Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:53, отчет по практике
Педагогическая практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.
Во время педагогической практики мню решались следующие задачи:
- подготовка и проведение занятий факультатива «Гендер в нашей жизни» для школьников;
- подготовка и проведение психологического тренинга «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;
- подготовка и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;
- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4
2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для
школьников…………………………………………………………………………………....5
3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для
школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17
4. Текст выступления на мероприятии по пропаганде психологических знаний
среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22
5. Описание результатов исследования психологических особенностей
взаимодействия выбранных субъектов образовательного процесса……………………24
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………………………….29
Приложение
Упражнение «Фотошоп».
Классу предлагается большое количество фотографий, разнообразных по жанру.
Затем даётся задание отобрать в ворохе фотографий одну, которая метафорически определила бы взгляд каждого учащегося на семью.
Например:
Найдите, пожалуйста, среди многих фотографий, разложенных перед вами, ту, которая отражает для вас смысл слова «любовь»!
С помощью фотографий вам предстоит познакомить нас с тем, как вы ощущаете себя в собственной семье. Найдите один лист, который мог бы образно представить ваши чувства!
Когда каждый ребёнок нашёл фотографию, он показывает её остальным участникам занятия. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о том, как можно истолковать представленный образ. Лишь после того, как все желающие обнародовали свою версию, даётся возможность авторского комментария. Затем очередь переходит к следующему участнику.
3. Изучение проблемы.
Игра «Скульптура семьи». Предлагаю поиграть в интересную игру. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.
А затем все вместе создают скульптуру неблагополучной, несчастливой и дисфункциональной семьи.
Обсуждение игры.
Что легче – быть скульптором или материалом?
Какая скульптура была более точной и красивой?
Информирование. Признаки здоровой и нездоровой семьи.
В здоровой семейной системе – функциональной семье – каждый человек уникально связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, проводят совместный досуг, разделение ответственности гибко, есть семейные ритуалы и правила, с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
В дисфункциональной системе всё наоборот – люди не созрели на свой возраст и на возраст семьи, часто появляются проблемы со здоровьем членов семьи, возможно неполная семья, насилие, чрезмерные требования друг к другу, проблемы во взаимоотношениях, химическая зависимость членов семьи и т. п.
4. Программирование будущего.
В семье супруги являются партнёрами, которые должны уметь общаться, договариваться, оказывать друг другу поддержку и конструктивно решать возникающие конфликты. Это оказывается иногда довольно сложно, потому что идеально совместимых людей не существует. Попробуйте в следующем упражнении примерить на себя роль партнёра и почувствовать, в чём сложность партнёрских отношений.
Упражнение «Сиамские близнецы». Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука со стороны партнёра обхватывает «близнеца» через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых стульев…
Следом можно дать сиамским близнецам ещё несколько забавных заданий:
- завязать шнурок на ботинке;
- застегнуть пуговицу;
- вдеть нитку в иголку;
- зажечь спичку от спичечного коробка!
При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а «свободные» руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.
Обсуждение понятия –
Информирование. Существует словарь здоровых партнёрских отношений. Давайте обсудим его.
1. Сопереживание. Способность
2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.
3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас к друг другу и заставляет действовать в унисон.
4. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.
5. Умение принимать человека таким, какой он есть.
6. Компромисс. Умение уступать друг другу.
7. Признание. Уважение и
8. Приспособляемость. Умение
9. Любовь. Нежная забота друг о друге.
10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.
11. Умение слушать.
12. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.
13. Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.
14. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.
15. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.
16. Совместное времяпровождение. Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
Игра «Остров везения».
Задание: представьте себе, что вам удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы вдвоём провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове.
Первый этап. Вы (как семейная пара) можете взять с собой всего 10 предметов. Подумайте, что это за предметы, которые удовлетворяют вкусам, требованиям, условиям всех отдыхающих.
Второй этап. Согласуйте список с другим членом семьи. На поиски компромисса у вас есть 5 минут.
Подведение итогов.
Что за предметы находились в вашем индивидуальном списке? Почему именно они?
Какие проблемы возникли у вас при составлении списка для другого члена семьи?
Насколько ваши предложения подтвердились
реальными пожеланиями
Как происходило обсуждение?
А самое главное, теперь, после окончания споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе прекрасные две недели?
5. Итоговая дискуссия.
Дебаты на тему «Готовность к семейной жизни».
Заключение.
В целом повышение культуры взаимоотношений. Воспитание в себе уживчивости, доброжелательности. Чуткости. Тактичности, сдержанности – магистральный путь подготовки к семейной жизни.
Нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Уметь сотрудничать, помогать друг другу. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого – вот путь к счастью. 4
4. Текст
выступления на мероприятии по
пропаганде психологических
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам гендерного воспитания учащихся
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа - хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа - это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-
Школа для ребёнка является
центром освоения социума.
Психолог помогает ребёнку
школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.5
Усилением положительного
воспитательного эффекта
Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.
В начальной школе дети начинают освоение мужских и женских социальных ролей. Именно в этот период важно воспитывать детей личным примером родителей. «Строй ума у ребенка, которого слова первые слова были бог, тятя, мама, будет не такой, как у ребенка, которого первые слова были деньги, наряд или выгода» (А.С. Хомяков). Родителям важно показать на деле заботу друг о друге, уважение и взаимопонимание в решении семейных вопросов. И лучше делать всё вовремя, чтобы потом не навёрстывать упущенное. Тем более что воспитание положительных нравственных качеств личности (особенно трудолюбие и чувство ответственности) в более позднем возрасте осуществлять уже труднее.
Мальчиков 7-8 лет в семьях уже больше тянет к отцу, а девочек, естественно, к матери. В этот период очень важно заняться чисто мужским (отец и сын) или женским (мать и дочь) делом. Полезны и откровенные разговоры, когда ребята делятся с родителями своими детскими тайнами. Дети, чувствуя серьёзное отношение родителей к ним и их проблемам, ответят в будущем доверием.
Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребёнка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всём настоящим образцом для своей дочери. Дочь, прежде всего у матери принимает формы поведения и черты, определяющие облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, то это качество становится свойством дочери.
Во все времена была велика роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо её личного примера здесь помогают соответствующие игрушки и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребёнка предоставляет возможности для развития типичных женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.
Мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом. Вместе с тем нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах. Воспитывая сына, и отцу, и матери важно с раннего детства приучать его к правильным и уважительным отношениям с девочками
Информация о работе Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки