Разработка и внедрение программы по формированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 267.12 Кб (Скачать)

     Информация  об опыте

     Тема  опыта: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии».

     Условия возникновения опыта

     В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей  в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни  должно начинаться уже в детском  саду. Многие идеи воспитания у детей  привычек здорового образа жизни  оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные  с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

     Но  главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей  осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и  все вместе мы пытаемся внушить ребенку  свое представление о здоровье. Поэтому  и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма  человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам  выработать собственные жизненные  ориентиры в выборе здорового  образа жизни, научить оценивать  свои физические возможности, видеть перспективы  их развития, осознать ответственность  за свое здоровье.

     Возможно  ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий  возможно. Необходимо погружение ребенка  в особо организованную жизненную  среду, формирующую привычки здорового  образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной  среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего  изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для  этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

     Осознавая важность поставленной проблемы, нами был проведен анализ организации  познавательных занятий в детском  саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей  к своему здоровью.

     Выявлены  положительные тенденции, а именно:

     1.  с детьми проводятся занятия по валеологии и ОБЖ;

     2.  осуществляется методическое обеспечение этих занятий;

     3.  созданы условия для проведения занятий: экологическая комната;

     4.  занятия проводят: инструктор по физкультуре, эколог, воспитатели.

     Однако  обозначилось проблемное поле:

     1.  необходимость приведения познавательных занятий в систему;

     2.  необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую;

     3.  поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;

     4.  поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;

     5.  расширение объема содержания занятий.

     В результате исследовательской деятельности по проблемному полю была определена цель работы - разработка системы занятий  познавательного цикла, оказывающих  влияние на формирование здорового  образа жизни у детей.

     Актуальность  опыта

     В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального  здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).

     Особую  обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации  и прогрессивная динамика всего  общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России.

     Однако  данные физического состояния детей  свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

     По  мнению ученых[1], необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

     В детстве человек осуществляет более  напряженную, более сложную, чем  взрослый, работу самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

     Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов  на здоровый образ жизни.

     Однако  в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

     Разработанная система обучения знаниям, умениям  и навыкам обеспечения и поддержания  здоровья начиная с периода первого  детства, позволит успешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философии здоровья.

     Между тем в существующих программах обучения и воспитания детей дошкольного  возраста отсутствует научно обоснованная технология решения данного вопроса. В этой связи назрела необходимость  специального исследования процесса формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.

     Данную  задачу целесообразно решать не в  форме дополнительного образования, путем введения, к примеру, занятий  по валеологии, а интегрированно, в процессе физкультурной деятельности. Такой подход, на наш взгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитания в последние годы информационно-познавательной деятельностью, увеличением числа различного рода дополнительных образовательных услуг.

     Процесс обучения здоровому образу жизни  неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и  навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

     Во  главе всех принимаемых решений  по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое  и физическое здоровье, эмоциональное  благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического  и социально- психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных  сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.

     Особенно  актуальным это становится в настоящее  время, когда в педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного  набора стандартных знаний, к образованию  дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его  личностными особенностями, склонностями и т.д.

     Являясь важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики человека вообще и ребенка, в частности, здоровье, характеризует социально-экономическое  состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в  семье, качество окружающей среды, степень  развития медицинской помощи, служб  охраны материнства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства, детства и многое другое.

     В последние годы одной из ведущих  стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

     В основу концепции валеологического обеспечения физкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализации доминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системе этих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностью сопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью в самоутверждении.

     Первичные базовые потребности являются мотивом  поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они  перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.

     Валеологическая концепция физкультурного образования основана на следующих принципах:

     - единства валеологической и физкультурной деятельности;

     - непрерывности и преемственности; 

     - единства индивидуализации и  дифференциации;

     - целеполагающего подхода к инновационной  валеологической деятельности.

     Педагогическая  идея опыта

     Разработать модель формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста и определить педагогические условия ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.

     Длительность  работы над опытом

     Диапазоном  опыта является единая среда воспитательно - образовательного процесса (занятия, игры, упражнения).

     Теоретическая база опыта

     Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.

     Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".

     Валеология как наука возникла не так давно. "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

     Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

     Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.

     Привычка  к здоровому образу жизни –  это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

     Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя  различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном  учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно  раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно  формировать, сохранять и приумножать  свое здоровье.

     Чтобы активно влиять на позицию ребенка  по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

Информация о работе Разработка и внедрение программы по формированию