Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:53, отчет по практике
Педагогическая практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.
Во время педагогической практики мню решались следующие задачи:
- подготовка и проведение занятий факультатива «Гендер в нашей жизни» для школьников;
- подготовка и проведение психологического тренинга «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;
- подготовка и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;
- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4
2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для
школьников…………………………………………………………………………………....5
3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для
школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17
4. Текст выступления на мероприятии по пропаганде психологических знаний
среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22
5. Описание результатов исследования психологических особенностей
взаимодействия выбранных субъектов образовательного процесса……………………24
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………………………….29
Приложение
Работа в круге: Обсуждение – это различные наши роли, различные части нашего «Я». Мы все очень разные, мы все уникальные.
Работа в малых группах: Что тебе в себе нравится? Что ты любишь в себе? (Если трудно ответить на первые два вопроса, то ведущий может спросить «Что ты умеешь хорошо делать, что у тебя хорошо получатся?) Участник отвечает на вопрос легким тоном, с гордостью.
Индивидуальная работа: подумайте, нарисуйте, разыграйте ваше «Супер-Я», без ограничений.
Представление. Работа в круге: Представление проектов. Ведущий помогает выступающему. В конце все аплодируют.
Круг: Что Вы сейчас чувствуете?
Комментарий: Нам всем было очень сложно говорить о своих качествах.
Игра: «Я люблю всех моих друзей, а особенно тех у кого…» Все сидят в кругу. Водящий стоит в центре: «Я люблю всех моих друзей, а особенно тех у кого…» и называет какой-то общий признак (например, черты характера). Все, кого назвали, должны пересесть на новое место. В это время водящий занимает свободный стул. Кто остался, становится водящим.
Работа в круге: Часто ли Вы в жизни выражаете своим близким чувства любви и уважения? Важно уметь высказывать свои чувства любви, уважения.
Работа в малых группах: Высказывание комплиментов. В группе каждому участнику по очереди все говорят комплименты. «(Имя), мне в тебе нравится …», «(Имя), ты мне очень нравишься, мне нравятся твои …». Важно не просто перечислить, а отметить что-то новое, что человек о себе не знает. Те, кто слушают комплименты, должны их принимать расслабленно, спокойно, Вы не должны говорить спасибо. Если Вы почувствовали себя слишком напряженно, то выдохните глубоко. Что Вам понравилось в том, как Вы говорили комплименты, что было трудно?
Подведение итогов: Что понравилось на занятии? Что было важно? Что нового Вы узнали на занятии? Что было трудно? (запись в личных дневниках и прочтение в круге).
Занятие 3. Собственное «Я» глазами окружающих людей
Цель: развитие умения видеть себя глазами других и понимать окружающих.
Время: 1час 45 минут
Материалы: цветные маркеры, листы бумаги.
Упражнение 1.
Один из участников группы (адресат) уходит за дверь с листком бумаги и ручкой, пытаясь представить себе, что о нем думает группа, каким она его видит. В это время группа думает над этим же вопросом: каким мы видим этого человека? В процессе обсуждения группа называет не менее 10 положительных и отрицательных характеристик, которые ведущий записывает на листке бумаги. Затем приглашают адресата, стоящего за дверью, которому нужно угадать, что о нем думает группа. Когда совпадают хотя бы 3 характеристики из списка, сделанного группой, остальные характеристики зачитываются и отдаются адресату. В роли адресата выступает по очереди каждый участник группы. Затем можно обсудить различие собственных представлений о себе и представлений других людей.
Для роста личности необходимы углубление самосознания, понимания своих индивидуальных качеств. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими. Толерантность способствует формированию реального представления о себе и окружающих.
Упражнение 2.
Ведущий предлагает группе ответить на вопрос: «Если бы Вы были предметом, то каким?» Каждый участник группы записывает на листке бумаги этот предмет и его качества, которые должны отражать его собственное Я, при этом не указывая своего имени. После выполнения задания карточки с ответами собирает ведущий и зачитывает их группе. Все участники группы описывают характер человека, закодировавшего себя таким образом. Можно просто поделиться впечатлениями, по желанию участники сами зачитывают свои описания.
Упражнение 3.
Каждый участник, не указывая на карточке своего имени, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе и за которые его уважают другие люди. Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны. Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник группы, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни. В конце важно обсудить упражнение в общем кругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказ о себе, много ли там было совпадений с их представлениями о своей жизни.
Занятие 4. Проблема полоролевой идентичности
Цель: обсуждение структуры полоролевой идентичности.
Задачи:
- рассмотрение психологического и культурного аспекта проблемы унисекса;
- обсуждение интрапсихических механизмов самоидентичности; обсуждение проблемы «унисекса» в контексте межличностных механизмов;
- формирование субъективных критериев гармонии самоидентичности.
Время: 1,5 часа.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры, журналы.
Процедура проведения
Ведущий: В средствах массовой информации, шоу-бизнесе, рекламе образ современного человека во многом связывается с универсальными моделями поведения, не дифференцированными на мужские и женские. Порой мы внимательно всматриваемся в рекламу на обложках модных журналов, стараясь понять: кто же изображен – мужчина или женщина.
Современная парфюмерная продукция постепенно отходит от классических ароматов, предпочитая «совершенные, универсальные». Проблема унисекса выступает сегодня как культурный феномен, претендуя на роль ведущей, особенно в молодежной среде.
1. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблемы унисекса в культурном аспекте. Привести примеры, где в повседневной жизни мы сталкиваемся с проявлениями унисекса (реклама, шоу-бизнес, мода и т.д.). В качестве одного из источников предлагается использовать модные журналы.
На парфюмерных изделиях иногда пишут uni; универсальная одежда, например, облегающие кожаные брюки, широкие джинсы; короткие у женщин и длинные у мужчин волосы; в некоторых телепрограммах ведущие играют роли противоположного пола, встречается это и на эстраде; на фотографиях в модных журналах изображены «не поймешь кто – девушка или парень»; изменение телесного облика: татуировки, макияж, пирсинг.
2. Обсуждение
Обсудить влияние социума на трансформацию половых ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности (как крайняя форма – транссексуализм).
Рассмотреть негативные последствия искаженной самоидентичности в межличностных отношениях (крайняя форма – гомосексуальные отношения).
Обозначить проблему индивидуального отношения к моде унисекса (следовать или не следовать ей; чего хочет, чего избегает и что рально получает от нее подросток); субъективные критерии «золотой середины».
3. Выводы
Проблема унисекса может рассматриваться с точки зрения психологического и культурного аспектов. В настоящее время общесоциальные тенденции таковы, что происходит трансформация ролей мужчины и женщины, размывание границ самоидентичности, вплоть до крайних форм (переделывание пола, гомосексуальные отношения, сексуальные девиации). Один из главных источников, который насаждает культуру унисекса и создает определенные ценности, особенно в подростковом периоде, - это средства массовой информации (реклама, кинофильмы, телепередачи), шоу-бизнес, а также веяния моды (стиль одежды, прически, пирсинг, татуаж). Прагматические ценности информационного шоу-бизнеса прямо или косвенно, целенаправленно или спонтанно влияют на устойчивость и индивидуальные особенности самоидентичности. Отсюда с неизбежностью вытекает потребность в осознании негативных воздействий подобных тенденций и выработке собственных стратегий приспособления к негативным обстоятельствам.
Занятие 5. Гендерная социализация
Цель: пополнить и углубить знания о социализации, рассмотреть процесс гендерной социализации человека в онтогенезе, осознать степень влияния общества на процесс гендерной социализации.
Время: 1час 45 минут.
Материалы: карточки с заданными ситуациями и характеристикой семьи (традиционно-патриархальная или эгалитарная).
Процедура проведения
1. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации
Данный этап занятия состоит из двух частей: информационной, в которой ведущий предлагает определения, ключевые понятия (вводит участников в проблему), и обсуждения (ведущий задает вопросы, на которые участники отвечают, происходит обсуждение поставленного вопроса).
2. Вопросы участникам
Как Вы считаете, когда начинается процесс гендерной социализации человека?
Речь идет о том, что процесс гендерной социализации начинается еще до рождения ребенка, когда родители покупают мальчикам одежду и аксессуары голубого, а девочкам – розового цвета. Важно отметить, что процесс гендерной социализации длится всю жизнь и что, хотя гендерная идентичность формируется в детстве, в процессе жизни она может претерпевать изменения.
Как на процесс гендерной социализации влияют родители?
Обсуждается вопрос о том, что родители одевают ребенка в соответствии с его полом или со своими представлениями, не всегда учитывая желания ребенка. Традиционная одежда для мальчика не сковывает движений и позволяет ребенку быть активным, мальчик не боится запачкать, следовательно, такая одежда определяет его активность. Одежда девочек, напротив, сковывает движения, заставляет быть аккуратной (так, некоторые родители любят одевать девочек в нарядные платья и туфли), что приводит к пассивности девочек. Требования к поведению мальчиков и девочек также зачастую различны, от мальчика требуют активности, инициативы, умения сдерживать излишние эмоции (особенно слезы), от девочек ожидают пассивности, спокойствия, аккуратности, эмоциональности. Игрушки мальчиков и девочек кардинально различаются. Так, игрушки мальчиков (машины и трансформеры) больше направлены на созидающую деятельность, на развитие пространственных представлений; игрушки девочек (куклы, наборы доктора и парикмахера, посуда) позволяют играть в ролевые игры пассивного характера, игры, в которых роли достаточно четко прописаны и установлены.
3. Практическое задание
Участникам предлагается разыграть ситуации в контексте традиционно-патриархальной и эгалитарной семьи и сравнить подходы родителей в разных типах семей к одной и той же проблеме. Например, мальчик просит купить ему куклу, девочка просит подстричь ее «под мальчика». Участники проигрывают каждую ситуацию и обсуждают последствия каждого типа поведения родителей для ребенка.
Ситуация: мальчик просит купить ему куклу.
Вариант разыгранной ситуации (традиционно-патриархальная семья):
- Мама, купи мне, пожалуйста, куклу!
- Куклу? Зачем тебе кукла? У тебя уже много игрушек. («Мама» говорит недовольным голосом, она явно раздражена, ей неприятно желание мальчика).
- Я хочу играть «в дом», а ребенка-то нет.
- Ты же мальчик, будущий мужчина, только девочки играют в куклы. Давай-ка лучше купим робота. («Мама» говорит назидательно, не оставляя для ребенка возможности изменить ситуацию, она считает свою позицию единственно верной).
Анализ ситуации:
Ребенка укоряют в нетипичном поведении, ему предлагают модель, которая, по мнению родителей, соответствует его полу. Таким образом, ребенку дают понять, что он поступает плохо, прося «неадекватную» игрушку. Ему объясняют, что одни игрушки для мальчиков, а другие – для девочек, то есть существует мир мужчин и мир женщин. Такое отношение родителей мешает свободному развитию ребенка, навешивает на него ярлык пола.
Вариант разыгранной ситуации (эгалитарная семья)
- Мама, мне бы хотелось, чтобы ты мне куклу подарила!
- Хорошо, как только зарплату получу, сразу куплю. («Мама» не выражает неудовольствия, ее голос ровный).
Анализ ситуации:
Родители откликаются на просьбу ребенка, не заостряют внимания на том, что есть игрушки, в которые играть «можно», а есть такие, в которые играть «стыдно» для мальчика. Если родители не заостряют внимания на проблеме пола, не противопоставляют мальчика и девочку друг другу, они тем самым оставляют за ребенком свободу выбора поведения.
4. Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Вспомните, пожалуйста, детские сказки: сильно ли отличаются роли мужчины и женщины в сказках? Какими сказки учат быть мальчиков? Девочек?
Сказки, где главное действующее лицо женского пола: в большинстве сказок персонажи, где героиня – воплощение «традиционной женственности», последняя обычно является объектом спасения («Морозко»), восхваляется безропотность женщины («Золушка»), женщина обязательно должна быть рукодельницей, награда же за терпение – хороший жених, «ленивицы» обычно наказываются. Авторитаризм «мачех» в сказках – великое зло, точно также осуждается мужчина, неспособный подчинить себе женщину. Сказок, в которых основной персонаж – женщина-богатырка, значительно меньше. Сказки, где главное действующее лицо – мужчина, - это в основном сказки, в которых желанным «призом» герою становится невеста, а также прилагающиеся к ней богатство и признание.
5. Какие ценности прививаются в детском саду и школе? Отличаются ли подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек? Порицание фемининности мальчиков (слезы) и маскулинности девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность). Тенденция склонять мальчиков к изучению точных наук, а девочек – гуманитарных.
Информация о работе Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки