Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:31, курсовая работа
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.
· Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его работоспособности
· Особое внимание уделяется детям “группы риска” (ППЦНС, дети, родившиеся при помощи кесарева сечения, дети, перенесшие травмы, соматически ослабленные и т. п. )
· Единство требований всех членов педагогического коллектива по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом всех выше названных особенностей детей.
Программа оздоровительно-педагогических занятий с дошкольниками состоит из 6 блоков, каждому блоку соответствует графическое изображение (см.Приложение 2).
Знай свое тело:
На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
Соблюдай правила гигиены:
Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Скажи “НЕТ” вредным привычкам:
В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
Занимайся физкультурой:
Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Соблюдай режим дня:
Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
Следи за датчиком настроения:
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышение психоэмоциональной устойчивости (см. Приложение 3 – Конспекты занятий по блоку “Следи за датчиком настроения” для подготовительной группы детского сада).
В работе с родителями также можно использовать различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье (см. Приложение 4).
Была
также выпущена стенная валеологическая
газета для родителей "Будь здоров,
малыш!"(см.Приложение 5).
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:
1.
Формировать у детей
2.
Помочь ребёнку создать
3. Научить "слушать" и "слышать" свой организм;
4. Осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
5.
Формировать потребность в
6. Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи;
7. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;
8. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.
При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать:
1.Чем отличается живая природа от неживой?
2.Работа с картинками, показать представителей:
a) живой природы; b) неживой природы.
3.Назвать признака: зимы, весны, лета, осени.
4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)
5.Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой? (Примеры.)
6.Влияет
ли состояние погоды на
7.Какие
явления природы наиболее
8.Как
охраняют природу в нашем
9.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?
10.Работа с картинками:
a) показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни?
b) показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?
При
организации проектной
Реализуя
данную систему работы, мы отследили
следующие результаты. Более полные
представления у детей
1. циклы последовательных занятий в каждом направлении;
2. интеграцию последовательных, продуктивных занятий в рамках проекта.
Обозначены прогнозы и задачи деятельности на следующий учебный год, а именно:
1. Разработать систему последовательных циклов познавательных занятий для детей с валеологической направленностью.
2. Углубить содержание знаний.
3. Расширить сферу деятельности.
4. Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе занятий.
Сверхзадача нашей работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания "сделать себя лучше, сильнее, умнее", научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность".
Причем не когда - нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.
Проведение экспериментальных занятий по блоку “Следи за датчиком настроения”, направленных на формирование психологического здоровья воспитанников дало следующие результаты:
1. Процесс адаптации вновь прибывших детей прошел легко: дезадаптивных детей не было отмечено ни в одной возрастной группе; полная адаптация прошла у 63% детей во 2-й младшей и 75% детей в средней группе, у 100% детей в старшей и подготовительной к школе группе; средняя степень адаптации отмечена у 37% детей во 2ой младшей группе и 25% детей в средней группе.
2. Согласно опроснику “Отношение к школе” высокий уровень сформированности положительной мотивации к школьному обучению отмечен у 51,9% выпускников подготовительной к школе группы, средний уровень – у 44,4% детей.
В
конце учебного года была осуществлена
диагностика детей старшей
Уровень знаний по теме: "Ознакомление с организмом человека" (до изучения и после изучения темы)
№ | Вопросы по теме | До изучения темы | После изучения темы |
1. | Как ты понимаешь, что такое организм? | ·
знают - 21%
· не знают - 79% |
·
знают - 58%
· не знают - 42% |
2. | Какие части тела ты знаешь? | ·
знают - 74%
· не знают - 26% |
·
знают - 95%
· не знают - 5% |
3. | Из каких маленьких частичек состоит наш организм? | ·
знают - 0%
· не знают - 100% |
·
знают - 37%
· не знают - 63% |
4. | Какие органы ты можешь назвать? | ·
знают - 74%
· не знают - 26% |
·
знают - 89%
· не знают - 11% |
5. | Для чего человек должен знать свой организм? | ·
знают - 58%
· не знают - 42% |
·
знают - 79%
· не знают - 21% |
6. | Как можно использовать знания об организме в жизни? | ·
знают - 47%
· не знают - 53% |
·
знают - 79%
· не знают - 21% |
Диагностика показала, что в результате работы у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии. В процессе наблюдений выяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, а родители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов и формированию валеологической и физической культуры в своей семье.
Тестирование родителей показало следующие результаты:
Представления
родителей о факторе, в наибольшей
степени влияющем на здоровье человека
(до изучения и после изучения темы)
|
Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе в выходные дни
1-2 ч. | 2-3 ч. | 3-4ч. | более 4 ч. | другие ответы | |
до | 8 | 5 | 1 | 1 | 1 |
после | 5 | 5 | 3 | 2 | 1 |
Подчеркнем
в заключении существенные педагогические
условия реализуемости
— система работы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных в области валеологии, но и компетентных в практическом отношении.
— система работы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и их родителей.
— взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников будет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые:
Информация о работе Разработка и внедрение программы по формированию