Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 23:21, курсовая работа
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. При этом, обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ Факультет: специального образования Специальность: Сурдопедагогика. Дошкольное образование Кафедра: сурдопедагогики Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы |
Курсовая работа Развитие диалогической речи младших школьников с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия. |
Автор работы студент 54 группы, заочной формы получения образования Научный руководитель, доцент, к.ф.-м.н. ______________ Н.Е. Павлович
Работа защищена «__» __________ 2015 г. с оценкой «______________».
Члены комиссии _______________ _____ подпись Фамилия И.О. _______________ ____________ подпись Фамилия И.О. |
Рег. № ___________ Минск, 2015 |
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. При этом, обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой - развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций. Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель и как средство практического овладения языком.
Социализации детей с недостатками слуха может осуществляться в их овладении диалогической речью. Диалогическая речь, будучи первичной по своему происхождению, имеет ярко выраженную социальную направленность и служит, в первую очередь, потребностям непосредственного живого общения. Поэтому одним из ведущих принципов в обучении детей с проблемами слуха является принцип интенсификации речевого общения. Соответственно, нарушение слуха приводит, в первую очередь, к нарушению общения. Психофизиологические особенности глухих детей раскрыты в трудах Л.С. Выготского, М.Е. Хватцева, С.Н. Шабалина, М.И. Никитиной и др. Исследования отечественных дефектологов и психиатров (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, В. Ф. Матвеев, Л. М. Барденштейн и др.) свидетельствуют о том, что глухота накладывает отпечаток на личность ребенка. В частности, на особенности его поведения и общения.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что диалогическая речь является основой общения людей. Слабослышащий ребенок не может воспринимать речь, обращенную к нему, в полном объеме. Соответственно, затрудняется или становится вовсе невозможным процесс общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Кроме того, младший школьный возраст является началом учебной деятельности, которая неизбежно сопряжена с общением и требует достаточного уровня развития монологической и, особенно, диалогической речи. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для речевого развития ребенка. Значит, диалогическую речь нужно развивать именно в данном возрастном периоде.
Цель работы – определить особенности диалогической речи слабослышащих учащихся младших классов.
Объект исследования – развитие диалогической речи слабослышащих младших школьников.
Предмет исследования - особенности диалогической речи слабослышащих первоклассников.
Задачи исследования:
Методы исследования:
-теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
-эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
Огромный интерес к диалогу возникает с 40-х – 50-х годов прошлого столетия. С тех пор вопросы диалога интенсивно разрабатываются на материале разных языков.
Большой исследовательский материал, посвященный диалогу, свидетельствует о сложности и многоаспектности этого явления.
В узком смысле, как языковая форма общения, диалог определяется в "Словаре лингвистических терминов" О.С.Ахмановой как "одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора" [1, с. 132]. Данное определение подчеркивает такую важную сторону организации диалога как формы речи, как наличие адресата, общая тематика высказываний. Однако этим не исчерпывается содержание термина. Начиная с 90-х годов прошлого века лингвистические словари, справочники и энциклопедии определяют диалог шире.
В лингвистическом энциклопедическом словаре диалог, или диалогическая речь, определяется как "форма (тип) речи, состоящая в обмене высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для диалогической речи типично содержательная (вопрос/ответ, согласие/возражение) и конструктивная связь реплик" [2, с. 135]. Данное определение включает не только наличие адресата и адресанта, формальное и содержательное единство реплик, но и конститутивный момент – формирование языкового состава высказывания адресанта под влиянием адресата.
Говоря об определении диалога, все исследователи затрагивают следующие характеристики: наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями; непринужденный характер речевой обстановки; попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих; одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний; большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика, жестикуляция); постоянное изменение языковой ситуации [3].
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не "два", как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как "сквозное движение, проникновение, размежевание, разделение, взаимность" и, следовательно, "диалог – разделенное слово, взаимная речь", то есть разговор, который ведут два или более человек. Данная этимология вызывает образ смыслового потока, текущего между людьми, среди нас и через нас, из которого может появиться новый смысл, новое понимание и который обновляет и наполняет смыслом самих людей, их жизнь [4].
Благодаря диалогу человек говорит и думает; разделенное слово объединяет, цементирует любое сообщество людей. В диалоге не может быть выигрыша или победы, так как это игра не против друг друга, а друг с другом и здесь главное – общее участие и общее достижение (новый смысл) [4].
Следует отметить, что диалог как форма речевого общения постоянно сопоставляется с монологом. Л.П. Якубинский, определяя характерные черты диалогической и монологической речи, отмечал, что в живой речи диалог и монолог зачастую переплетаются и что существует ряд переходных явлений, например, беседа в обстановке досуга, характеризующаяся более медленным темпом, большей величиной компонентов, большей обдуманностью речи, чем это наблюдается при быстром разговоре [5].
Диалог легко вписывается в представление о речевом общении, о сотрудничестве при речевой деятельности, в то время как монолог требует специального объяснения как формы речи, существующей наряду с диалогом. Тезис Л. В. Щербы о том, что "подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге" [3] разделял Л.П. Якубинский, говоривший о "естественности диалога" и "искусственности монолога" [5]. В. В. Виноградов писал, что монолог - не данность языка, а продукт индивидуального построения [3]. Стоит заметить, что вопрос о характере соотношения диалога и монолога пока не нашел единого решения.
Итак, основные постулаты теории диалога можно свести к следующему:
Таким образом, мы можем подвести некоторые итоги: диалогическая речь это – "форма речи, состоящая в обмене высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта".
Диалогическая речь имеет определенные характеристики это:
Диалогическая речь — устная речь, реализуемая в форме диалога. Основными характеристиками диалогической речи является ее ситуативность и реактивность. Ситуативность означает привязанность диалогической речи к определенной ситуации, а реактивность — преимущественное использование готовых фраз и, в первую очередь, реплик-реакций и ситуационных клише. Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты), интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений, непосредственность восприятия, активная роль адресанта и др. Единицей обучения Д. р. является диалогическое единство (микродиалог) – несколько реплик, связанных по содержанию и по форме [6].
Диалогическое единство — единица методической организации материала, включающая несколько реплик, характерных для конкретной ситуации. В каждом Д. е. могут по-разному сочетаться типы высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, восклицание) [6].
Развитие
диалогической формы речи во
многом определяется
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет не только к отставаниям в овладении языка, но и к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях [7].
Диалогическая речь рождается
в связи с деятельностью, в
совместной деятельности
А.Г. Зикеев выделил 5 основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции.
1. Вопросо - ответные единства.