Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:53, отчет по практике

Краткое описание

Педагогическая практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.
Во время педагогической практики мню решались следующие задачи:
- подготовка и проведение занятий факультатива «Гендер в нашей жизни» для школьников;
- подготовка и проведение психологического тренинга «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;
- подготовка и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;
- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4
2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для
школьников…………………………………………………………………………………....5
3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для
школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17
4. Текст выступления на мероприятии по пропаганде психологических знаний
среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22
5. Описание результатов исследования психологических особенностей
взаимодействия выбранных субъектов образовательного процесса……………………24
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………………………….29
Приложение

Файлы: 1 файл

психологическая практика в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

6. Вспомните, пожалуйста, школьные учебники, подвержены ли они влиянию сексизма? В учебниках, как правило, мы читаем, что девочки чаще заняты с сфере обслуживания (моют посуду, убирают, накрывают на стол), а мальчики – в инструментальной (копают, строят). Кроме того, девочки чаще заняты пассивной деятельностью (шьют, вяжут), а мальчики активной (спорт, подвижные игры). Таким образом, учебники предлагают упрощенные модели поведения, обусловленные половой принадлежностью.

7. Какое распределение мужских и женских ролей транслируют нам СМИ (реклама, пресса)? Мужчина в основном активен, женщина – пассивна в сексуальных взаимоотношениях, женщина больше занята в сфере обслуживания семьи, а мужчина – в профессиональной сфере. Фемининность мужчин порицается.

8. Существует ли дискриминация женщин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?

9. Существует ли дискриминация мужчин? Если да, то в каких сферах жизнедеятельности?

Мужчина подвергается дискриминации в семье (от мужчины требуется содержать семью, если же он не в состоянии это делать, то его статус значительно снижается).

10. Мешает ли дискриминация свободному развитию мужчины и женщины? Ставит ли она какие-то рамки, за которые сложно выйти?

11. Обобщение полученных знаний: обсуждается вопрос о силе общественных норм, правил, стереотипов относительно поведения мужчины и женщины.

 

Занятие 6. Взаимоотношение полов

Цель: научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений со сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком.

Задачи:

- обсудить, какие атрибуты привлекательны для лиц противоположного пола;

- обсудить значение внешних (физических) данных во взаимоотношениях;

- обсудить чувства, необходимые для начала разговора с человеком противоположного пола, и чувства, которые препятствуют этому (страх, стыд и т.д.).

Время: 1 час 45 минут.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.

Процедура проведения

Ведущий: Сегодня мы будем отрабатывать социальные приемы на примере ситуаций, включающих отношения между мальчиками и девочками.

Какие атрибуты делают человека привлекательным, вызывающим стремление взаимодействовать?

Написать эти признаки на листе бумаги. Отметить, что некоторые из них могут быть прямо противоположными. Обсудить причины этого. Например: внешний вид (прическа, макияж, фигура); «честный, открытый» взгляд; стремление другого вступить в диалог; хорошие манеры; вызывающее поведение; схожие черты поведения; сексуальная привлекательность; физическая сила.

1. Привести примеры

Попросить участников вспомнить кинозвезд или «сексбомб», которые считаются сексуально привлекательными и в то же время относительно непривлекательны физически. Подумать, а затем обсудить, что это значит.

2. Обсудить чувства

Ведущий: Есть чувства, которые могут затруднять первый разговор с человеком противоположного пола. Например: стеснительность, думаешь, что совсем не достоин этого человека; боязнь, что тебя «пошлют»; окажешься человеком из другого круга; кажется, что по сравнению с ним/с ней ты «урод», плохо выглядишь; низкая самооценка.

3. Разыграть ситуацию

Предложить подросткам разыграть ситуацию со следующей инструкции: «Вы свободны. Как грамотно назначить свидание, пригласить в кино?»

Дети разбиваются на пары, потом меняются ролями.

«Если Вам отказали, что ответить?»

Спросить участников, какой способ назначить свидание они считают наилучшим. Обсудить эффективность этих приемов.

4. Выводы

Люди противоположного пола могут нравиться по многим причинам;

Представления людей о привлекательности могут существенно различаться;

Многие люди испытывают стеснение при разговоре с противоположным полом;

Приемы, используемые для эффективного общения, могут быть применены для установления контакта и беседы с противоположным полом.

 

Занятие 7. Женско – мужские отношения

Цели:

1. Принятие себя как мужчины / женщины (самоидентификация).

2. Осознание существующих женско-мужских стереотипов.

3. Разрядка чувств, связанных с отношениями.

Время: 1 час 45 минут.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.

Процедура проведения

Круг: Чем для меня важна эта тема?

Круг: Откуда я знаю, какими должны быть мужчины и женщины; девочки и мальчики? Кто Вам в семье говорил об этом?

Круг: Что Вам говорили, какими Вы должны быть девочками / мальчиками? Влияет ли это на Вас?

Круг: Какими должны быть идеальные женщина и мужчина? (Цель: показать невыполнимость и противоречивость стереотипных представлений).

Женско-мужская группа поддержки:

Почему хорошо быть девочкой, девушкой, женщиной / мальчиком, юношей, мужчиной?

Почему трудно быть девочкой, девушкой, женщиной / мальчиком, юношей, мужчиной?

Что бы Вы не хотели услышать в свой адрес от противоположного пола?

Пользуясь случаем, что бы Вы хотели сказать противоположному полу?

Что вам нравится в себе как в девочке, девушке, женщине / мальчике, юноше, мужчине?

Комментарий: Нам бывает сложно строить открытые партнерские отношения, так как влияют стереотипы, страхи, и тогда мы часто начинаем манипулировать. Но чтобы отношения были полноценными, радовали и устраивали обе стороны важно говорить о своих истинных чувствах и желаниях.

Притча: Муж и жена прожили вместе сорок лет. Каждое утро жена разрезала поперек свежую булочку и отдавала мужу верх, а себе брала нижнюю часть. Ей очень хотелось попробовать верхнюю часть, но, любя мужа, она отдавала ему лучшее. В день сорокалетия их совместной жизни она, наконец-то, не выдержала и забрала себе верх булочки, а мужу отдала ее нижнюю часть, на что он ей сказал: «Какое счастье! Столько лет я мечтал о том, чтобы съесть нижнюю часть и, наконец-то, через сорок лет мое желание исполнилось!»

7. Круг: Вспомните случай, когда Вы высказали свои истинные чувства, желания и это помогло Вам в отношениях?

Игра: «Черный ящик» - вопросы, которые Вы хотели бы задать, но боялись.

Круг: «Передача положительных эмоций».

(Все участники, сидя в кругу, закрывают глаза, а ведущий передает соседу положительную эмоцию с помощью прикосновений. Эта эмоция передается по кругу до тех пор, пока не вернется к ведущему. После этого все открывают глаза, и ведущий показывает, какую эмоцию он посылал и какую получил).

 

Занятие 8 Любовь. Семья.

Работа в круге. Что нового и хорошего произошло у вас с тех пор, как мы не виделись?

Упражнение. Огонь – лед. Мы учимся чувствовать себя. «Представьте, что Вы огонь. Подвигайтесь, позвучите как огонь… Теперь Вы лед. Застыньте… Вы опять огонь… (Ведущий повторяет смену состояний несколько раз).

Работа в круге. Что Вы чувствовали, когда были огнем, что Вы чувствовали, когда были льдом? Как менялось Ваше состояние, когда Вы были огнем, льдом?

Упражнение. Работа в парах. Поддержка. Один участник спиной падает на руки другого. По 3 минуты, затем они меняются местами.

Работа в круге. Что Вы чувствовали, когда падали? Что понравилось, что было трудно при выполнении этого упражнения?

Работа в парах. Мы учились чувствовать переживания тела, теперь давайте их высказывать. Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки. Установите контакт глазами. Один человек говорит, другой слушает. Тот, кто говорит, рассказывает о своих чувствах, переживаниях, ощущениях в данный момент. Он говорит: «Я чувствую, глядя тебе в глаза и держа тебя за руки…». Другой только слушает, не задает вопросов.

Работа в круге. Что Вы чувствовали в течение выполнения упражнения? Что было трудно? Что чувствовали, когда говорили, когда слушали? Физический контакт, контакт глазами создает безопасную обстановку, поддерживает другого человека.

Работа в круге. Повторение пройденного. Что такое поддержка? Как мы ее оказываем? Как Вы можете подержать другого человека? – Внимательно выслушать, взять за руки, обнять.

Работа в круге. Где и как Вы можете найти поддержку в трудной ситуации в жизни? (обратиться к другу, к родителям, к близким людям и др.).

Игра. По желанию участников. Участники группы предлагают сами. (Лучше, если это будет подвижная игра).

