Мультимедиа технологии в обучении французскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных и мультимедийных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Учителя должны создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 80.04 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых  информационных и мультимедийных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Учителя должны создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых мультимедийных технологий,  Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. 

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам – один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в первую очередь связана реализация массового обучения двум из четырех основных видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно- коммуникативному или коммуникативному).Для достижения этой цели используются технические средства обучения.              

Современный этап развития техники характеризуется переходом к использованию информационных и коммуникативных технологий. А они в свою очередь подразумевают под собой широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

В современном образовательном пространстве педагогам приходится работать с новым поколением, которое мыслит иначе, по определению Louis Porcher- современного  французского специалиста в области обучения французскому языку как иностранному: «des générations nouvelles pensent des choses nouvelles».

К сожалению, не все преподаватели иностранных языков осознают необходимость использования мультимедиа технологий в связи с тем что они не получили убедительного научно-методического обоснования данного вопроса. Неразработанность рассматриваемой проблемы определяет актуальность исследования.

Объект исследования: процесс обучения учащихся французскому языку  при помощи мультимедийных технологий обучения.

Предмет исследования: мультимедийные средства обучения иностранному языку. 

Целью исследования является  теоретическое обоснование, разработка и проверка методики обучения французскому языку с помощью мультимедицных средств обучения.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы потребовалось выявить методические возможности мультимедийных технологий на уроках иностранного языка.

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения исследовательской работы применялись следующие методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы  по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания  иностранного языка).

2. Наблюдение  в ходе пробного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании методов обучения иностранному языку в средней школе.                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Теоретические аспекты использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку.

1.1 Средства обучения иностранному языку.

1.1.1 Классификация средств обучения.

Учителю, работающему в современной школе, необходимо знать как номенклатуру имеющихся средств, так и их дидактическое назначение. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где, когда целесообразно использовать в учебно – воспитательном процессе и какие результаты можно получить.

Для достижения поставленных целей обучения иностранному зыку в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения, которые в методической литературе классифицируются следующим образом:

Во – первых, в той роли, которая им отводится в учебно – воспитательном процессе, - на основные и вспомогательные.

Средства обучения делятся на основные и вспомогательные. Такое деление отражает традиционные представления о средствах обучения, о том, что есть учебник. При существовании учебно – методического комплекта отнесение к основным средствам только учебника и книги для учителя недостаточно верно ориентирует учителя.

Проводя деление средств обучения на основные и вспомогательные, следует, к основным отнести все средства, входящие в учебно –методический комплекс, а к вспомогательным – те средства, которые можно использовать при работе в конкретных условиях, но они не вошли в учебно–методический комплекс.

Сама идея учебно – методического комплекса заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, «задействовать» все каналы поступления информации и модернизировать обучение за счет внедрения компьютерных и мультимедийных технологий. Эта идея как раз и реализуется в комплексе обязательных компонентов учебно – методического комплекса. Исключение даже одного из них ведет к нарушению системы и снижению эффективности обучения.

К вспомогательным средствам мы бы отнесли такие средства обучения как, транспаранты и кодоматериалы, которыми учитель может пользоваться по своему усмотрению. Так же к вспомогательным средствам можно отнести все те средства, которые изготавливает или подбирает учитель сам или актив учащихся при кабинете иностранного языка.

Во-вторых, по адресату, - для учителя и учащихся.

Деление средств по адресату, то есть, кому они предназначены учителю или учащимся, не всегда можно провести достаточно четко. Только учителю предназначены программа и книга для учителя, а так же методическая литература теоретического и практического плана, позволяющая обновить ему свои знания по методике преподавания иностранного языка, и ознакомится с передовым опытом.

Только для ученика: учебник, книжки для чтения, школьный словарь.

Остальные средства находятся в распоряжении учителя, но ими пользуются и учащиеся на уроке и во внеурочное время. К ним относятся: звукозаписи, картинки, аппликации, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты и др.

В-третьих, по каналу поступления информации – на слуховые, зрительные, зрительно – слуховые.

К слуховым относится звукозапись, к зрительным – картинки, аппликации, немые диафильмы, диапозитивы, к зрительно – слуховым – звуковые диафильмы, кинофрагменты.

В-четвертых, по использованию техники – технические и нетехнические (традиционные) и др.

К техническим средствам относятся – диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинокольцовки, звукозапись, кодоматериалы, требующие для своего использования соответствующей аппаратуры.

К нетехническим средствам обучения относятся картинки, аппликации и т.д[8; с.45-47].

 

1.1.2 Основные средства обучения  и их назначение.

Входящие в учебно – методический комплекс средства обучения составляют тот минимум средств, который необходим для осуществления учебно – воспитательного процесса на современном уровне и достижения целей, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».

Рассмотрим каждое из основных средств:

Программа – государственный документ, которым должен руководствоваться учитель в работе в конкретном классе. В программе определяется основное направление в обучении иностранному языку: формулируются цели и конкретные задачи по формированию основных видов речевой деятельности, даются общие методические рекомендации по организации учебно – воспитательного процесса, включая самостоятельную и внеклассную работу учащихся.

Книга для учителя – второе важное средство обучения. Именно книга для учителя открывает суть работу по учебно – методическому комплексу в целом: где, когда, какой из компонентов, для решения какой конкретной задачи подключается в той или иной точке учебно – воспитательного процесса.

Учебник – основное средство для обучения учащихся иностранному языку. Он реализует систему (основные теоретические положения), на которой строится учебно – методический комплекс.

Книга для чтения (или тексты для чтения внутри учебника) – находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на иностранном языке. Для формирования этого сложного умения домашнее чтение является обязательным[12; с.56].

Звукозапись – дает возможность учащимся слышать подлинную речь на иностранном языке, что благотворно сказывается на качестве их произношения, а так же на формирование умения понимать речь на слух.

Набор учебно – наглядных пособий, включающий предметные, тематические и сюжетные картинки – следует подчеркнуть важную роль зрительной наглядности при обучении иностранному языку. Основная цель использования зрительно – изобразительной наглядности заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно – наглядных впечатлениях, связать слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на иностранном языке.

Раздаточный материал – представляет собой набор предметных, сюжетных и тематических картинок, предназначенных как для работы в классе, так и для работы дома, поскольку этим набором должен владеть каждый ученик.

Диафильмы – принадлежат к любимым и знакомым средствам наглядности. Это средство таит в себе большие дидактические возможности и может применяться при решении различных методических задач. Все диафильмы идут со звуковым сопровождением и, следовательно, оказывают на учащегося зрительное и слуховое воздействие[12; с.55].

Кинофрагмент – можно решить разные задачи, главной из которых следует считать формирование навыков и умений ситуативно-направленного аудирования.

1.1.3 Вспомогательные средства обучения.

Вспомогательные средства обучения, также как и основные, можно разделить на три группы: только для учителя, только для учащихся, и для учащихся и для учителя. Говоря о вспомогательных средствах, следует начать с тех, которые необходимы учителю для лучшего понимания и конкретизации рекомендаций книги для учителя и осознания своего опыта. К ним мы относим методические пособия, входящие и не входящие в «Библиотеку учителя иностранного языка» по всем или отдельным разделам методики, статьи из журнала «Иностранные языки в школе» и др. Особую важность для учителя представляют статьи первого раздела журнала, которые носят директивный, установочный характер. В них выделяются ключевые проблемы, стоящие перед школой и, в частности, перед учителями иностранных языков.

Учителю иностранного языка, как специалисту, необходимо иметь разнообразные словари, в том числе и толковые.

К вспомогательным материалам, не требующим аппаратуры относятся: картинки, предметы, игрушки, таблицы, раздаточный материал в виде иллюстрированных и неиллюстрированных карточек с заданиями, учитывающими и не учитывающими индивидуальные особенности учащихся.

К вспомогательным материалам, требующим технической оснащенности, относятся магнитофонные записи, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты.

Однако особое внимание хотелось бы уделить современным средствам обучения, таким как компьютерные и мультимедийные технологии  (компьютер, проектор, Интернет и др.).

Таким образом, учителю, работающему в современной школе, необходимо не только знать номенклатуру имеющихся средств и их дидактическое назначение. Но и эффективно использовать каждое из средств. Так как лишь полноценно используя не только основные, но и вспомогательные средства обучения можно достичь поставленных целей обучения иностранному языку.

 

1.2 Мультимедийные технологии в обучении иностранному языку.

Если бросить ретроспективный взгляд на историю развития цивилизации, то нетрудно установить, что люди всегда прибегали к использованию вспомогательных средств для успеха обучения подрастающего поколения. Так, например, данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в очень далекие от нас времена родители обучали своих детей счету с помощью разноцветных камушков, костей животных и других предметов. В более позднее время, как стало известно из литературных источников, наши коллеги, жившие в античном обществе, при обучении грамоте пользовались навощенными дощечками, на которых писали заостренными металлическими стержнями – стилусом.

Информация о работе Мультимедиа технологии в обучении французскому языку