Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе эффективности использования компьютерной программы в обучении английской грамматике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести краткий сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения.
Выявить психолого-педагогические возможности применения компьютера в обучении иностранным языкам.
Рассмотреть структуру и классификацию обучающих программ.
Рассмотреть возрастные особенности учащихся 8-ых классов.
Провести анализ компьютерной программы.
Составить план фрагмента урока с применением компьютерной программы.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе
1.1Особенности компьютерного обучения……………………………....6
1.2Возрастные особенности школьников……………………………….13
Глава 2. Методические основы
2.1Дидактические части компьютерного урока………………………...15
2.2Классификация компьютерных программ для обучения ИЯ……....18
Глава 3. Анализ компьютерной программы для обучения грамматике
Характеристика контролирующей программы «Конструктор тестов»…………………………………………………………………21
Выводы ……………………………………………………………………24
Практическая часть
4.1План фрагмента урока с использованием компьютерной программы……………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………30
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.28 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ……………………………………………………………….3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе

1.1Особенности компьютерного обучения……………………………....6

1.2Возрастные особенности школьников……………………………….13

Глава 2. Методические основы                                                                          

2.1Дидактические части компьютерного урока………………………...15

2.2Классификация компьютерных программ для обучения ИЯ……....18

Глава 3. Анализ компьютерной программы для обучения грамматике

    1. Характеристика контролирующей  программы «Конструктор тестов»…………………………………………………………………21

Выводы ……………………………………………………………………24

Практическая часть

4.1План фрагмента урока с использованием компьютерной программы……………………………………………………………..25

Заключение ……………………………………………………………….28

Литература…………………………………………………………………30

Приложение 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность избранной темы объясняется тем фактом, что в последние годы значительно активизировалось применение компьютерных технологий в учебном процессе школ и вузов, несмотря на определённые организационные и материальные трудности, активизировался процесс компьютеризации обучения. Компьютерные технологии применяется сегодня для обучения практически всем общеобразовательным предметам, в том числе и иностранным языкам. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования; такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютерного обучения и множества соответствующих методических разработок; обобщение опыта различных школ и гимназий, работы таких отечественных авторов, как Полат Е.С., Коптюг Н.М., Азимов Э.Т., Шимчук Л.В., и ряда зарубежных авторов: Keith Boeckner, P. Charles Brown, Tim Boswood. Всё это свидетельствует о повышенном интересе к компьютерным технологиям как к способу оптимизации процесса овладения иностранным языком и служит подтверждением актуальности избранной темы.

Цель работы заключается в анализе эффективности использования компьютерной программы в обучении английской грамматике.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Провести краткий сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения.
    • Выявить психолого-педагогические  возможности применения компьютера в обучении иностранным языкам.
    • Рассмотреть структуру и классификацию обучающих программ.
    • Рассмотреть возрастные особенности учащихся 8-ых классов.
    • Провести анализ компьютерной программы.
    • Составить план фрагмента урока с применением компьютерной программы.

Объектом    данного    исследования    является    компьютерное    обучение иностранным языкам, предметом же –применение компьютерных технологий для контроля грамматических навыков на среднем этапе обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    1. Изучение и критический анализ теоретической литературы по психологии, по педагогике и методике.
    2. Анализ и отбор компьютерных программ , используемых в обучении иностранным языкам.

Данная работа состоит из введения, 3 основных глав, вывода, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, ставится цель и задачи работы, описывается объект и предмет исследования, а также перечисляются методы исследования.

В первой главе, под название Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе подробно  описываются  достоинства  компьютера  с психологической, методической и технической точки зрения, а также рассматриваются возрастные особенностей школьников 8-ых  классов, усваивающих английскую грамматику.

В главе методические основы предлагается описание “компьютерного урока”,т.е. урока с использование компьютера, а также рассматриваются разнообразные классификации компьютерных программ.

В заключительной главе проводится подробный анализ компьютерной контролирующей программы "Конструктор тестов", а в практической части предлагается разработка фрагмента урока с использованием данной компьютерной программы.

В разделе Выводы подводится итог работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе

    1. Особенности компьютерного обучения

Современные технологии обладают большими возможностями в повышении  уровня языковой подготовки учащихся при обучении иностранным языкам. С точки зрения классификации  технических средств обучения компьютер  входит в группу электронных многоканальных средств обучения, а использование  компьютера в практике преподавания иностранных языков является одним  из путей оптимизации учебного процесса и открывает новые возможности и перспективы. Использование компьютера в образовании способствует повышению интереса и мотивации к изучению иностранного языка, является важным средством формирования социокультурной компетенции обучаемых и связано с коренным изменением в способе передачи знаний.

Компьютер применяется повсеместно  и обладает широкими возможностями  для обучающего воздействия. Основными  направлениями применения компьютера в обучении являются его использование:

    • для демонстрации (анимация, графика, схемы),
    • как средство для дополнительной стимуляции учащихся (создание информационных ресурсов по изучаемой проблеме, участие в телеконференциях и т.д.)
    • как инструмент проведения тестирования
    • как средство обучения с помощью компьютерных обучающих программ[10].

 

 

 

 

Преимущества  компьютерных программ:

  • интерес учащихся к вычислительной технике неизбежно приводит к высокой мотивации процесса обучения с помощью ЭВМ,
  • учащиеся охотно ведут диалог с компьютером, у них появляется раскованность, повышается общая, компьютерная и языковая культура,
  • высокая степень автономности учащихся,
  • компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при введении, закреплении учебного материала, контроле знаний, умений и навыков,
  • индивидуализация обучения,
  • компьютер объективен в оценивании[9].

При этом компьютер может  выполнять функции, традиционно осуществляемые преподавателе. Рассмотрим некоторые из этих функций.

• Коммуникативная. Компьютер позволяет воссоздать языковую среду ситуации реального общения. Для имитации ситуаций реальной жизни используются средства мультимедиа, которые способствуют развитию слуховой памяти, умений говорения посредством общения с компьютером на естественном языке.

• Информативная. Практически все компьютерные программы включают в себя большой   объем информации, что делает возможным реализовать информативную функцию.

• Организационно-стимулирующая.      Компьютерная    программ    стимулирует дискуссии в парах или небольших группах для создания аутентичных, коммуникативно ориентированных ситуаций общения, в которых компьютер выступает как стимул коммуникации.

• Тренировочно-репетиторская. При изучении иностранных языке важно овладение знаниями, формирование доведенных до уровня автоматизм навыков и развитие умений. Это может быть достигнуто лишь многократным повторением. В этом случае компьютер может выступать в качестве бесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся и предлагать различные стратегии усвоения материала и овладения языком, обеспечивать индивидуальные формы тренировки. Компьютерная программа позволяет интенсифицировать учебный процесс за счет темпа, индивидуализировать выполнение заданий, неоднократно проигрывать ситуации.

• Контролирующе-корректирующая. Компьютерная программа позволяет учащимся найти, проанализировать и исправить ошибки, при этом отсутствует напряжение, обычно сопровождающее выполнение контрольных заданий.

• Управляющая функция состоит в том, что учебные компьютерные программы позволяют установить исходный уровень знаний, определить план    действий, обеспечить обратную связь." [5,45-46].

У компьютерного обучения ИЯ много преимуществ. Объединим  их в несколько групп. Прежде всего хочется представить достоинства компьютерного метода с психологической точки зрения.

1. "Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал" [10,10]. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора — машины. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.

2. Компьютер гарантирует "конфиденциальность "[10]. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие   ошибки   он   допустил,   и   не   боится,   что   одноклассники   и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Также важную роль в обучении иностранным языкам играет мотивация. Под мотивацией понимают систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение учащихся к различным видам речевой деятельности на иностранном языке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это, в свою очередь, зависит от стиля работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и т. п. Так, эксперимент Н. М. Симоновой показал, что чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка. И, наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой[1] .

Положительная установка  на изучение иностранных языков способствует улучшению результатов научения видам речевой деятельности.

Помимо этого для оптимальной  организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами[3].

Внешние мотивы не связаны  с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие  социальные мотивы), мотив оценки, личного  благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные  мотивы).

Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами  действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы)[1].

Как утверждает Г. В. Рогова и З. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения по иностранному языку, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности[3]. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы. При этом ключевыми и решающими параметрами считаются, те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию. В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения»[1,37].

Как показывают опоросы учащихся, новые информационные технологии привлекают их и являются одним из главных  их интересов. Поэтому использование  информационных технологий в учебном  процессе будет способствовать формированию положительной мотивации, что и  будет доказано нами в экспериментальной работе.

Другая   и   наиболее   значительная   группа   преимуществ   заключается, разумеется, в методических достоинствах компьютерного обучения.

1. "Уже более 15 лет назад преподаватели начали применять способность компьютера моментально  реагировать на введенную  информацию  для создания простейших обучающих программ в виде упражнений". Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой  реакцией  машины  на  ответы  учащегося в ходе  выполнения упражнения" [10].

2. "Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как     нельзя     лучше     соответствует     принципам     индивидуального обучения"[10]. Школьники могут допускать любое количество ошибок, не испытывая при этом терпение компьютера, тратить время на исправление и анализ собственных ошибок, и не слушать как учитель снова объясняет уже знакомый материал кому-нибудь из отстающих.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе