Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе эффективности использования компьютерной программы в обучении английской грамматике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести краткий сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения.
Выявить психолого-педагогические возможности применения компьютера в обучении иностранным языкам.
Рассмотреть структуру и классификацию обучающих программ.
Рассмотреть возрастные особенности учащихся 8-ых классов.
Провести анализ компьютерной программы.
Составить план фрагмента урока с применением компьютерной программы.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе
1.1Особенности компьютерного обучения……………………………....6
1.2Возрастные особенности школьников……………………………….13
Глава 2. Методические основы
2.1Дидактические части компьютерного урока………………………...15
2.2Классификация компьютерных программ для обучения ИЯ……....18
Глава 3. Анализ компьютерной программы для обучения грамматике
Характеристика контролирующей программы «Конструктор тестов»…………………………………………………………………21
Выводы ……………………………………………………………………24
Практическая часть
4.1План фрагмента урока с использованием компьютерной программы……………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………30
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.28 Кб (Скачать)

3. "Каждый   преподаватель   понимает   огромное   значение   практики   при овладении ИЯ" [10]. В учебном процессе не достаточно произнести фразу один раз, её необходимо повторить несколько раз; при этом желательно менять её языковые оформления так, чтобы более чётко выявить содержание. Здесь может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контекст.

Здесь мы вплотную подошли  к техническим преимуществам обучения ИЯ при помощи компьютера.

1. Наличие мультимедиа значительно расширяет возможности компьютера и наделяет преимуществами по отношению к традиционному методу обучения.

2. Как уже было сказано выше, компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерных сетей. Это может быть как локальная сеть, так и Интернет - глобальная сеть, объединяющая пользователей по всему миру. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.

"Образовательное значение  Интернет заключает в себе 2 аспекта:

• поддержка связи с абонентами во всём мире

• доступ   к   удалённым   источникам   информации   и международным библиотекам" [10].

3. Ещё одно многообещающее новшество в компьютерной технологии - это "интерактивное видео" [10]. Программа представляет собой фильм на ИЯ. Учащийся реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев фильма, руководит их действиями), и таким образом изменяет сценарий и как бы сам участвует в развитии событий.

4. Одним из последних изобретений в области компьютерных технологий стала "виртуальная реальность"[10]. Ее  применение  для  обучения  ИЯ представляется несколько более отдаленным в будущее по сравнению с применением Интернет, но уже сейчас ясно, что результат будет просто фантастическим. Ученики будут не только наблюдать за ходом обучающей программы компьютера на экране монитора, а в прямом смысле участвовать во всех событиях. Задача создания эффекта реального присутствия в вымышленной   (виртуальной)   ситуации   всегда   стояла   перед   преподавателями ИЯ и решалась сначала с помощью ролевых игр, затем видеофильмов и, наконец, компьютерных интерактивных программ. Теперь нам остается только терпеливо ждать момента, когда научный прогресс сумеет приспособить виртуальную реальность для нужд образования.

 

 

1.2 Возрастные  особенности школьников  

Также необходимо упомянуть  о возрастных особенностях детей  старших классов( в данном случаи 8 класса). Прежде всего характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). И кроме того, “на старшем этапе обучения школьники уже обладают не только сформированными навыками, но и достаточно развитыми умениями работы на компьютере благодаря предмету Информатика, что позволит им быстро овладеть работой с данной программой”[6,140].

Особенно заметным в эти  годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого  и углубление знаний о себе, о  людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка  находит  свое  выражение  в  изменении мотивации  основных  видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. "Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной деятельности. Именно они приобретают личный смысл и становятся действенными. Т.е. на первый план выдвигается сознательная мотивация, учащиеся руководствуются сознательно поставленной целью и своими намерениями" [6]. Эта особенность данного возраста имеет немаловажное значение при работе с данной программой т.к. учащиеся привлечены к такой форме овладения знаниями не с помощью сказочных героев, звуковых эффектов или игровых ситуаций, а лишь их собственного интереса к компьютерной техники и необычным способам обучения, осознания необходимости овладеть иностранным языком, что помогает им длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы. И, конечно, результатом всего этого будет повышенная эффективность такого процесса обучения.

В подростковом возрасте происходят также важные процессы, связанные  с перестройкой памяти. "Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти " [6,141]. Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. На данном этапе обучения школьники всё больше и больше пользуются такими рациональными приёмами запоминания как "конспектирование/ подчёркивание - 27 %, выделение главной мысли - 10 %, план - 8 % " [13,116]. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Именно этому и помогают вышеперечисленные способы запоминания.

В подростковом возрасте наблюдается  стремление к самостоятельности и активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Данная программа построена так, что учащиеся могут работать с ней самостоятельно и проверять свои знания индивидуально[11].

Из всего вышесказанного, использовать данную программу рекомендуется  в любом возрасте, также и в старших классах для повторения, систематизации материала и проверки знаний.

 

2. Методические основы компьютерного урока

2.1 Дидактические  части компьютерного урока                          

       Рассмотрим  дидактические части компьютерного  урока. Это вступление, организационная  часть; актуализация зон актуального  и ближнего развития (усвоенных, опорных ЗУН); изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД); закрепление материала – повторение и применение; контроль усвоения; коррекция; обобщение; домашнее задание. Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств)[12].

         При использовании новых «компьютерных» средств обучения учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром.

        Вид компьютерного урока зависит от общей дидактической структуры урока; варианта использования средств ИКТ; объёма делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерного урока); вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).[12]

Рассмотрим дидактические  части компьютерного урока подробнее.

    Изучение (объяснение) нового материала. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное " путешествие по времени и пространству»... Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.

          Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно (диалог, лекция-беседа, тренинг, тест, проблематизация, гипертекст, гипермедиа). Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет» )[12].

        Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — трудность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребёнка). Применение компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту и своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей работает учитель (затем происходит смена групп). Часть учащихся может осваивать индивидуальные образовательные программы.

        Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов соответствующую коррекцию[12].

Повторение. В первой части урок; в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. Таким образом, все учащиеся оказываются включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Они могут самостоятельно ставить цели, искать решения поставленной задачи, творчески работать, выводить формулы, уйти в свободное путешествие.

        При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения — программы-тренажёры[12].

       Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества:

  • учитывается разная скорость работы учащихся,
  • задания дифференцируются по степени трудности;
  • повышается объективность оценки;
  • ученик видит детальную картину собственных недоработок;
  • оценка может выдаваться (причём быстро) не только по окончании работы, но и после каждого вопроса[12].

       Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль.

Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного учащегося за определённое время.

Домашнее задание. Каждый ученик может получать видеоклип, из которого он должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом согласно пройденному на компьютерном уроке материалу. Это документальный компьютерный клип, фильм, чьим автором становится сам учащийся. Все эти качества определяют многомерную структуру особенностей компьютерного урока (рис. 2).[12]

 

2.2 Классификация компьютерных программ для обучения иностранным языкам     

Рассмотрим подробнее  компьютерные  программы.

Категория

Характеристика

Примеры

Обучающие

Предоставляют толкование, демонстрацию изучаемого явления, моделирование  в последовательности, определяемой системой. Обычно пособия данной категории  включают: изложение материала, подлежащего  изучению; его демонстрацию; практику применения, где от обучаемого требуется  выполнить ряд заданий. Система  определяет, какой материал подлежит усвоению, контролирует работу обучаемого

Электронные учебные пособия, мультимедийные системы

Справочные

Обеспечивают дополнительной информацией, осуществляют демонстрацию, моделирование по запросу; под контролем обучаемого система предоставляет факты, концепции и т.п. для ведения самостоятельного исследования

Справочные приложения, CD-ROM-энциклопедии, «микромиры», программы моделирования, некоторые мультимедийные системы

Прикладные

Программы общего назначения для выполнения творческих видов  работ, сохранения и анализа языковых единиц и т.п.

Текстовые редакторы, электронные  таблицы, базы данных

Коммуникационные системы

Системы, позволяющие обмениваться письменной, голосовой или визуальной информацией между студентами или  между преподавателем и студентами. Технологии данной категории дают возможность  использовать более широкий диапазон учебных материалов, реализуют групповые  виды деятельности, способствуют развитию коммуникативных умений и навыков

Локальные сети, Internet, интерактивное дистанционное обучение


 

          Компьютерные обучающие средства, специально создаваемые в целях обучения, бывают нескольких видов:

Информация о работе Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе