Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:53, отчет по практике
Педагогическая практика проходила в МОУСОШ №17 ст. Выселки с 6 по 26 февраля.
Основные субъекты образовательного процесса, с которыми осуществлялось взаимодействие во время практики: классный руководитель и ученики 10 «а» класса, учителя, работающие в данном классе, руководители школы.
Во время педагогической практики мню решались следующие задачи:
- подготовка и проведение занятий факультатива «Гендер в нашей жизни» для школьников;
- подготовка и проведение психологического тренинга «Межличностные взаимодействия в семье» для школьников;
- подготовка и проведение мероприятия по пропаганде психологических знаний среди учителей и родителей школьников, выступление на мероприятии;
- исследование психологических характеристик стиля руководства классным коллективом, проявляющихся у классного руководителя во взаимодействии с учениками.
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
1. Программа факультатива по психологии «Гендер в нашей жизни» для школьников ….4
2. Планы-конспекты занятий факультатива по психологии для
школьников…………………………………………………………………………………....5
3.Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для
школьников «Межличностные взаимодействия в семье» ………………………………...17
4. Текст выступления на мероприятии по пропаганде психологических знаний
среди учителей и родителей школьников…………………………………………………..22
5. Описание результатов исследования психологических особенностей
взаимодействия выбранных субъектов образовательного процесса……………………24
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………………………….29
Приложение
Руководитель или его помощники-участники фиксируют доводы на доске. Если группа достаточно большая, то в целях экономии времени работу можно проделать в подгруппах, а в общей группе обсудить и зафиксировать наиболее убедительные аргументы.
Руководитель может познакомить участников с концепцией андрогении или сфокусировать внимание на том, что гендерные стереотипы существенно ограничивают возможность самореализации, вызывают внутренний конфликт и, по сути, являются всего лишь условностью.
5. Задание «Новые мы»
Участники уточняют идеальный образ себя, исходя из своих собственных представлений и желаний, затем в парах рассказывают о том, какой женщиной / мужчиной им хотелось бы себя видеть. В обсуждении в группе высказываются сомнения (если таковые есть), касающиеся реального воплощения этого образа.
Занятие 10 Гендерные стереотипы и жизненный путь человека
Цели:
- информационная: познакомить с механизмами возникновения и воспроизводства гендерных стереотипов в обыденном сознании и повседневной практике;
- обучающая: сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы, т.е. способности выявлять и осознанно их анализировать в различных сферах жизни - обучении, работе, литературе и т.д.
Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры.
Процедура проведения
1. Введение
Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует участников в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Например, ведущий может задать вопрос: что нового, хорошего произошло в Вашей жизни с тех пор, как мы виделись в последний раз! Ведущий просит ответить на вопрос всех желающих, и при этом он может уточнить: «Что в этом для вас хорошего? Поддержать говорящего словами: «замечательно», «прекрасно». Ведущий вместе с участниками отвечает на поставленный вопрос.
Иногда участники погружены в какие-либо житейские проблемы. Можно выделить немного времени на то, чтобы их выслушать. Задача ведущего – просто слушать, не комментируя, не давая советов. Подобное обсуждение как позитивного, так и негативного способствует включению участников в работу, отвлечению от повседневных событий жизни.
2. Составление списка гендерных стереотипов.
Работа сначала проходит в группах по 4-6 человек. Участникам предлагают вспомнить гендерные стереотипы, с которыми они сталкиваются. Их надо сформулировать кратко, например: «Женщины – эмоциональны, мужчины – рациональны»; «Женщина должна быть красивой и сексуально привлекательной»; «Мужчина должен все знать и ни в чем не сомневаться».
Перед выполнением задания полезно повторно обсудить понятие «гендерный стереотип» и виды гендерных стереотипов.
Затем каждая группа зачитывает список стереотипов, которые были ими выделены. Комментарий ведущего: «гендерные стереотипы можно обнаружить во всех сферах жизни человека: в самосознании, в межличностном общении, в межгрупповом взаимодействии и др.»
3. Инсценировки ситуаций общения
Первая часть задания выполняется в группах по 4-6 человек. Ведущий дает такую инструкцию: «Выберите один из гендерных стереотипов и придумайте ситуацию общения – диалог, участники которого следуют данному стереотипу. Затем придумайте ситуацию, когда участники не следуют данному стереотипу, ведут себя нестереотипно (можно взять ту же ситуацию, что и в первый раз). Инсценируйте оба диалога».
