Развитие диалогической речи младших школьников с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприят

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. При этом, обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом).

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.25 Кб (Скачать)

 

Таким образом, общий анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выделить некоторые характерные особенности диалогической речи слабослышащих младших школьников:

  1. трудности в восприятии и понимании обращенных высказываний;
  2. трудности в самостоятельном конструировании высказываний (дефицит лексичеких и грамматических средств);
  3. склонность к вопросно-ответному диалогическому единству, недостаточная сформированность умения конструировать диалогические единства других типов;
  4. недостаточная сформированность умения развивать тему диалога.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для развития речи ребенка очень важным является слух. Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Тесное взаимодействие речеслухового анализатора с речедвигательным отражает взаимосвязь слушания и говорения как видов речевой деятельности в процессе коммуникации, где каждый из партнеров то слушает, то говорит.

Исходя из особенностей диалогической речи, определяются основные умения, которыми должны овладеть слабослышащие учащиеся. Для овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию устной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу строить реплики структурно и содержательно. Диалогическая речь у слабослышащих младших школьников грубо нарушена. В первую очередь, это связано с нарушением восприятия речи собеседника.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что у большинства слабослышащих младших школьников диалогическая речь находится на очень низком уровне развития. Некоторые испытуемые вообще оказались неспособными к диалогическому общению. Следовательно, большинство слабослышащих младших школьников нуждаются в коррекционной работе по развитию диалогической речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 606 с.

 

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990, – 685с.

 

  1. Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы" // Библиотека 5 баллов: URL: www.5ballov.ru. (2008. 6 декаб.)

 

  1. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог // Информационный бюллетень: URL: http://newsletter.iatp.ru (2008. 28нояб.)

 

  1. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русский филологический портал: URL: www.philology.ru (2008. 28нояб.)

 

  1. welcome-to-rgl.vspu.ru/files/slovnik.doc 

 

  1. http://www.openclass.ru/node/265795

 

  1. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/ШафигуллинаАГ1.doc

 

  1.      mbdoudrujba.3dn.ru›…razvitie_dialogicheskoj_rechi

 

  1. http://www.coolreferat.com/Развитие речи у детей от 0 до 7 лет 

 

  1. http://www.coolreferat.com/Особенности_развития_речи_у_младших_школьников

 

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/dialog

 

  1.       http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/razvitie-svyaznoy-dialogicheskoy-rechi-u-detey-mladshego-shkolnogo

 

  1.       Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб.-метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — 48 с
  1.       Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов

. —— 2-е изд., испр. — М.: 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 223 с.

 

  1. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.— М., 1976.—С. 213—221

 

  1. Зикеев А. Особенности работы на уроках развития речи в подготовительных классах школ для слабослышащих детей // Дефектология. – 2000. - №3. – С. 42-48.

 

  1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А.  Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с.

 

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М., 1986. -125 с.

 

  1. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге /С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989.- 127 с.

 

  1. Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи / Академия,2011 г.- 336 с.
  2. Основы логопедической работы с детьми./ Под ред. Чиркиной Г. В. 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

 

  1. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука (перевод с нем.). - М: Просвещение, 2003. - 582 с.

 

  1. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. - М: Просвещение. 1991. - 298 с.

 

  1. Сурдопедагогика./ Под. ред. М. И. Никитиной. - М: Просвещение, 1999. -284 с.

 

  1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 425 с.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            Приложение 1 
ПРАВИЛА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 
Правила участника диалога 
1. Понимать и уметь формулировать обсуждаемую проблему. 
2. Уметь отделять «важное» от второстепенного, «неважного» в проблеме. 
3. Понимать, что проблема может иметь несколько решений. 
4. Занимать равноправную позицию в споре со всеми участниками дискуссии. 
5. Мужественно признавать свою ошибку. 
6. Быть активным участником обсуждения, даже не высказывая вслух свою точку зрения. 
Правила говорения 
1. Высказываться только по существу, на тему данной дискуссии. 
2. Следить за тем, чтобы речь была ясной и точной. 
3. Не высказываться раньше, чем обдумал то, что собираешься сказать. 
4. Без необходимости не повторять уже высказанную точку зрения. 
5. Если это необходимо, уметь правильно опровергнуть тезис собеседника, доказать свою точку зрения. 
Правила слушания 
1. Выслушивать собеседника до конца для полного понимания того, о чем он говорит. 
2. Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь. Для этого смотреть на говорящего, выделять главное в его словах и стараться понять. 
Если не уверен, что понял правильно: 
- попросить уточнить сказанное; 
- постараться сформулировать мысль собеседника своими словами. 
3. Не торопиться сразу опровергнуть высказывание собеседника, сначала необходимо вникнуть в его суть. 
4. Реагировать на высказывание собеседника, показывая, что понял его. 
Правила речевого поведения 
1. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность. 
2. Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди. 
3. Поднимать руку, если хочешь сказать, не выкрикивать с места. 
4. Следует правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы». 
5. Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его. 
6. Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все присутствующие, но не более того. 
7. При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать. 
8. Нельзя зевать, жевать во время разговора. 
9. Говоря о присутствующих, нельзя употреблять слов «он», «она», надо называть их по имени. 
10. Если нужно возразить партнеру, надо назвать его по имени и в процессе своего высказывания смотреть на него. 
11. Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», применяя выражения: «Я думаю»; «Мне кажется», сопроводив их словом «извините». 
12. Уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить»; «Я не согласен с вами» и т.д. 
13. Использовать выражения: «Я согласен»; «Я того же мнения»; «Я хочу помочь», если поддерживаешь точку зрения другого человека. 14. Чтобы не повторять высказанную мысль дважды, можно сказать: «Я думаю так же, как и…» 
15. Если необходимо уточнить сказанное, следует применять выражения: «Пожалуйста, уточните это»; «Не повторите ли вы это еще раз?»; «Извините, я не понял, что вы имеете в виду». 
16. Если нужно проверить, точно ли понята мысль собеседника, следует уметь применять выражения: «Как я понимаю, вы говорите, что…»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие диалогической речи младших школьников с нарушением слуха на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприят