Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе эффективности использования компьютерной программы в обучении английской грамматике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести краткий сравнительный анализ традиционного и компьютерного обучения.
Выявить психолого-педагогические возможности применения компьютера в обучении иностранным языкам.
Рассмотреть структуру и классификацию обучающих программ.
Рассмотреть возрастные особенности учащихся 8-ых классов.
Провести анализ компьютерной программы.
Составить план фрагмента урока с применением компьютерной программы.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе
1.1Особенности компьютерного обучения……………………………....6
1.2Возрастные особенности школьников……………………………….13
Глава 2. Методические основы
2.1Дидактические части компьютерного урока………………………...15
2.2Классификация компьютерных программ для обучения ИЯ……....18
Глава 3. Анализ компьютерной программы для обучения грамматике
Характеристика контролирующей программы «Конструктор тестов»…………………………………………………………………21
Выводы ……………………………………………………………………24
Практическая часть
4.1План фрагмента урока с использованием компьютерной программы……………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………….28
Литература…………………………………………………………………30
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.28 Кб (Скачать)
  • универсальные, которые могут быть использованы при обучении различным видам речевой деятельности;
  • специализированные, ориентированные на формирование конкретных умений и навыков в определенном виде речевой деятельности;
  • вспомогательные, предназначенные для оказания поддержки преподавателям и учащимся в процессе обучения.

         Преимуществом универсальных средств является их способность реализовать многообразные цели и задачи обучения за счет совмещения возможностей различных интегрированных курсов в единую систему, а также средств расширения лингводидактической базы данных.

       Специальные обучающие программы рассчитаны на реализацию узких конкретных целей обучения и применяются преимущественно для овладения небольшим по объему учебным материалом с целью формирования прочных навыков.

      Традиционно в отечественной методике предлагаются следующие виды обучающих компьютерных программ, главным критерием для выделения которых выступает вид учебной деятельности (обучение, тренировка, контроль):

• обучающие;

•тренировочные;

•контролирующие;

•комбинированные.

        Обучающие компьютерные программы включают, помимо тренировочных упражнений, информационную презентацию нового учебного материала и средства поддержки обучения в виде подсказок, ключей и правильных ответов. Такие программы применяются для создания новых устных или письменных текстов в процессе взаимодействия человек-машина, поэтому не могут содержать единственно правильных ответов и решений.

         Тренировочные виды программного обеспечения в настоящее время используются преимущественно для индивидуальной самостоятельной работы. Эти объединенные в учебные блоки серии упражнений преследуют цель формирования определенных учебных навыков и умений.

         Контролирующие компьютерные программы предусматривают наличие серий упражнений тестового характера, а также средств учета количества ошибок, регистрации времени выполнения заданий и выставления итоговой оценки на основе подсчета баллов. Одной из разновидностей контролирующих программ являются диагностические тесты, которые предназначены для установления уровня обученности либо для диагностики способностей пользователей в определенном виде деятельности. Диагностические программы используются преимущественно во время отбора учащихся в учебные заведения (вступительные экзамены в вузы, набор школьников в классы с углубленным изучением иностранных языков и т.д.).

         К комбинированным относятся программы, сочетающие основные признаки остальных трех видов, т.е. это преимущественно обучающие либо тренировочные программы, содержащие модуль контроля.

         Многообразие различных подходов к классификации компьютерных средств обучения, представленных в данной статье, является лишь частью огромного круга вопросов, изучаемых относительно молодой наукой — компьютерной лингводидактикой, которая получила мощное развитие в последние годы и по праву приобрела статус самостоятельного направления в области преподавания иностранных языков [12].

 

  1. Анализ компьютерной программы для обучения грамматике
    1. Общая характеристика контролирующей  программы «Конструктор тестов»                                                                                             

Рассмотрим подробнее  контролирующую программу «Конструктор тестов».

"Конструктор тестов" это универсальная система проверки знаний. В программе имеются следующие возможности:

  • Использование неограниченного числа тем, вопросов и ответов;
  • Вопросы могут содержать музыку, звуки (файлы wav, mid. rmi);
  • Вопросы могут содержать изображения (файлы jpg, bmp, ico, emf, wmf);
  • Вопросы могут содержать видеоролики (файлы avi);
  • Поддержка пяти типов вопросов:
    1. Выбор единственно правильного ответа - ответ на вопрос данного типа должен быть только один. Задача состоит в том, чтобы выбрать из предложенного списка вариантов ответов только один верный. 
    1. Выбор нескольких возможных правильных ответов – у вопроса данного типа может быть несколько правильных ответов. Необходимо выбрать из предложенного списка вариантов ответов один или несколько верных.
    2. Установка последовательности правильных ответов – у вопроса данного типа все ответы являются правильными. Необходимо  пронумеровать варианты ответов в правильном порядке. 
    3. Установка соответствий ответов - у вопроса данного типа есть несколько вариантов ответов и несколько соответствий вариантам ответов. Необходимо для каждого варианта ответа выбрать из предложенного списка вариантов ответов один или несколько верных.
    4. Ввод ответа вручную с клавиатуры - у вопроса данного типа нет списка вариантов ответов. Учащиеся должны набрать правильный ответ вручную с клавиатуры.
  • сохранение в файл результатов тестирования;
  • Экспорт тем, вопросов и ответов в файлы различных форматов (MS Excel, MS Word, MS Access, Paradox, DBase, Текстовый файл, HTML, XML, RTF (RichText format), PDF (Adobe Acrobat), буфер обмена MS Windows, Lotus 1-2-3 и др.);
  • Возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями. Для каждого пользователя заводится персональная карточка пользователя, поля в которой можно настроить в "Редакторе";
  • Возможность задавать вопросы в произвольном порядке;
  • Возможность задавать цену каждому вопросу в баллах;
  • Возможность ограничить ответы по теме по времени;
  • Возможность выставлять оценку по окончании тестирования. Система оценок настраивается в "Редакторе". Шкалу оценок можно настроить от 2-х бальной до 100-бальной системы;
  • Проверка орфографии в "Редакторе"[16];

"Конструктор  тестов" состоит из двух частей:

1. "Конструктор тестов. Редактор" - предназначен для заполнения и редактирования базы данных, а так же для различных настроек "Конструктора тестов".

2. "Конструктор тестов. Тренажер" - предназначен для проведения тестирования по тем темам и вопросам, которые были занесены в базу данных при помощи "Редактора"[17].

Таким образом, мы видим, что  данная программа, предназначенная для контроля усвоения знаний, может использоваться в процессе обучения, а возможность включать в тест фрагменты рисунков и мелодий повысит мотивацию и интерес учащихся в ходе выполнения задания.

Выводы

Изучив и проанализирав  литературу по данной теме, можно  сделать вывод о том, что с помощью компьютера мы не только можем получить знания, связаться с любыми библиотеками мира, но также компьютер даёт возможность формирования и совершенствования необходимых навыков и развития умений, выполняет разнообразные функции преподавателя, наделяя его тем самым творческой свободой, а также представляет собой эффективное средство индивидуализации обучения, повышения мотивации учения и усовершенствования всего учебного процесса по сравнению с традиционным обучением.

В работе были рассмотрены различные классификации компьютерных программ. И мы пришли к выводу что, при построении компьютерной программы необходимо учесть возрастные особенности учащихся, а также то, с какой целью компьютерная программа будет использоваться. Если необходимо сформировать определенные учебные навыки и умения, то необходимо использовать тренировочные программы. А если необходимо установить уровень усвоения знаний – используем контролирующие программы.

Таким образом, мы видим, что  использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам не только повышает эффективность процесса обучения и открывает новые возможности овладения языком, а также позволяет преподавателю точно и полно проверить знания учащихся.

 

 

 

 

Практическая  часть

  4.   План фрагмента урока с использованием компьютерной программы.

В различных школах в зависимости  от уровня изучения языка и особенностей классов грамматические явления  изучаются по-разному. Данный фрагмент рассчитан на 8 класс школы с углубленным изучением английского языка, где инфинитив и герундий изучаются как активная грамматика, хотя в образовательных программах с этим явлением предлагается только ознакомиться [7].

 

Фрагмент  урока по обучению активной грамматике в 8-ом классе  школы с углубленным изучением английского языка

 

Грамматическая тема: The Gerund, The Infinitive

Цели фрагмента  урока: контроль  грамматических навыков

Сопутствующие задачи: Совершенствование лексических и орфографических навыков.

Грамматический  материал : verb + ing, to+verb.

Лексический материал для повторения: to hate, to post the letter, to call smb, to proud of, to fond of.

Оснащение: компьютерная контролирующая программа «Конструктор тестов».

 

Этап

 

Задачи этапа

Содержание

время

Teacher

Pupils

Повторение темы

The Gerund и The Infinitive

Совершенст-вование грамматических  знание по теме

Our today’s topic is The Gerund and The Infinitive. Do you remember the difference between them?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Do you know after which verbs The Gerund is used?

Yes, well. And do you remember what is The Infinitive?

O.k. I see that you know the difference between The Gerund and The Infinitive.

The Gerund is the form of the verb, that contains the properties of a noun and a verb. There is no such a phenomenon in Russian. But it is close to Russian nouns  чтение, ожидание. The Gerund is formed from the infinitive + - ing without to.

 

After the verbs like, enjoy, dislike, hate, mind we use gerund.

Pupils answer the questions.

 

 

 

 

 

 

 

53-5

Контроль граммати-ческих знаний по теме

 

Контроль грамматичес-ких знаний

And now let see how you can use your knowledge in practice. Let’s do the test.

  • You should write your name and your password
  • In task 1-15 you are supposed to choose the right forms of the verbs (The Gerund and The Infinitive).
  • In task 16-20 you should choose all right forms(more than one)
  • In the task 21-25 you should match the beginnings of the sentences with their endings
  • The last task is translation(you should write your translation)

Во время выполнения данных упражнений учащимися учитель ходит  по классу, смотрит на мониторы компьютеров, т.к. он может увидеть делают ли ученики ошибки и какие.

Учащиеся слушают инструкции учителя и выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

330


 

 

 

Заключение 

 

В данной работе на тему компьютерных технологий в обучении иностранным языкам были прежде всего проанализированы те преимущества, которые уже сейчас дает компьютерное обучение в совершенствовании учебной деятельности обучаемых и работы самого обучающего. Всё это позволяет сделать вывод о том, что с помощью компьютера мы не только можем получить знания, связаться с любыми библиотеками мира, но также компьютер даёт возможность формирования и совершенствования необходимых навыков и умений, выполняет разнообразные функции преподавателя, наделяя его тем самым творческой свободой, но и представляет собой эффективное средство индивидуализации обучения, повышения мотивации учения и усовершенствования всего учебного процесса по сравнению с традиционным обучением.

Далее были рассмотрены различные  классификации компьютерных программ как материального средства выражения компьютерного обучения. Также были проанализированы возрастные особенности учащихся 8-ых классов. На основе всего этого был дан полный анализ компьютерной программы для контроля знаний "Конструктор тестов" и была предложена разработка фрагмента урока с применением данной компьютерной программы. Всё это позволяет сделать ряд заключений:

  • эффективность использования данной программы повышается, т.к. в вопросах данной программы  могут содержать элементы музыки, звуков, иллюстраций, что воздействует на полисенсорную среду учащихся и значительно повышает их интерес,
  • данная программа поддерживает 5 типов вопросов, что дает возможность преподавателю точно и полно проверить знания учащихся,
  • для каждого учащегося заводиться персональная карточка, в которой хранятся все результаты данного ученика, и каждый ученик работает индивидуально, поэтому учащиеся не бояться делать ошибки.

 

Т.о. мы видим, что все поставленные задачи выполнены. А изучение литературы по теме, анализ компьютерной программы и преимуществ компьютерного обучения, а также разработка фрагмента урока позволяет сделать основной вывод. Он заключается в том, что применение компьютерных технологий в обучении иностранным языкам действительно повышает эффективность процесса обучения и открывает новые возможности овладения языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности/ И.И. Вартанова//Вестник МГУ, Сер. 14, Психология . - 2000г. - №4 . – С.33-41
  2. Владимирова, Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам/ Л. П. Владимирова//[Электронный ресурс]. – 2007 – Режим доступа:

Информация о работе Психолого-педагогические особенности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в средней школе