Работа в круге. Есть еще важное чувство, о котором мы с Вами не говорили. Любовь. (Что такое любовь? Что Вы любите в окружающем себя мире?)

Работа в круге. Представление. Каждый участник рассказывает историю своей семьи. Важно, чтобы он рассказывал не только о достижениях, но и трудностях, которые были в истории его семьи – разводы, наследственные болезни, приемные дети и др. Участники могут показывать фотографии, описывать семейные предания и т.п.

Подведение итогов. Индивидуальная работа. Участники записывают в личном дневнике, что было важно, что понравилось на занятии, что было трудно.

Подведение итогов. Работа в круге. Что понравилось на занятии? Что было важно? Что нового Вы узнали на занятии? Что было трудно?

 

Занятие 9 Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека

Цель: прояснение гендерных стереотипов участников, осознание их влияния на поведение.

Время: 1 час 45 минут.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, карандаши.

1. Предварительная работа по анализу стереотипов

До занятия участники получают домашнее задание по изучению гендерных стереотипов общества, отраженных в СМИ, у представителей социального окружения – людей старшего поколения и сверстников. Им необходимо определить, как СМИ изображают мужчин и женщин, какие представления о женских и мужских качествах, особенностях, «приличествующем» поведении демонстрируют окружающие. Для этого они определяют объект мини-исследования (конкретное СМИ, группа людей), выборку (неделя, десять номеров, восемь часов эфира, общения и т.д.) и то, за каким аспектом стереотипов они собираются наблюдать. Полученный материал группируется в таблицу. На занятии можно сгруппировать материал по темам, соответствующим группам гендерных стереотипов. Руководитель должен заранее согласовать сферы исследования, для того чтобы обеспечить достаточно широкий охват социальной среды, а также для получения данных об одном объекте от 2-3 исследователей. Будет интересно, если с помощью контент-анализа участники проследят гендерные стереотипы (их устойчивость или пластичность) в разные временные периоды. Важно нацелить их внимание на фиксацию соответствующих факторов, а не на отношение к ним.

2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина»

Цель задания – проявление собственных представлений об «идеальном» женском и мужском образе, исследование того, в какой степени эти представления являются собственными убеждениями, а в какой – отражают ожидания окружающих и предлагаемые обществом гендерные стереотипы.

Участники в течение 5-6 минут записывают характеристики, составляющие, по их мнению, образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины». Затем в подгруппах зачитывают свои списки, составляя обобщенный образ. По итогам работы подгрупп моделируется представление о группе в целом. Итоговый образ, составленный всей группой, фиксируется на доске.

Далее участникам предлагается зачитать получившиеся характеристики, предваряя каждую словами: «Я совершенно убежден, что женщина должна быть…», «Я твердо верю, что мужчина должен быть…», «Я абсолютно точно знаю, что женщина должна быть…». Эта работа выполняется индивидуально. Участники читают вполголоса, фиксируя при этом утверждения, которые вызывают внутреннее сопротивление. В ходе обсуждения в группе следует обратить внимание на то, какие качества не удалось определить как свои «твердые» убеждения, какие из них отражают установки окружающих или стереотипы.

3. Задание «Качества и роли: мужские и женские»

Цель задания – выявление гендерных стереотипов, касающихся традиционно женских и мужских качеств и ролей.

Составленный в предыдущем упражнении образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины» обсуждается в аспекте традиционных гендерных качеств и ролей. Участники приводят результаты своих исследований: высказывания родителей, окружающих, образы, тиражируемые СМИ.

При фиксации и обсуждении результатов следует обратить внимание как на устойчивость стереотипов, транслируемых от поколения к поколению, так и на их подвижность, на изменение взглядов на отдельные аспекты традиционных гендерных ролей. Можно определить, какие именно виды гендерных стереотипов в большей степени подвержены изменениям. В подгруппах обсуждаются стереотипы, в большей степени повлиявшие на представления участников, уточняется мнение о том, могут ли реально женщина и мужчина «быть такими» или «делать это».

4. «Расшатывание стереотипов»

Работа строится по принципу обсуждения по очереди, когда каждый участник высказывает аргументы «за» или «против» (это зависит не от личных убеждений, а от того, какая позиция ему досталась). Следование гендерным стереотипам, оказавшим на участников наиболее сильное влияние. Хорошо, если участник высказывает аргументы и «за», и «против», т.е. когда обсуждение проводится дважды.

Информация о работе Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки