Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:53, отчет по практике

Краткое описание

Педагогическая практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.
Во время педагогической практики мню решались следующие задачи:
- подготовка и проведение занятий факультатива «Гендер в нашей жизни» для школьников;
- подготовка и проведение психологического тренинга «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;
- подготовка и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;
- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4
2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для
школьников…………………………………………………………………………………....5
3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для
школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17
4. Текст выступления на мероприятии по пропаганде психологических знаний
среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22
5. Описание результатов исследования психологических особенностей
взаимодействия выбранных субъектов образовательного процесса……………………24
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………………………….29
Приложение

Файлы: 1 файл

психологическая практика в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Упражнение «Фотошоп».

Классу предлагается большое количество фотографий, разнообразных по жанру.

Затем даётся задание отобрать в ворохе фотографий одну, которая метафорически определила бы взгляд каждого учащегося на семью.

Например:

Найдите, пожалуйста, среди многих фотографий, разложенных  перед вами, ту, которая отражает для вас смысл слова «любовь»!

С помощью фотографий вам предстоит познакомить нас с тем, как вы ощущаете себя в собственной семье. Найдите один лист, который мог бы образно представить ваши чувства!

Когда каждый ребёнок нашёл фотографию, он показывает её остальным участникам занятия. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о том, как можно истолковать представленный образ. Лишь после того, как все желающие обнародовали свою версию, даётся возможность авторского комментария. Затем очередь переходит к следующему участнику.

3. Изучение проблемы.

Игра «Скульптура семьи». Предлагаю поиграть в интересную игру. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.

А затем все вместе создают скульптуру неблагополучной, несчастливой и дисфункциональной  семьи.

Обсуждение игры.

Что легче –  быть скульптором или материалом?

Какая скульптура была более точной и красивой?

Информирование. Признаки здоровой и нездоровой семьи.

В здоровой семейной системе –  функциональной семье – каждый человек  уникально связан со всеми членами  семьи, есть общие цели и планы, члены  семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, проводят совместный досуг, разделение ответственности гибко, есть семейные ритуалы и правила, с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В дисфункциональной системе всё  наоборот – люди не созрели на свой возраст и на возраст семьи, часто  появляются проблемы со здоровьем членов семьи, возможно неполная семья, насилие, чрезмерные требования друг к другу, проблемы во взаимоотношениях, химическая зависимость членов семьи и т. п.

4. Программирование будущего.

В семье супруги являются партнёрами, которые должны уметь общаться, договариваться, оказывать друг другу поддержку и конструктивно решать возникающие конфликты. Это оказывается иногда довольно сложно, потому что идеально совместимых людей не существует. Попробуйте в следующем упражнении примерить на себя роль партнёра и почувствовать, в чём сложность партнёрских отношений.

Упражнение «Сиамские близнецы». Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука со стороны партнёра обхватывает «близнеца» через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых стульев…

Следом можно дать сиамским близнецам  ещё несколько забавных заданий:

- завязать шнурок на ботинке;

- застегнуть пуговицу;

- вдеть нитку в иголку;

- зажечь спичку от спичечного коробка!

При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а «свободные» руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.

Обсуждение понятия – партнёрство  в семье.

Информирование. Существует словарь  здоровых партнёрских отношений. Давайте  обсудим его.

1. Сопереживание. Способность чувствовать  другого человека, ощущать себя  на его месте. 

2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.

3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток  или магнит, который притягивает  вас к друг другу и заставляет  действовать в унисон.

4. Поддержка. Вдвоём вы способны  на многое.

5. Умение принимать человека  таким, какой он есть.

6. Компромисс. Умение уступать друг  другу. 

7. Признание. Уважение и благодарность. 

8. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.

9. Любовь. Нежная забота друг  о друге. 

10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.

11. Умение слушать. Прислушиваться  друг к другу. 

12. Юмор. Смех поддерживает физическое  и психологическое здоровье.

13. Желание. Отношения необходимо  поддерживать их неожиданными  всплесками страстей.

14. Доверие. Это даёт чувство  безопасности и уверенности. 

15. Нежность. Чуткое отношение друг  к другу. 

16. Совместное времяпровождение. Нужно  всегда находить время для  того, чтобы побыть наедине друг  с другом.

Игра «Остров везения».

Задание: представьте себе, что вам удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы вдвоём провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове.

Первый этап. Вы (как семейная пара) можете взять с собой всего 10 предметов. Подумайте, что это за предметы, которые удовлетворяют вкусам, требованиям, условиям всех отдыхающих.

Второй этап. Согласуйте список с  другим членом семьи. На поиски компромисса  у вас есть 5 минут.

Подведение итогов.

Что за предметы находились в вашем  индивидуальном списке? Почему именно они?

Какие проблемы возникли у вас при  составлении списка для другого  члена семьи?

Насколько ваши предложения подтвердились  реальными пожеланиями партнёров?

Как происходило обсуждение?

А самое главное, теперь, после окончания  споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе прекрасные две недели?

5. Итоговая дискуссия.

