольных учреждений, с целью получения данных о родителях и разработали наиболее эффективные формами работы с ними.
По результатам проведенной анкеты «Социальный
1. Результаты, полученные во время констатирующего эксперимента.
Таблица 1.
Матрица социометрических положительных ответов группы А
Респондент | Кого выбирают | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | 3
2 |
1
1 |
2
3 |
|||||||
2 | 2 | 3 |
1
2 |
3
1 |
||||||
3 | 1
1 |
3
2 |
2
3 |
|||||||
4 | 1
1 |
3
2 |
2
3 |
|||||||
5 | 3 |
2
1 |
1
2 |
3 | ||||||
6 | 3 | 1
1 |
2
3 |
2 | ||||||
7 | 3
3 |
2
2 |
1
1 | |||||||
8 | 3
2 |
2
1 |
1
3 |
|||||||
9 | 1
3 |
3
1 |
2 | 2 | ||||||
10 | 3
3 |
|
1
1 |
2
2 |
||||||
Получено выборов | 3 | 6 | 7 | 7 | 4 | 0 | 10 | 5 | 14 | 5 |
Получено взаимных выборов | 2 | 1 | 0 | 4 | 2 | 0 | 4 | 3 | 4 | 3 |