Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 23:21, курсовая работа
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. При этом, обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом).
- О чем они говорят?
- По телефон
3.- Оксана, прочитай текст. (Кристина С.)
- Кто говорит?
- Продавец, мальчик.
- О чем они говорят?
-
4.-Прочитай текст. (Лена Б.)
- Саша, кто говорит?
- Аптека.
- Кто говорит с аптекарем?
-
- О чем говорит аптекарь?
-
5.- Саша, прочитай текст. (Сергей К.)
- Кто говорит?
- Говорит продавец и мальчик.
- О чем они говорят?
- Мальчик хочет купить мяч. Продавец продает ему мяч.
и т.д.
Результаты выполнения первого задания представлены в таблице 1,2,3.
Таблица 1. Определение участников диалога
Имя ребенка |
Тема диалога | ||
«Беседа по телефону» |
«В магазине игрушек» |
«В аптеке» | |
1. Юля О. |
+ |
– |
+ |
2. Маша Л. |
+ |
+ |
+ |
3. Кристина С. |
+ |
+ |
+ |
4.Лена Б. |
+ |
– |
+ /– |
5. Сергей К. |
+ |
+ |
+ |
6. Диана М. |
+ |
+/– |
+ |
7. Максим С. |
+ |
+ |
+ |
8. Саша Ш. |
+ |
+ |
+ |
9. Никита А. |
+ |
+ |
+ |
10. Карина Б. |
+ |
– |
+ |
Таблица 2. Понимание содержания диалогов
Имя ребенка |
Тема диалога | ||
«Беседа по телефону» |
«В магазине игрушек» |
«В аптеке» | |
1. Юля О. |
– |
+/– |
– |
2. Маша Л. |
+ |
– |
– |
3. Кристина С. |
– |
– |
+/– |
4. Лена Б. |
– |
– |
+ /– |
5. Сергей К. |
+/– |
+ |
+ |
6. Диана М. |
– |
+/– |
– |
7. Максим С. |
– |
– |
+/– |
8. Саша Ш. |
+/– |
+/– |
+ |
9. Никита А. |
+ |
+/– |
- |
10. Карина Б. |
– |
– |
– |
Для статистической обработки полученных данных нами была произведена их количественная обработка: за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за частично правильный – 0.5 балла, за неправильный ответ либо отсутствие – 0 баллов. Таблица 3.
Таблица 3. Количественные результаты выполнения первого задания, баллы
Имя ребенка |
Общее кол-во баллов за задание № 1 |
1. Юля О. |
2,5 |
2. Маша Л. |
4 |
3. Кристина С. |
3,5 |
4.Лена Б. |
2 |
5. Сергей К. |
5,5 |
6. Диана М. |
3 |
7. Максим С. |
3,5 |
8. Саша Ш. |
5 |
9. Никита А. |
4,5 |
10. Карина Б. |
2 |
Анализы результатов выполнения второго задания показали, что слабослышащие учащиеся испытывают трудности в восприятии и понимании обращенных высказываний (реплик-стимулов), самостоятельном конструировании высказываний (реплик-реакций).
Приведем примеры диалогов экспериментатора с учащимися.
- Как тебя зовут?
-Меня зовут Даша.
- Сколько тебе лет?
- Мне 6 лет.
- Когда у тебя день рождения?
- 10 марта.
- У тебя большая семья?
- Да. У меня большая семья.
- Сколько человек в твоей семье?
-4.
- Как зовут твою маму?
- Мама Аня.
- Как зовут твоего папу?
- Папа Вова.
- У тебя есть брат или сестра?
- Есть брат.
- Как его (ее) зовут?
- Андрей.
- Сколько ему (ей) лет?
- 11.
- Ты любишь свою семью?
- Люблю.
2. «Школа». (Максим С.)
- В каком классе ты учишься?
- В первом.
- Тебе нравится учиться?
- Да.
- Как зовут твою учительницу?
- Елена Александровна.
- У тебя в классе много друзей?
- Много.
- Как их зовут?
- Леша, Максим, Саша и Оля.
- Какой твой любимый урок?
- Математика.
- Сколько у вас бывает уроков в день?
- 4.
- Тебе нравится учиться?
- Да.
3. «Магазин» (Саша Ш.)
- Ты часто ходишь по магазинам?
- Часто.
- В какие магазины ты любишь ходить больше всего?
- В продуктовый.
- С кем ты ходишь в магазин?
- С мамой, папой.
- Что ты покупаешь в магазине?
- Мороженое, хлеб, молоко, мясо, чипсы.
- В какие еще магазины ты ходишь?
- Книжный.
Результаты выполнения второго задания представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты самостоятельного конструирования реплик-реакций в процессе ведения диалога.
Имя ребенка |
Тема диалога | ||
«Семья» |
«В магазине» |
«Школа» | |
1. Юля О. |
+ |
– |
+ |
2. Маша Л. |
+ |
+ |
+ |
3. Кристина С. |
+ |
+ |
+ |
4. Лена Б. |
+ |
– |
+ /– |
5. Сергей К. |
+ |
+ |
+ |
6. Диана М. |
+ |
+/– |
+ |
7. Максим С. |
+ |
+ |
+ |
8. Саша Ш. |
+ |
+ |
+ |
9. Никита А. |
+ |
+ |
+ |
10. Карина Б. |
+ |
– |
+ |
Для статистической обработки полученных данных нами была произведена их количественная обработка: за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за частично правильный – 0.5 балла, за неправильный ответ либо отсутствие – 0 баллов. Таблица 5.
Таблица 5. Количественные результаты выполнения второго задания, баллы.
Имя ребенка |
Общее кол-во баллов за задание № 2 |
1. Юля О. |
2 |
2. Маша Л. |
3 |
3. Кристина С. |
3 |
4. Лена Б. |
1,5 |
5. Сергей К. |
3 |
6. Диана М. |
2,5 |
7. Максим С. |
3 |
8. Саша Ш. |
3 |
9. Никита А. |
3 |
10. Карина Б. |
2 |
По результатам выполнения третьего задания слабослышащими учащимися можно сделать вывод, что у них недостаточно сформировано умение развивать даже знакомую из повседневной жизни тему диалога.
Приведем примеры самостоятельного завершения диалогов учащимися с нарушением слуха.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- У вас есть молоко?
- Да, есть.
- А сметана есть?
- Да, есть.
- Дайте мне пожалуйста молоко и сметана.
- Вот, возьмите.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
2. «В парикмахерской» (Карина Б.)
- Здравствуйте!
- Здравствуйте! Проходите. Что вы хотите?
- Я хочу сделать прическу.
- Какую?
- Красивую.
- Хорошо. Садитесь. Я подкручу концы и лак.
- Да, пожалуйста.
- Готово.
- Спасибо. Досвидания.
- Приходите еще
3. «В библиотеке» (Кристина С.)
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Я хочу взять книгу?
- Какую книгу?
- Сказки.
- …
-…
-…
-…
Результаты выполнения третьего задания представлены в таблице 6,7.
Таблица 6. Результаты.
Имя ребенка |
Тема диалога | ||
«В библиотеке» |
«В продуктовом магазине» |
«В парикмахерской» | |
1. Юля О.. |
+ |
– |
+ |
2. Маша Л. |
+ |
+ |
+ |
3. Кристина С. |
+/- |
+ |
+ |
4. Лена Б. |
+ |
– |
+ /– |
5. Сергей К. |
+ |
+ |
+ |
6. Диана М. |
+ |
+/– |
+ |
7. Максим С. |
+ |
+ |
+ |
8. Саша Ш. |
+ |
+ |
+ |
9. Никита А. |
+/- |
+ |
+ |
10. Карина Б. |
+ |
– |
+ |
Для статистической обработки полученных данных нами была произведена их количественная обработка: за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за частично правильный – 0.5 балла, за неправильный ответ либо отсутствие – 0 баллов. Таблица 7.
Таблица 7. Результаты выпонения третьего задания, баллы.
Имя ребенка |
Общее кол-во баллов за задание № 3 |
1. Юля О. |
2 |
2. Маша Л. |
3 |
3. Кристина С. |
2,5 |
4. Лена Б. |
1,5 |
5. Сегрей К. |
3 |
6. Диана М. |
2,5 |
7. Максим С. |
3 |
8. Саша Ш. |
3 |
9. Никита А. |
2,5 |
10. Карина Б. |
2 |