Разработка и внедрение программы по формированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 267.12 Кб (Скачать)

     Цель: Выяснить, насколько осознаны полученные представления, опираются ли они на них в реальной жизни.

     Индивидуальный  опрос по разработанной  методике.

     Цель: Выявить полноту, глубину, достоверность представлений о человеческом организме, осознанности полученных знаний.

     Май

     Задача.

     1. Выяснить, насколько осознаны полученные  представления; опираются ли они  на них при решении возникшей  проблемы;

     2. Используют ли в качестве проекта; 

     3. Прослеживается ли в поведении  детей направленность на здоровый  образ жизни.

     а. Обобщённые занятия по теме: "Я и моё тело".

     б. Дидактические, сюжетно-ролевые игры,

     в. Подвижные игры.

     г. Обсуждение прочитанных рассказов по темам: "Я и моё тело", "Как сохранить здоровье", "Правила безопасности жизни".

     Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении тела человека, основных функциях органов тела, о возможностях человеческого организма. 

     Приложение 2  

     Блоки системы работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция –  быть здоровыми!»

       

     Приложение 3  

     Конспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада по блоку  «Следи за датчиком настроения» Программы  «Наша традиция –  быть здоровыми!»

     Основные  цели занятий:

     1.  формирование и укрепление психологического здоровья дошкольников;

     2.  повышение психоэмоциональной устойчивости;

     3.  развитие эмпатии у дошкольников.

     Занятие 1.

     Тема: Настроение и здоровье.

     Задачи:

     1.  актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья;

     2.  развивать у дошкольников умение понимать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей.

     Оборудование: плоскостные или объемные куклы Неболейка (мальчик) и Хворайка (девочка) – персонажи взяты из книги И.И.Соковни-Семеновой «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь» (4); датчик настроения (описание см. в предыдущей статье); листы А4, карандаши (по количеству детей); магнитофон (CD-проигрыватель), аудиокассеты (диски) с записью музыки для релаксации.

     Ход занятия.

     1.  Гимнастика

     - Здравствуйте, ребята! Начинаем наше  занятие с гимнастики, займите  на ковре места так, чтобы  Вам было удобно. Итак, сначала  мы будем Добрыми кошками. Кто  покажет как выполнить это упражнение? (вызывается один ребенок, по желанию.

     Добрая  кошка (по Н.Л.Кряжевой (2), упражнения адаптированы автором)

     Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенка подумать о  чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать как добрая кошка. Взрослый в это время гладит ребенка  по спине. Удерживать позу 10-15 секунд.

     - А теперь наши кошки рассердились! Покажите, как они сердятся. 

     Сердитая  кошка(по Н.Л.Кряжевой (2), упражнения адаптированы автором)

     Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже, Далее ребенок  опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное. Ребенка просят подумать о том, что  его сердит и злит, можно «порычать» и «поцарапать коготками пол». Удерживать позу 10-15 секунд.

     - Тише, тише, киски! Успокойтесь! Сейчас  я буду гладить Вас по спинке и Вы успокоитесь…

     Педагог гладит каждого ребенка по спине  и все возвращаются к упражнению «Добрая кошка».

     2.  Беседа с элементами игры «Настроение и здоровье».

     - Хорошо. Ребята! Посмотрите, кто это  к нам пришел? (педагог показывает  куклы)

     Дети : К нам пришли Неболейка и Хворайка.

     Педагог разыгрывает диалог кукол:

     Хворайка: - Кто это тут так злился и кричал? Я думала, только у меня плохое настроение!

     Неболейка: - А что случилось с твоим настроением?

     Хворайка: - Мы на занятии аппликацию делали, у меня не получилось: клей повылез, домик криво приклеился, вот я и расстроилась!

     - Ребята! Давайте попробуем помочь  нашим друзьям! Вы помните,  как настроение влияет на здоровье? (если у человека часто плохое  настроение, он чаще болеет, он  не может добиться в жизни  успехов, расстраивается больше, и его здоровье становится  еще хуже).

     - Какое настроение у Неболейки? (хорошее)

     - Какое настроение у Хворайки? (плохое)

     - Помните, какую рожицу мы рисуем  на наших занятиях около того, что полезно для здоровья? (веселую)  Около того, что вредно для  здоровья? (грустную)

     - Назовите полезные для здоровья  эмоции и чувства. (любовь, дружба, щедрость и т.п.)

     - Назовите вредные для здоровья  эмоции и чувства. (злость, страх, ненависть и т.п.)

     - Вот видишь, Хворайка, как настроение на здоровье влияет! Сейчас мы тебе один прибор очень нужный покажем!

     3.  Работа с Датчиком настроения.

     - Вам знаком этот прибор? (Да. Это Датчик настроения)

     - Какое у Вас сейчас настроение? Почему?

     Дети  отвечают, стрелка устанавливается  на соответствующем делении датчика (как правило, это Веселая рожица).

     - Какое настроение у Хворайки? (Плохое).

     Датчик  устанавливается на Грустную рожицу.

     Хворайка : - Ой! А как мне исправить настроение? Подскажите, пожалуйста! (надо быть внимательнее на занятиях, стараться, если что-то не получается попросить помощи у воспитателя или товарищей).

     Хворайка: - Как я сама не догадалась?! Кажется стрелка моего датчика переместилась на Хорошее настроение (переводит стрелку). Спасибо Вам!

     Какой хороший приборчик! А давайте  его нарисуем? Садитесь за столы.

     4.  Индивидуальная работа – рисунок.

     На  индивидуальных листах дети рисуют Датчик настроения, при необходимости оказывают  помощь друг другу. После занятия  рисунки вшиваются в альбомы  индивидуальной работы.

     - Какие замечательные Датчики  настроения у Вас получились! Как Вы считаете, нужно ли каждому  из нас следить за своим  внутренним Датчиком для того, чтобы быть здоровым? (Да) Почему? (потому что плохое настроение  плохо сказывается на здоровье). Верно, именно поэтому Правило  Нашей традиции - быть здоровыми  гласит : «Следи за датчиком настроения».

     5.  Релаксация под музыку и звуки природы.

     Хворайка: - Я столько нового узнала сегодня! Спасибо Вам, ребята! Нам пора, до свидания! (куклы уходят).

     -Гости  ушли, а мы с Вами снова займем  места на ковре. Устраивайтесь  поудобнее, закройте глаза, слушайте Волшебную музыку, отдыхаем.

     Занятие 2.

     Тема: Профилактика негативных эмоций (страх, агрессия, зависть и т.п.)

     Задача: закрепить умение детей регулировать свое поведение и эмоциональное состояние.

     Оборудование : куклы Неболейка и Хворайка; карточки различных цветов размером 15*15см; Датчик настроения; карточки с изображением различных эмоций (из дидактической игры Т.Н.Ждановой «Театр настроений» ( ) или изготовленные самостоятельно).

     Ход занятия.

     1.  Гимнастика.

     -Добрый  день, ребята! Как всегда наше  занятие начинаем с гимнастики.

     ·  Добрая кошка

     ·  Сердитая кошка

     ·  Прыгающий кузнечик (Н.Л.Кряжева (2))

     Ребенок лежит на животе, касаясь подбородком  пола. Руки вдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно  одновременно как можно выше поднять  руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5-10 секунд. Затем с  выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лежа ни животе; можно повторить 2-3 раза.

     2.  Дидактическая игра «Настроение и цвет».

     Появляются  Неболейка и Хворайка.

     Неболейка: - Здравствуйте, ребята! Мы наблюдали как Вы гимнастику делали. Молодцы! А как называется последнее упражнений? (прыгающий кузнечик)

     Неболейка: - Помните у Чуковского в «Мухе-Цокотухе» были такие слова «а кузнечик, а кузнечик, ну совсем как человечек: скок-скок, за кусток, под мосток и молчок!»? почему он так поступил? Что случилось? (он испугался паука).

     Хворайка: - Ой! Я тоже пауков боюсь!

     Неболейка: - Друзья! Как Датчик настроения покажет Страх? (грустная рожица)

     Неболейка: - Значит он вреден для здоровья? (да). А какого цвета страх?

     Дети  выбираю карточку соответствующего цвета и объясняют свой выбор.

     Неболейка: - Часто мы боимся того, что не может причинить нам никакого вреда (темнота, тараканы, мыши). Многие дети боятся отвечать на занятии воспитателю. Но если стараться, быть внимательным, то это не так уж страшно, правда? Лучший способ бороться со страхом – это учиться и узнавать новое. Что-то хорошо знакомое никогда не вызывает у нас такого сильного страха, как совершенно неизвестные предметы. (по Роттенбергу (3)).

     Хворайка: - Да. Ты прав, Неболейка. Ребята, а Вы чего-нибудь боитесь?

     Дети  называют свои страхи и все вместе ищут пути их преодоления.

     Неболейка: - Молодцы! С одни вредным для здоровья чувством мы покончили, а какие еще вредные чувства Вы знаете? (гнев, злоба, зависть, ненависть) Какого они цвета?

     Дети  подбирают карточки соответствующего цвета и объясняют свой выбор.

     Неболейка: - Давайте вспомним, чем вредны эти чувства и как с ними бороться.

     Зависть - очень плохое чувство, оно вредит нашему здоровью. Не стоит завидовать ребенку, у которого много игрушек, но нет настоящих друзей. Лучше развивать в себе хорошие черты и общаться с людьми.

     Гнев  и злоба – очень вредны. Нужно научиться их сдерживать и решать вопросы мирным путем.

     Ненависть одно из самых плохих чувств. Старайтесь в жизни обходиться без нее. Если какой-то человек тебе не нравится, попытайся понять его: может быть его нужно пожалеть? В крайнем случае проводи меньше времени с этим человеком, избегай его компании, но только удержись от ненависти. (описание чувств дано по Роттенбергу (3).

     Хворайка: - Ой! А полезные для здоровья эмоции кто-нибудь помнит? Давайте скорее переводить Датчик настроения на Веселую рожицу! Какого цвета полезные эмоции?

     Дети  называют эмоции (любовь, дружба, щедрость и т.п.), выбирают цвет и объясняют  свой выбор.

     - Молодцы! Вы перевели Датчик  настроения. Нужно научиться следить  за таким Датчиком внутри себя  и стараться поддерживать его  на отметке «Хорошее настроение»,  тогда Вы будите легко справляться  с трудностями и Ваше здоровье  не будет страдать из-за плохого  настроения.

     3.  Игра на закрепление «Следи за Датчиком настроения».

     - Сейчас каждый из Вас выберет  карточку, на которой нарисовано  настроение или эмоция, назовет что там изображено. Затем мы разделим эти карточки на две кучки (рядом с Датчиком): что полезно для здоровья, а что вредно.

     - Ну что, Хворайка, ты поняла, как следить за Датчиком настроения?

     Хворайка: - Да! Спасибо! До свидания, ребята! До новых встреч!

     Куклы уходят.

     4.  Релаксация под музыку и звуки природы.

Информация о работе Разработка и внедрение программы по формированию