Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:53, отчет по практике

Краткое описание

Педагогическая практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.
Во время педагогической практики мню решались следующие задачи:
- подготовка и проведение занятий факультатива «Гендер в нашей жизни» для школьников;
- подготовка и проведение психологического тренинга «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;
- подготовка и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;
- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4
2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для
школьников…………………………………………………………………………………....5
3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для
школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17
4. Текст выступления на мероприятии по пропаганде психологических знаний
среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22
5. Описание результатов исследования психологических особенностей
взаимодействия выбранных субъектов образовательного процесса……………………24
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………………………….29
Приложение

Файлы: 1 файл

психологическая практика в школе.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Отец, олицетворяя мужское начало в семье,  закладывает рациональные основы в детях. Отец должен уделять  внимание воспитанию любознательности. Этому помогает чтение сказок, стихов, рисование, слушание музыки, общение с природой. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениям.6

 

 

5. Описание  результатов исследования психологических  особенностей взаимодействия  выбранных  субъектов  образовательного процесса (учащиеся 10»а» класса, преподаватели, классный руководитель, руководители)

 

 

Исследование  отношений классного руководителя с классом. Исследуемые субъекты  образовательного процесса:

- классный руководитель 10»А» класса, женщина среднего  возраста, преподаватель русского  языка и литературы;

- коллектив  10»а» класса состоит из 28 человек (16 девочек и 12 мальчиков). Общая успеваемость класса – средняя.

Предмет исследования – психологическая характеристика  стиля руководства классным коллективом, проявляющиеся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.

Методики исследования: наблюдение, опрос,

Результаты  исследования:

Классный руководитель во взаимодействии с классным коллективом  и отдельными  учениками демонстрирует демократический стиль руководства.

Молодой увлеченный творчеством педагог, который осуществляет воспитательную деятельность, постоянно совершенствуя содержание, формы и методы работы. Разносторонний анализ достигнутого, критичность в осмыслении успехов и неудач позволили ей создать оригинальную авторскую концепцию воспитательной работы с классным коллективом.

Главной особенностью демократического стиля оказывается то, что класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. При демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства классный руководитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

Демократический стиль общения с классом предполагает учет мнения учеников, их потребностей и интересов, совместные поиски решения возникающих задач и, в то же время, меры, принимаемые для поддержания дисциплины в классе. 
Становится возможным отказ от тех ролей, принятых школьниками (отличница, старательный ученик, шут, хулиган и т. п.), которые создают у детей привычные "маски", а у учителя – такие же "ярлыки". Демократичный учитель стремится понять ученика и не ограничивается его "маской", не ожидает и не подкрепляет соответствующего поведения, способен изменить стереотипные представления о школьнике.

При демократическом стиле ролевые отношения (учитель как руководитель, ученик как подчиненный), разумеется, сохраняются, но не остаются главными. Оказываются важными собственно межличностные отношения – уважение, принятие, антипатия и т. д.

Демократический стиль общения учителя с классом способствует созданию на уроках творческой (креативной) атмосферы. Если рассматривать умение создавать творческую атмосферу как отдельную педагогическую компетентность, то показатели демократичных учителей окажутся значительно выше показателей авторитарных педагогов. Поэтому в начальных классах у детей, обучающихся при демократическом стиле руководства, интенсивно развивается познавательная мотивация, ориентация на содержание и процесс учебной деятельности.

В организации  деятельности коллектива классный руководитель 10»а» старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений между учащимися и классным руководителем. Такие отношения наблюдаются в данном классе.

Психологическое исследование свидетельствуют, что  знания, полученные школьниками при  изучении учебных предметов и факультатива по психологии, требуют обобщения и осмысления таких теоретических понятий, как личность, общество, деятельность, общение, процесс познания, учебная деятельность, чувства, воля и др. Это обобщение и призвана обеспечить психология. Именно она помогает сделать предметом деятельности и анализа собственную личность, свою деятельность, осознать закономерности становления волевой сферы личности. В современных условиях ни один школьный предмет, кроме психологического факультатива, такими возможностями не обладает.

Целью программы проводимого мною занятий факультатива по психологии является гендерное воспитание учащихся; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы; развитие эмпатии.

Задачами программы является создание  условий для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме. Факультатив улучшил представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола,  улучшил представления подростков о полоролевых стереотипах.

Количество занятий по плану: 10. Занятие рассчитано по 1ч. 45 мин. Проведено занятий – 4 (планы - конспекты прилагаются).

В результате проведенного анкетирования старшеклассников выяснилось, что программа  факультатива и полученные знания помогли развитию самосознания старшеклассников, развитию умения противостоять внешним влияниям и гендерным стереотипам; помощи в формировании позитивного взгляда на мир и своего места в нем; усвоению навыков строительства партнерских отношений с лицами противоположного пола; а также формированию гармоничной гендерной идентичности и облегчению тем самым дальнейшей социализации подростков и юношей.

        Программа факультатива может быть использована педагогами-психологами, классными руководителями, социальными педагогами в воспитательной работе в полном объеме или частично. Так же предлагаемая программа может стать основой для разработки других курсов по смежной тематике, либо подобных курсов для других возрастных групп. 7

В результате проведенного тренинга по психологии «Межличностные взаимодействия в семье» необходимо сделать выводы о том, что: семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы «освободить» личность от любых связей, которые «ограничивают» ее самореализацию, в том числе и от связей семейных.

Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование.

Сегодня самоценность семьи проявляется  в межличностных отношениях, всё большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и сексуальная. Однако никак не следует отвергать и значение семьи как ячейки общества, как очень важного социального образования. Семья существовала, существует и будет существовать, но изменение её уклада, традиций, возрастание роли таких факторов как культура общения, взаимопомощь, поддержка, опека, то есть внутренних сил, очевидны.

По результатам опроса учащихся класса, в котором проводился тренинг, одним из составляющих счастья они  называют счастливую семейную жизнь. Но чтобы она действительно была долгой и счастливой, мало соединить двух хороших людей. Надо работать на семью, нести на её алтарь душу, силы, опыт. Можно утверждать, что счастливые браки редко бывают результатом случайности, они есть следствие сознательного и длительного творчества в первую очередь супругов.

Обсуждение показало, что проведенный  тренинг вызвал интерес. Некоторые  участники тренингао тметили, что тренинг для них имеет большой познавательный интерес.8

 

 

 

Заключение

 

Во время  педагогической практики  был проведен ряд мероприятий.

1.Занятия факультатива «Гендер в нашей жизни».

2. Психологический  тренинг «Межличностные взаимодействия в семье».

3. Беседа с родителями на тему «Психолого-педагогическое просвещение по вопросам гендерного воспитания учащихся. Роль психолога».

4. Осуществлено  исследование психологической характеристик стиля руководства  классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.

  Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.

  В процессе проведения подготовленных мероприятий совершенствовались мои навыки преподавания, речь и действия становились более уверенными, развивалось умение находить контакт с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания школьников, формирования интереса к материалу, созданию положительной мотивации.

  Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Нужно заметить, что со стороны учеников я тоже получила поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, уважение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятий. Несомненно, в организации уроков и управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин.

  Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.

  В целом, я оцениваю свою практику как успешную.

  Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания по психологии; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); развить умение выявлять, анализировать и учитывать общие психологические закономерности; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической точки зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

  В заключение  необходимо отметить, что занятия со школьниками стали для меня  важным практическим опытом. В ходе прохождения практики в образовательном учреждении я научилась держаться уверенно на публике. Научилась сотрудничеству с коллективом. Научилась учиться на собственных ошибках и на опыте успешных людей. А также  мне  удалось  обрести уверенность в себе. В правильности моего профессионального выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

 

1.Вочков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты  ведения тренинговой группы. М., 2007

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2005

3.Ефтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб., 2007

4.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на/Д., 1997

5. Кипнис М. Тренинг семейных отношений (в 2-х частях). М. , 2009.

6. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие/ И.С. Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. - 325 с.

7.Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб. 2007

8. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 2009.

9. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1 
Анкета для выявления представлений 
о гендерной культуре 
Внимательно прочитайте вопрос, выберите ответ наиболее подходящий для Вас, обведите его или предложите свой вариант. Спасибо за сотрудничество.

Информация о работе Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки