Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 23:21, курсовая работа
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. При этом, обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом).
Уроки, проводимые на тематически
сгруппированном материале, включает в
себя разные по форме и содержанию беседы, в
процессе которых развивается и диалогическая
и монологическая речь. Важной задачей
таких уроков-бесед является систематизация
той информации, которую учащиеся уже
имеют для разговора, побуждение их к выражению
оценок, личного отношения к обсуждаемой теме,
активизация речевого запаса. В этих беседах
активная роль принадлежит учителю, однако постепенно
ориентируясь на образцы его речи, учащиеся
сами начинают ставить вопросы, в том числе
уточняющие предыдущие реплики учителя. Поэтому
особую ценность представляют такие темы,
содержание которых обусловлено индивидуальным
опытом детей (самостоятельное чтение,
выходной день, события в семье, каникулы,
занятия в кружках и пр.).
Краткие
беседы в начале урока развития речи (о
погоде, дежурстве, календарных датах,
распорядке дня, предстоящих событиях)
– важный участок речевой практики. В
системе формирование навыков общения
им отводится большая роль: «Краткие беседы
позволяют закрепить и совершенствовать
приобретаемые на уроках речевые навыки
и умения в условиях естественной коммуникации,
они дают возможность выявить самостоятельно
приобретаемый слабослышащими детьми словарь,
они позволяют вводить в речь учащихся
«лексическим путем», т. е. вне системы
моделей, ряд конструкций, фразеологических
оборотов, характерных для разговорной
речи, но не укладывающихся в методическую
систему» [15, с. 126].
Особое место должны занять «живые» наглядные материалы, которые будут способствовать повышению мотивации в процессе овладения речевыми навыками, заинтересованности.
Учащимся предлагается описать черно - белую картину «Дежурные».
Учитель задает вопросы:
- Как называется картина? («Дежурный»)
- Что это? (- Это класс)
- Кто в классе? (- В классе дежурные: Катя, Саша, Юля)
- Что делает Саша? (- Саша подметает пол)
- Что делает Юля? (- Юля поливает цветы)
- Что делает Катя? (- Катя вытирает доску)
Потом следует вопрос, относящийся непосредственно к учащимся:
- Кто сегодня дежурный? (был вчера, будет завтра дежурный?)
- Когда ты будешь дежурный?
- Что ты будешь делать?
В начале нашего эксперимента (февраль 2014 года) учащиеся справились с этим заданием одинаково. У всех в описании картины и в ответах на вопросы возникло много одинаковых ошибок и затруднений.
Анализируя фрагмент урока развития речи, мы можем заметить, что закрытая картинка была подобрана не очень удачно, причем не с точки зрения ее содержания, а с точки зрения ее качества. Картинка, предложенная учителем, была черно-белой, невзрачной и поэтому не могла передать полностью эмоциональную окраску изображенного сюжета. Поэтому для повышения интереса, активности детей в работе по закрытой картинке была использована такая же, но более яркая, красочная, «живая» картинка.
Опять же ученикам спустя 2 недели была предложена та же картина («Дежурные»). Учитель задавая те же вопросы, на которые дети должны были ответить. Выяснилось, что у учеников ответы более точные, развернутые, предложения строятся намного грамотнее, словарный запас богаче чем был в прошлый раз.
Эффективность работы по развитию диалогической речи в значительной степени определяется мотивацией учащихся, их заинтересованностью в процессе обучения. Весь дидактический материал, используемый в работе по развитию разговорной речи должен быть ярким, красочным, «живым», интересен детям, а использование однообразных, «скучных» наглядных пособий снижает эффективность учебной работы.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Методика исследования диалогической речи у учащихся с нарушением слуха 1 классов
Нарушение слуха препятствует непосредственному полноценному овладению детьми устной речью, а также восприятию речи окружающих, что приводит к своеобразию их речевого развития. Как отмечается в специальных психолого-педагогических исследованиях, речь детей с нарушением слуха отличается искаженностью, содержательной бедностью, структурной неполнотой речевой продукции. Тем не менее, как показывает практика, большинство детей с нарушением слуха активно пользуются устной речью.
Овладение языком обязательно предполагает усвоение разговорного стиля речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» [19, с.125].
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка, в особенности ребенка с нарушением слуха. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [20, с.127].
Овладение диалогической речью - необходимое условие полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, что особенно важно и необходимо для детей с нарушением слуха [Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина и др.].
Для совершенствования процесса формирования речи детей с нарушением слуха и поиска новых путей повышения результативности коррекционной работы по данному направлению, на наш взгляд, огромное значение имеет проведение исследований по выявлению состояния уровня их речевого развития, в частности уровня развития диалогической речи.
В связи с этим нами был организован констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей диалогической речи слабослышащих учащихся первого класса.
Экспериментальное исследование проводилось в феврале-марте 2015 учебного года на базе ГУО «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» и специальной общеобразовательной школы-интерната № 13 для детей с нарушением слуха города Минска. Количество участников эксперимента составило 10 слабослышащих учащихся первых классов (6-7 лет), имеющих следующее состояние слуха по классификации Л.В. Неймана:
II степень тугоухости – 2 человека;
II-III степень тугоухости – 4 человека;
III-IV степень тугоухости – 4 человека;
С каждым ребенком эксперимент проводился индивидуально на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия. В процессе эксперимента использовалась звукоусиливающая аппаратура (в зависимости от состояния слуха ребенка – стационарная или индивидуального пользования (индивидуальный слуховой аппарат)). Ответы детей строго фиксировались в протоколах. Единицей анализа выступали правильность, адекватность, развернутость содержания (содержательность) ответов детей.
