Развитие диалогической речи младших школьников с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприят

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. При этом, обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом).

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.25 Кб (Скачать)

             - О чем они говорят?

             - По телефон

          3.- Оксана, прочитай текст. (Кристина С.) 

             - Кто говорит?

            - Продавец, мальчик.

             - О чем они говорят?

            -

           4.-Прочитай текст. (Лена Б.)

     - Саша, кто говорит?

     - Аптека. 

     - Кто говорит с аптекарем?

     -

              - О чем говорит аптекарь?

             -

           5.- Саша, прочитай текст. (Сергей К.)

             - Кто говорит?

              - Говорит продавец и мальчик.

             - О чем они говорят?

             - Мальчик хочет купить мяч. Продавец продает ему мяч.

и т.д.

 

 

Результаты выполнения первого задания  представлены в таблице 1,2,3.

 

 

Таблица 1. Определение участников диалога

Имя ребенка

Тема диалога

«Беседа по телефону»

«В магазине игрушек»

«В аптеке»

1. Юля О.

+

+

2. Маша Л.

+

+

+

3. Кристина С.

+

+

+

4.Лена Б.

+

+ /–

5. Сергей К.

+

+

+

6. Диана М.

+

+/–

+

7. Максим С.

+

+

+

8. Саша Ш.

+

+

+

9. Никита А.

+

+

+

10. Карина Б.

+

+


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Понимание содержания диалогов

Имя ребенка

Тема диалога

«Беседа по телефону»

«В магазине игрушек»

«В аптеке»

1. Юля О.

+/–

2. Маша Л.

+

3. Кристина С.

+/–

4. Лена Б.

+ /–

5. Сергей К.

+/–

+

+

6. Диана М.

+/–

7. Максим С.

+/–

8. Саша Ш.

+/–

+/–

+

9. Никита А.

+

+/–

-

10. Карина Б.


 

Для статистической обработки полученных данных  нами была произведена их количественная обработка: за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за частично правильный – 0.5 балла, за неправильный ответ либо отсутствие – 0 баллов. Таблица 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Количественные результаты выполнения первого задания, баллы

Имя ребенка

Общее кол-во баллов за задание № 1

1. Юля О.

2,5

2. Маша Л.

4

3. Кристина С.

3,5

4.Лена Б.

2

5. Сергей К.

5,5

6. Диана М.

3

7. Максим С.

3,5

8. Саша Ш.

5

9. Никита А.

4,5

10. Карина Б.

2


 

Анализы результатов выполнения второго задания показали, что слабослышащие учащиеся испытывают трудности в восприятии и понимании обращенных высказываний (реплик-стимулов), самостоятельном конструировании  высказываний (реплик-реакций).

Приведем примеры диалогов экспериментатора с учащимися.

  1. «Моя семья». (Диана М.)

 

-   Как тебя зовут?

-Меня зовут Даша.

- Сколько тебе лет?

- Мне 6 лет.

- Когда у тебя день  рождения?

- 10 марта.

- У тебя большая семья?

- Да. У меня большая  семья.

- Сколько человек в  твоей семье?

-4.

- Как зовут твою маму?

- Мама Аня.

- Как зовут твоего папу?

- Папа Вова.

- У тебя есть брат или сестра?

- Есть брат.

- Как его (ее) зовут?

- Андрей.

- Сколько ему (ей) лет?

- 11.

- Ты любишь свою семью?

- Люблю.

2. «Школа».     (Максим С.)

- В каком классе ты  учишься?

- В первом.

- Тебе нравится учиться?

- Да.

- Как зовут твою учительницу?

- Елена Александровна.

- У тебя в классе  много друзей?

- Много.

- Как их зовут?

- Леша, Максим, Саша и Оля.

- Какой твой любимый  урок?

- Математика.

- Сколько у вас бывает  уроков в день?

- 4.

- Тебе нравится учиться?

- Да.

 

3. «Магазин»   (Саша Ш.)

- Ты часто ходишь по  магазинам?

- Часто.

- В какие магазины ты  любишь ходить больше всего?

- В продуктовый.

- С кем ты ходишь  в магазин?

- С мамой, папой.

- Что ты покупаешь в  магазине?

- Мороженое, хлеб, молоко, мясо, чипсы.

- В какие еще магазины  ты ходишь?

- Книжный.

 

 

Результаты выполнения второго задания представлены в таблице 4.

 

Таблица 4. Результаты самостоятельного конструирования реплик-реакций в процессе ведения диалога.

Имя ребенка

Тема диалога

«Семья»

«В магазине»

«Школа»

1. Юля О.

+

+

2. Маша Л.

+

+

+

3. Кристина С.

+

+

+

4. Лена Б.

+

+ /–

5. Сергей К.

+

+

+

6. Диана М.

+

+/–

+

7. Максим С.

+

+

+

8. Саша Ш.

+

+

+

9. Никита А.

+

+

+

10. Карина Б.

+

+


 

 

Для статистической обработки полученных данных  нами была произведена их количественная обработка: за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за частично правильный – 0.5 балла, за неправильный ответ либо отсутствие – 0 баллов.  Таблица 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Количественные результаты выполнения второго задания, баллы.

Имя ребенка

Общее кол-во баллов за задание № 2

1. Юля О.

2

2. Маша Л.

3

3. Кристина С.

3

4. Лена Б.

1,5

5. Сергей К.

3

6. Диана М.

2,5

7. Максим С.

3

8. Саша Ш.

3

9. Никита А.

3

10. Карина Б.

2


 

 

По результатам выполнения третьего задания слабослышащими учащимися можно сделать вывод, что у них недостаточно сформировано умение развивать даже знакомую из повседневной жизни тему диалога.

Приведем примеры самостоятельного завершения диалогов учащимися с нарушением слуха.

 

  1. «В продуктовом магазине» (Никита А.)

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- У вас есть молоко?

- Да, есть.

- А сметана есть?

- Да, есть.

- Дайте мне пожалуйста молоко и сметана.

- Вот, возьмите.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

 

2. «В парикмахерской» (Карина Б.)

- Здравствуйте!

- Здравствуйте! Проходите. Что вы хотите?

- Я хочу сделать прическу.

- Какую?

- Красивую.

- Хорошо. Садитесь. Я подкручу концы и лак.

- Да, пожалуйста.

- Готово.

- Спасибо. Досвидания.

- Приходите еще

 

3. «В библиотеке» (Кристина С.)

-  Добрый день!

- Здравствуйте!

- Я хочу взять книгу?

- Какую книгу?

- Сказки.

- …

-…

-…

-…

 

 

 

Результаты выполнения третьего задания представлены в таблице 6,7.

 

Таблица 6. Результаты.

Имя ребенка

Тема диалога

«В библиотеке»

«В продуктовом магазине»

«В парикмахерской»

1. Юля О..

+

+

2. Маша Л.

+

+

+

3. Кристина С.

+/-

+

+

4. Лена Б.

+

+ /–

5. Сергей К.

+

+

+

6. Диана М.

+

+/–

+

7. Максим С.

+

+

+

8. Саша Ш.

+

+

+

9. Никита А.

+/-

+

+

10. Карина Б.

+

+


 

Для статистической обработки полученных данных  нами была произведена их количественная обработка: за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за частично правильный – 0.5 балла, за неправильный ответ либо отсутствие – 0 баллов.  Таблица 7.

 

Таблица 7. Результаты выпонения третьего задания, баллы.

Имя ребенка

Общее кол-во баллов за задание № 3

1. Юля О.

2

2. Маша Л.

3

3. Кристина С.

2,5

4. Лена Б.

1,5

5. Сегрей К.

3

6. Диана М.

2,5

7. Максим С.

3

8. Саша Ш.

3

9. Никита А.

2,5

10. Карина Б.

2

Информация о работе Развитие диалогической речи младших школьников с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприят