Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:53, отчет по практике

Краткое описание

Педагогическая практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.
Во время педагогической практики мню решались следующие задачи:
- подготовка и проведение занятий факультатива «Гендер в нашей жизни» для школьников;
- подготовка и проведение психологического тренинга «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;
- подготовка и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;
- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4
2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для
школьников…………………………………………………………………………………....5
3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для
школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17
4. Текст выступления на мероприятии по пропаганде психологических знаний
среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22
5. Описание результатов исследования психологических особенностей
взаимодействия выбранных субъектов образовательного процесса……………………24
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………………………….29
Приложение

Файлы: 1 файл

психологическая практика в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

Введение ………………………………………………………………………………………... 3

1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4

2. Планы-конспекты занятий  факультатива по психологии для 

    школьников…………………………………………………………………………………....5

3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга  для

   школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17

4. Текст выступления  на мероприятии по пропаганде  психологических знаний 

   среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22

5. Описание результатов  исследования психологических особенностей

    взаимодействия выбранных  субъектов  образовательного процесса……………………24

Заключение……………………………………………………………………………………...27

Список использованных источников………………………………………………………….29

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Педагогическая  практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.

Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время  практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.

Во время  педагогической практики мню решались следующие задачи:

- подготовка  и проведение занятий факультатива   «Гендер в нашей жизни» для школьников;

- подготовка и проведение психологического тренинга  «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;

- подготовка  и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди  учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;

- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся  у классного руководителя  во взаимодействии с учениками.

Система учебных  предметов и факультативов средней  школы, направленных на формирование у  школьников активной жизненной позиции, диалектико-материалистического мировоззрения, призвана обеспечить усвоение учащимися закономерностей общественного развития, роли и соотношения общественного и индивидуального сознания. Однако в силу особенностей содержания самих предметов формирование социальной позиции школьников происходит часто как бы минуя главное - личность самого школьника, игнорируя тем самым психологический закон преломления внешних воздействий через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн). Такие знания хотя и приобретаются, но не всегда «присваиваются» личностью, а следовательно, не становятся руководством к действию.

Психологические исследования свидетельствуют, что  знания, получаемые школьниками при  изучении учебных предметов и  факультативов, требуют обобщения и осмысления таких теоретических понятий, как личность, общество, деятельность, общение, процесс познания, учебная деятельность, чувства, воля и др. Это обобщение и призвана обеспечить психология. Именно она должна помочь сделать предметом деятельности и анализа собственную личность, свою деятельность, осознать закономерности становления волевой сферы личности. В современных условиях ни один школьный предмет, кроме психологического факультатива, такими возможностями не обладает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни»

 

На данном этапе развития современного общества, в годы социально-культурных и политических изменений, происходящих в современном обществе, наблюдается тенденция цивилирования мужских и женских ролей во всех сферах жизни, утрачивается значение взаимоотношений мужчины и женщины как ценности, снижается уровень культуры взаимоотношений полов. Образование, обращенное к внутреннему миру юношей и девушек, призвано способствовать развитию ценности личности, становлению мужской, женской индивидуальности, формированию культуры взаимоотношений подрастающего поколения.

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Гендерные роли представляют собой поведение, задачи и обязанности, которые общество считает уместными для мужчин, женщин, мальчиков и девочек.

Гендерные отношения означают то, как общество определяет права и обязанности мужчин и женщин по отношению друг к другу и их восприятие друг друга

Гендерная дискриминация представляет собой исключение или ограничение, которые устанавливаются на основе гендерных ролей или отношений, что мешает человеку в полной мере пользоваться своими правами

Гендерное равенство означает положение, когда женщины и мужчины пользуются равными правами, возможностями и привилегиями в гражданской и политической сферах

Гендерный анализ представляет собой изучение различных функций женщин и мужчин для понимания того, чем они занимаются, какими ресурсами располагают и в чем состоят их потребности и приоритеты.1

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание

межличностных отношений в группах. В группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Целью данной программы является гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы; развитие эмпатии.

Количество занятий по плану: 10. Занятие рассчитано по 1ч. 45 мин. Проведено занятий -

Освоение программы факультатива дает возможность  создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме, улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола, улучшить представления подростков о полоролевых стереотипах.2

 

 

Тематический план факультатива

 

Наименование  темы занятия

Форма занятия

Объем, ч

1

Вводное занятие. Что такое гендер?

лекция

1ч.45 мин.

2

Я и мой внутренний мир. Мое уникальное Я.

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

3

Собственное «Я» глазами окружающих людей

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

4

Проблема поло-ролевой идентичности

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

5

Гендерная социализация

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

6

Взаимоотношение полов

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

7

Женско – мужские отношения

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

8

Любовь. Семья.

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

9

Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.

10

Гендерные стереотипы и жизненный путь человека

Тренинговое занятие

1ч.45 мин.


 

 

2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для школьников

 

Занятие 1. Что такое гендер?

Цель: формирование представления о социально-психологическом содержании понятия «гендер».

Время: 1час 45 минут

Материалы: цветные маркеры, листы бумаги.

Этап 1. Знакомство

Участники и ведущий рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает всем представиться в произвольной манере: назвать имя (то есть как участник хочет, чтобы к нему обращались), одно прилагательное, наиболее емко характеризующее участника с его точки зрения, а также немного рассказать о себе (то, что он считает нужным для презентации своего публичного Я).

Это позволяет не только настроить на работу, но и запустить процессы осознания себя и перейти к выполнению второго этапа.

Этап 2. Презентация личного гендерного образа

После процедуры знакомства ведущий предлагает участникам задание представить себя группе уже в качестве мужчины или женщины (в соответствии с полом).

Для этого ведущий предлагает с помощью фломастеров изобразить свой личный герб на листе бумаги. Герб в символической форме показывает окружающим устремления и позиции человека. Контур герба разделяют на четыре области. В левой части фиксируются главные достижения в жизни; средняя – то, как человек себя воспринимает; в правой части отмечаются главные цели в жизни; нижняя часть герба отводится для обозначения главного жизненного девиза.

На работу отводится около получаса. По окончании участники представляют друг другу свои гербы и девизы. Задаются уточняющие вопросы. Обсуждается сходство гербов и символов.

По окончании творческого процесса все рассказывают про свои гербы. В зависимости от наличия времени, размеров группы, других составляющих можно рассказать про весь герб, про некоторые его части по выбору ведущего или участников, а также делать это в большой группе, в парах, в малых группах.

Безусловно, обсуждение всего герба в большой группе вызывает больше всего эмоций, но если сделать это невозможно, неполное обсуждение также должно стать комфортным, глубоким и интересным.

Рассказ про герб можно проводить по такой схеме: «Я нарисовал в таком-то окошечке то и то, потому что я…»

Затем ведущий спрашивает, что чувствовали участники, когда рисовали гербы, когда рассказывали про них. Для чего мы делали это упражнение? Для чего его нужно делать? Какие из окошек было тяжело рисовать? Почему? Какие легче? Почему? Есть ли какие-то принципиальные отличия в гербах мужчин и женщин? С чем они связаны?

Этап 3. Обсуждение личных презентаций

В процессе обсуждения ведущий может указывать на то, что, представляя себя группе, участники говорят преимущественно не о биологических признаках мужчин и женщин, а о таких личностных качествах, которые возникают и проявляются только в процессе межличностного взаимодействия и в социальном пространстве. Также следует обратить внимание группы на то, что собственно половые признаки очень редко выступают в роли личностных характеристик, которыми мы пользуемся для презентации себя как мужчины или женщины. При этом отдельные характеристики могут быть общими в гендерных образах как мужчин, так и женщин. Во время обсуждения ведущий может обратить внимание на тот факт, что большинство предъявляемых характеристик непосредственным образом не связано с биологическим полом, хотя участникам было дано задание представить себя как мужчин или женщин.

Из этого можно сделать вывод, что эти понятия и характеризующие их признаки, которые на поверхности сознания связаны с биологическими факторами, на самом деле определяются социальными отношениями и межличностным взаимодействием. Если бы пол и гендер являлись взаимозависимыми переменными, то в презентациях непременно в равной степени были бы представлены морфофункциональные и социально-психологические характеристики. Однако, несмотря на явные морфофункциональные (биологические) различия участников между собой, большинство из этих характеристик не находят места в определении себя в качестве мужчины или женщины. Следовательно, в реальном взаимодействии мужчин и женщин между собой основную нагрузку при восприятии различий несут именно социально детерминированные характеристики, а сами понятия мужского и женского отражают содержание социальных, а не биологических качеств.

 

Занятие 2. Я и мой внутренний мир. Мое уникальное Я.

Цель: принять себя, осознать свою ценность и значимость.

Время: 1час 45 минут

Материалы: цветные маркеры, листы бумаги.

Процедура проведения

Работа в круге: Что нового и хорошего произошло у Вас с тех пор, как мы не виделись?

Упражнение: «На солнечной поляне» Мы в жизни часто выбираем различные роли. Представьте, что сейчас лето, теплый солнечный день. Вы гуляете по лесу. Вы вышли на поляну – зеленая трава, солнышко греет, вокруг деревья. Кто Вы на этой поляне? Какой Вы на этой поляне? Изобразите движениями, звуками своего героя. (Участники по кругу отвечают на каждый вопрос. Каждый круг повторяется до тех пор, пока все не выполнят задание.)

Работа в круге: Кто Я сейчас? Каким мне важно быть в будущем? (не менее 10 высказываний) Что это значит для тебя? Что мешает быть уже сейчас таким? Кто, что может тебе помочь?

Информация о работе Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки