Разработка и внедрение программы по формированию

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 267.12 Кб (Скачать)

     ·  Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его работоспособности

     ·  Особое внимание уделяется детям “группы риска” (ППЦНС, дети, родившиеся при помощи кесарева сечения, дети, перенесшие травмы, соматически ослабленные и т. п. )

     ·  Единство требований всех членов педагогического коллектива по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом всех выше названных особенностей детей.

     Программа оздоровительно-педагогических занятий  с дошкольниками состоит из 6 блоков, каждому блоку соответствует  графическое изображение (см.Приложение 2).

     Знай  свое тело:

     На  занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов  своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается  влияние на работу этих органов различных  форм поведения.

     Соблюдай  правила гигиены:

     Особое  внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

     Скажи “НЕТ” вредным  привычкам:

     В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно  профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

     Занимайся физкультурой:

     Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр  и занятий спортом.

     Соблюдай  режим дня:

     Работа  направлена на воспитание самостоятельности  при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием  пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

     Следи за датчиком настроения:

     Дети  получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии  на здоровье. Основная цель занятий  – повышение психоэмоциональной устойчивости (см. Приложение 3 – Конспекты занятий по блоку “Следи за датчиком настроения” для подготовительной группы детского сада).

     В работе с родителями также можно  использовать различные тесты, которые  помогают родителям определить, умеют  ли они заботиться о своем здоровье (см. Приложение 4).

     Была  также выпущена стенная валеологическая газета для родителей "Будь здоров, малыш!"(см.Приложение 5).  

     3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ОПЫТА

     В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:

     1. Формировать у детей адекватные  представления об организме человека;

     2. Помочь ребёнку создать целостное  представление о своём теле;

     3. Научить "слушать" и "слышать"  свой организм;

     4. Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

     5. Формировать потребность в физическом  и нравственном совершенствовании,  в здоровом образе жизни;

     6. Прививать навыки профилактики  и гигиены, первой медицинской  помощи;

     7. Развивать умение предвидеть  возможные опасные для жизни  последствия своих поступков  для себя и своих близких;

     8. Воспитывать уважение к жизни  другого человека, умение сочувствовать,  помогать, сопереживать чужой боли.

     При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать:

     1.Чем  отличается живая природа от  неживой?

     2.Работа  с картинками, показать представителей:  

     a) живой природы; b) неживой природы. 

     3.Назвать  признака: зимы, весны, лета, осени.

     4.Какая  связь между живой и неживой  природой? (Ответы давать на примере.)

     5.Имеют  ли объекты неживой природы  влияние один на другой? (Примеры.)

     6.Влияет  ли состояние погоды на поведение  и здоровье людей? Как?

     7.Какие  явления природы наиболее характерные  для нашего города? Найти и  показать их на картинках.

     8.Как  охраняют природу в нашем городе?

     9.Какой  вклад в охрану природы можешь  внести ты?

     10.Работа  с картинками: 

     a) показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни? 

     b) показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?

     При организации проектной деятельности ДОУ по формированию здорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать  родителей в совместную работу над  проектом, создавая радостную атмосферу  совместного с ребенком творчеств.

     Реализуя  данную систему работы, мы отследили  следующие результаты. Более полные представления у детей формируются  через:

     1.  циклы последовательных занятий в каждом направлении;

     2.  интеграцию последовательных, продуктивных занятий в рамках проекта.

     Обозначены  прогнозы и задачи деятельности на следующий учебный год, а именно:

     1.  Разработать систему последовательных циклов познавательных занятий для детей с валеологической направленностью.

     2.  Углубить содержание знаний.

     3.  Расширить сферу деятельности.

     4.  Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе занятий.

     Сверхзадача нашей работы - пропаганда здорового  и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания "сделать  себя лучше, сильнее, умнее", научить  его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собственный великолепный мир и  воплощать его в реальность".

     Причем  не когда - нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.

     Проведение  экспериментальных занятий по блоку  “Следи за датчиком настроения”, направленных на формирование психологического здоровья воспитанников дало следующие результаты:

     1. Процесс адаптации вновь прибывших детей прошел легко: дезадаптивных детей не было отмечено ни в одной возрастной группе; полная адаптация прошла у 63% детей во 2-й младшей и 75% детей в средней группе, у 100% детей в старшей и подготовительной к школе группе; средняя степень адаптации отмечена у 37% детей во 2ой младшей группе и 25% детей в средней группе.

     2. Согласно опроснику “Отношение к школе” высокий уровень сформированности положительной мотивации к школьному обучению отмечен у 51,9% выпускников подготовительной к школе группы, средний уровень – у 44,4% детей.

     В конце учебного года была осуществлена диагностика детей старшей группы, которая показала следующие результаты:

     Уровень знаний по теме: "Ознакомление с организмом человека" (до изучения и после  изучения темы)

           Вопросы по теме      До  изучения темы      После изучения темы
     1.         Как ты понимаешь, что такое организм?      ·  знают - 21%

     ·  не знают - 79%

     ·  знают - 58%

     ·  не знают - 42%

     2.         Какие части тела ты знаешь?      ·  знают - 74%

     ·  не знают - 26%

     ·  знают - 95%

     ·  не знают - 5%

     3.         Из  каких маленьких частичек состоит  наш организм?      ·  знают - 0%

     ·  не знают - 100%

     ·  знают - 37%

     ·  не знают - 63%

     4.         Какие органы ты можешь назвать?      ·  знают - 74%

     ·  не знают - 26%

     ·  знают - 89%

     ·  не знают - 11%

     5.         Для чего человек должен знать свой организм?      ·  знают - 58%

     ·  не знают - 42%

     ·  знают - 79%

     ·  не знают - 21%

     6.         Как можно использовать знания об организме в жизни?      ·  знают - 47%

     ·  не знают - 53%

     ·  знают - 79%

     ·  не знают - 21%

     Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился  уровень знаний в области валеологии. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а  родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию валеологической и физической культуры в своей семье.

     Тестирование  родителей показало следующие результаты:

     Представления родителей о факторе, в наибольшей степени влияющем на здоровье человека (до изучения и после изучения темы)   

            экологическая обстановка      наследственность      образ жизни      нет ответа
     до      5      3      3      5
     после      3      3      9      1
 

        

     Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе  в выходные дни

            1-2 ч.      2-3 ч.      3-4ч.      более 4 ч.      другие  ответы
     до      8      5      1      1      1
     после      5      5      3      2      1

       

     Подчеркнем  в заключении существенные педагогические условия реализуемости приводимой системы работы:

     —  система работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных в области валеологии, но и компетентных в практическом отношении.

     —  система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.

     —  взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые:

Информация о работе Разработка и внедрение программы по формированию