Дебаты на тему «Готовность к семейной жизни».

Заключение.

В целом повышение культуры взаимоотношений. Воспитание в себе  уживчивости, доброжелательности. Чуткости. Тактичности, сдержанности – магистральный путь подготовки к семейной жизни.

Нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Уметь сотрудничать, помогать друг другу. Учитывая индивидуальные особенности  психики каждого – вот путь к счастью. 4

 

 

4. Текст  выступления на мероприятии по  пропаганде психологических знаний  среди учителей и родителей  школьников

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам гендерного воспитания учащихся

 

Работа  психолога   в   школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего  специалиста школа - хорошая возможность  приобрести  ценный  опыт  работы  с  людьми,  с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но  школа  -  это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а  также и  с  педагогами  и  родителями.  Нередко   в   школе   работают   несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле  деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога  в школе.

           Кроме  уроков  психологии  (а  такие  есть  в  ряде   школ),   в компетенцию психолога входят диагностирование и  коррекционная  работа.  Это может  быть  и  диагностика  познавательных  процессов  (память,   мышление, внимание),  и  диагностика   эмоциональной   сферы   ребёнка.   При   низких показателях  диагностических  методов,  с  ребёнком  проводят  коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы  игры  и  рисуночные  методы  (в зависимости  от  возраста  ребёнка).  Проведение   внеклассных   мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

           Составление  психолого-педагогической  характеристики   ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер  и  психических  процессов,  здоровья. Также  характеристика  даёт  полную  картину  семейного  климата,  интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет  очень  важную  роль:  каждый родитель или педагог имеет право обратиться к  психологу  с  проблемой,  или просить о помощи относительно ребёнка.

           Школа для ребёнка является  центром освоения социума. Первый  опыт межличностных отношений, усвоения  знаний,  и  многого  другого  -  всё  это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо  выработать  единую  линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при  взаимном  принятии решений, при единых целях, школа может претендовать  на  звание  социального института знаний.

           Психолог помогает ребёнку усвоить  весь этот опыт через  освоение поведения,  и  построение  собственной  позиции,  при  которой   у   ребёнка вырабатывается осознанное восприятие  мира.  Многие  ошибочно  считают,  что психолог занимается только тестированием, а  уроки  психологии  проходят  на уровне факультативных занятий и не представляют ничего  ценного  для  знаний ребёнка. Главной  позицией  психолога  служит  создание  для  детей  условий жизненных систем и выбор  этих  систем.  У  ребёнка,  при  слаженной  работе психолога и педагогического коллектива,  формируются  условия  для  создания личностной  позиции  (осознание  собственного  Я,  уверенность,  собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном  между  детьми и педагогами,  которое  необходимо  для  решения  интересов  и  возможностей

школьников.

           От  успешной  работы  психолога зависят условия   формирования педагогических  задач.  Психолог  может  выявить   причины   неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с  родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их  родители? Успешное  сотрудничество  психолога,  родителей  и  учителей   школы   часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.5

Усилением положительного воспитательного эффекта являются хороший психологический климат семьи. Но в настоящее время из-за потока некачественной и негативной информации по вопросам взаимоотношения полов возникает необходимость в грамотном освещении данного вопроса как для детей, так и для родителей.

Компетентность  родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.

В начальной  школе дети начинают освоение мужских  и женских социальных ролей. Именно в этот период важно воспитывать  детей личным примером родителей. «Строй ума у ребенка, которого слова  первые слова были бог, тятя, мама, будет не такой, как у ребенка, которого первые слова были деньги, наряд или выгода» (А.С. Хомяков). Родителям важно показать на деле заботу друг о друге, уважение и взаимопонимание в решении семейных вопросов. И лучше делать всё вовремя, чтобы потом не навёрстывать упущенное. Тем более что воспитание положительных нравственных качеств личности (особенно трудолюбие и чувство ответственности) в более позднем возрасте осуществлять уже труднее.

Мальчиков  7-8 лет в семьях уже больше тянет  к отцу, а девочек, естественно, к  матери. В этот период очень важно  заняться чисто мужским (отец и сын) или женским (мать и дочь) делом. Полезны  и откровенные разговоры, когда  ребята делятся с родителями своими детскими тайнами. Дети, чувствуя серьёзное отношение родителей к ним и их проблемам, ответят в будущем  доверием.

Близость отношений  благоприятствует воспитательному  воздействию матери на ребёнка, и  поэтому очень важно, чтобы мать была во всём настоящим образцом для своей дочери. Дочь, прежде всего у матери принимает формы поведения и черты, определяющие облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, то это качество становится свойством дочери.

Во все времена  была велика роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо её личного примера здесь помогают соответствующие игрушки и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребёнка предоставляет  возможности для развития  типичных женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей.  Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела. Представители мужского пола обладают  большей  физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом. Вместе с тем  нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах. Воспитывая сына, и отцу, и матери важно с раннего детства приучать его к правильным и уважительным отношениям с девочками

Информация о работе Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки