Разработка и внедрение программы по формированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 267.12 Кб (Скачать)

     Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного  физического, психического и социального  благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”[2].

     Данное  определение крайне сложно применить  к здоровью граждан России, живущих  в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более  адекватно сформулированное профессором  С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции[3].

     Именно  поэтому любое общеобразовательное  учреждение (и в первую очередь  детский сад) должно стать “школой  здорового стиля жизни” детей, где  любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

     В последнее время как часть  общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатство личности.

     Вокруг  детей с самого раннего детства  необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

     Это приведет к формированию потребности  вести здорового образа жизни, к  сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению  необходимыми для этого практическими  навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового  образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

     Зачастую  у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни  насаждаются детям чаще всего  в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных  эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

     Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует  от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. 

     Поэтому в работе с детьми важно помнить  и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.

     Исходя  из этого занятия оздоровительно-педагогического  характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

     По  словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др. ), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни[4].

     Таким образом, с ранних лет формируется  определенная культура поведения и  соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

     Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

     ·   воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

     ·   установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

     ·   формирование личности ребенка;

     ·   воспитание привычек личной гигиены;

     ·   закаливание ребенка и его двигательная активность;

     ·   профилактика и устранения вредных привычек;

     ·   осуществление валеологического мониторинга.

     Учитывая  реальность настоящей и объективной  закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

     Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

     Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт” знаний по валеологии.  

     2. Технология опыта

     Решая одну из насущных проблем современного общества – сохранение и укрепление здоровья детей, в 1999-2001 г. г. профессором  А. А. Дмитриевым, доцентом И. Ю. Жуковиным, была разработана концепция валеологической работы для специальных (коррекционных) школ и успешно апробирована программа “Наша традиция – быть здоровыми!” [5]

     На  сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей  относящихся к группе риска и  в ДОУ. Подобная ситуация привела  нас к мысли адаптировать программу  “Наша традиция – “Быть здоровыми!”  для нашего дошкольного образовательного учреждения.

     В результате научного исследования проблемы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников нами были уточнены цели, задачи и содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена в практику ДОУ.

     Основная  цель предлагаемой программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.

     Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических  особенностей детей дошкольного  возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

     Значительное  место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений детской хатха-йоги, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

     Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.

     Проведение  занятий совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

     Таким образом, создается благоприятная  база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.

     После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен  перспективный план работы для старшего дошкольного возраста, определены формы  и методы работы. (см.Приложение 1).

     Содержание  работы по технологии “Наша традиция – быть здоровыми!” отражено в  структурной модели (см. Приложение 6).

     Информация  для родителей оформляется на специальных стендах, проводятся консультации, совместные занятия с детьми.

     Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары, педагогические советы, деловые  игры.

     Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор  методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

     В работе широко используется наглядная  агитация – уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.

     В детском саду постепенно создаются  традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ, семейный клуб “Здоровячок”.

     Формирование  культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка  в ДОУ:

     ·  Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

     ·  Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – быть здоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки), физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарная работа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).

     Таким образом, осуществляется комплексный  подход в формировании культуры ЗОЖ  у воспитанников ДОУ.

     Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

     1. Структура занятий:

     1.  Организационный момент

     2.  Гимнастика

     3.  Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее

     4.  Познавательный блок

     5.  Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.

     6.  Дидактическая или подвижная игра на закрепление

     7.  Релаксация под музыку

     Продолжительность занятия: 2-я младшая группа – 15-20 минут; средняя группа – 20-25 минут; старшая и подготовительная к школе группа – 25-30 минут.

     Продолжительность каждого блока занятия может  варьироваться в зависимости  от психо-физиологического и эмоционального состояния детей на данный момент.

     2. Выполнение санитарно-гигиенических  требований:

     ·  Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении

     ·  Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям

     ·  Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения

     ·  Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее чем за 1 час до еды

     ·  Музыка для релаксации должна быть не громкой

     ·  Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей

     ·  Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется мед. работниками

     3. Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

     ·  Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста

     ·  Соответствие упражнений двигательным возможностям детей

     ·  Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние и др. )

     ·  Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание о любых фактах жизни ребенка

Информация о работе Разработка и внедрение программы по формированию