Констатирующий эксперимент включал три задания, подобранных с учетом возрастных особенностей учащихся.
Цель первого задания – выявление понимания младшими школьниками с нарушением слуха содержания диалогов и определение их участников. В качестве стимульного материала были подобраны тексты диалогов на темы «В аптеке», «В магазине игрушек», « Беседа по телефону».
«В аптеке».
- Добрый день! Что вы можете
предложить от расстройства желудка?
- Здравствуйте!
У нас есть чёрный уголь. Но лучше будет
чёрный уголь и мезим. Мезим стоит дорого,
но он достаточно эффективен.
- Хорошо. Я
возьму.
- И ещё что у Вас есть от головной боли?
- Возьмите
аспирин.
- Да? Отлично!
- Вы берёте
одну пачку или две?
- Мы возьмём одну пачку.
- Хорошо.
Вот оно.
- Спасибо!
«В магазине игрушек».
- Здравствуйте, у вас есть мяч?
- Здравствуйте! Да, есть.
- Покажите, пожалуйста.
- Вот, смотрите.
- Сколько он стоит?
- 15 тысяч рублей.
- Я его куплю. Возьмите деньги.
- Вот ваш мяч и сдача.
- Спасибо.
- Приходите в наш магазин ещё.
«Беседа по телефону».
- Вас слушают.
- Добрый день!
- Добрый день!
- Позовите, пожалуйста, к телефону Свету.
- А кто ее спрашивает?
- Это Оля.
- Оля, Светы нет дома. Что ей передать.
- Передайте, пожалуйста, пусть она мне позвонит.
- Хорошо, передам.
- Спасибо. Всего хорошего.
Методика выполнения первого задания: ребенку предъявлялась инструкция «Прочитай текст». После прочтения текста ему предлагалось ответить на вопросы по содержанию диалога: «Кто говорит?», «О чем говорят?». Вопросы предъявлялись слухо-зрительно либо устно-дактильно (в зависимости от успешности восприятия).
Второе задание было направлено на выявление умения вести диалог, инициированный взрослым, на следующие обиходные (бытовые) темы «Моя семья», «Школа», «Магазин».
«Моя семья».
- Как тебя зовут?
- ……
- Сколько тебе лет?
- …….
- Когда у тебя день рождения?
- …..
- У тебя большая семья?
- …..
- Сколько человек в твоей семье?
- …..
- Как зовут твою маму?
- ……
- Как зовут твоего папу?
- …..
- У тебя есть брат или сестра?
- …..
- Как его (ее) зовут?
- ….
- Сколько ему (ей) лет?
-….
- Ты любишь свою семью?
«Школа».
- В каком классе ты учишься?
- ….
- Тебе нравится учиться?
- ….
- Как зовут твою учительницу?
- ….
- У тебя в классе много друзей?
- ….
- Как их зовут?
- ….
- Какой твой любимый урок?
- ….
- Сколько у вас бывает уроков в день?
- ….
- Тебе нравится учиться?
- …
«Магазин»
- Ты часто ходить по магазинам?
- …
- В какие магазины ты любишь ходить больше всего?
- …
- С кем ты ходишь в магазин?
- …
- Что ты покупаешь в магазине?
- …
- В какие еще магазины ты ходишь?
- …
Методика выполнения второго задания: экспериментатор предъявлял реплику-стимул, а ребенок должен был ответить репликой-реакцией.
С помощью третьего задания выявлялось умение учащихся самостоятельно завершать прочитанный диалог, т.е. формулировать и реплики-стимулы и реплики-реакции. Стимульным материалом были тексты незаконченных диалогов следующей тематики: «В магазине», «У врача», «В библиотеке».
«В продуктовом магазине»
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- У вас есть молоко?
- Да, есть.
- ….
-….
-….
-….
-….
-….
«В парикмахерской»
- Здравствуйте!
- Здравствуйте! Проходите. Что вы хотите?
- Я хочу сделать прическу.
-…
-…
-…
-…
-…
«В библиотеке»
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Я хочу взять книгу.
-…
-…
-…
-…
-…
-…
Методика выполнения третьего задания: экспериментатор предлагал ребенку прочитать диалог и подолжить его самостоятельно.
2.2 Результаты исследования диалогической речи учащихся с нарушением слуха
Результаты исследования показали, что слабослышащие учащиеся первого класса испытывают затруднения при выполнении всех предложенных заданий.
При выполнении первого задания практически все дети определяли участников диалога, но при этом плохо ориентировались в его смысловом содержании, т.е. затруднялись верно ответить на вопрос «О чем говорят?».
Приведем примеры диалогов экспериментатора с учащимися.
1.-Прочитай текст. (Юля О.)
- Марина, кто говорит?
- Тетя и больной.
- О чем они говорят?
- Лекарство.
2.- Оля, кто говорит? (Маша Л.)
- Мама и девочка.