Затем каждая группа представляет свою инсценировку. После каждого представления ведущий спрашивает остальных участников:
Какой гендерный стереотип был представлен?
Что Вам понравилось в инсценировке, которую подготовила группа?
При ответе на второй вопрос важно, чтобы прозвучало 2-3 мнения. Ведущий может также сам ответить на вопрос. Если участники затрудняются сказать, что им понравилось в работе группы, ведущий может напомнить: «Умение выделять хорошее в деятельности других людей – это важный социально-психологический навык». Иногда участникам трудно представить свою оценку из-за стеснения, смущения. В подобной ситуации можно поддержать их аплодисментами. Ведущий также может спросить: «что мешает Вам выступить перед группой?»
4. Обсуждение инсценировки
В ходе обсуждения ведущий последовательно задает вопросы участникам, выслушивает ответы и обобщает сказанное. Перед переходом к следующему вопросу он повторяет и обобщает основные мысли, высказанные участниками, комментирует сказанное на основании теоретических аспектов темы.
Что Вам было проще придумать и разыграть: стереотипную ситуацию или нет? Как Вы считаете, почему?
Как Вы себя чувствовали в процессе инсценировки: комфортно, удобно или дискомфортно? Почему?
Как Вы считаете, возможно ли возникновение подобных ситуаций в жизни? Насколько они типичны?
Заключительный комментарий ведущего: Гендерные стереотипы – это глубоко укоренившиеся, трудно изменяемые и часто неосознаваемые представления.
5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни
Сначала работа проходит в группах по 6-10 человек. Им предлагают ответить на вопросы, которые они потом обсуждают:
Что негативного Вы видите в воспроизводстве и действии гендерных стереотипов?
Что позитивного Вы видите в воспроизводстве и действии гендерных стереотипов?
Необходимо ли следовать гендерным стереотипам в жизни, соответствовать их требованиям?
Затем каждая группа представляет свою точку зрения. После обсуждения мнения каждой группы по заявленным вопросам представляется всем. Ведущий обобщает ведущие мысли, высказанные группами, поощряет обмен мнениями, если у разных групп они вступают в противоречие. В конце дискуссии ведущий еще раз подчеркивает негативные и позитивные аспекты ситуации воспроизводства гендерных стереотипов в жизни, опираясь на идеи, высказанные участниками, и возвращается к теории в соотношении и самореализации их гендерных стереотипов.
6. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных стереотипов
Первый этап работы проходит в группах по 4-6 человек. Ведущий дает инструкцию: «Обсудите ответы на следующие вопросы: Необходимо ли избавляться от гендерных стереотипов? Почему? Что можно делать, чтобы освободиться от тех ограничений, которые накладывают гендерные стереотипы?»
После обсуждения каждая подгруппа представляет свои мнения остальным участникам. Ведущий обобщает основные мысли, высказанные группами, поощряет обмен мнениями, если у разных группах они вступают в противоречие. В конце дискуссии ведущий выделяет основную цель в работе с гендерными стереотипами, а именно – их осознанием.
7. Подведение итогов
Ведущий спрашивает участников о том, что им понравилось в занятии, что было важно, что нового они сегодня узнали. Задача ведущего – просто выслушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Затем ведущий сам отвечает на возникшие вопросы.
3. Разработанный и реализованный сценарий психологического тренинга для школьников
«Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». (Ф. Адлер, психолог, США)
Актуальность проблемы.
У всех людей один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна, процветание которой зависит от каждого из нас. А есть ещё малый дом – семья, в которой должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее и гармоническое её развитие.
Учёные считают, что семья возникла примерно три тысячи лет назад. Главное в семье – не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищённости. Настоящие семейные ценности – это хорошие отношения между всеми её членами и постоянная поддержка близких людей.
Традиционная семья и
- крах экономики отразился и на семейном бюджете;
- нарушена связь с землёй;
- главную роль при создании семьи стали играть не обычаи и рекомендации старших, а индивидуальный выбор людей;
- практически исчезли многопоколенные семьи;
- исчезла многодетность;
- распространено прерывание беременности;
- количественно растут разводы;
- усилились отрицательные проявления внутри семьи, такие как алкоголизм и наркомания;
- резко выросло число неполных семей как следствие развода или рождения внебрачных детей;
- многие семьи не признают религию.
Цель занятия:
1. Создать представление о
2. Создать условия для
Задачи тренинга:
-знакомство с понятиями традиционной и современной семьи;
-эмоциональное и когнитивное включение в процесс саморазвития;
-разрушение стереотипов восприятия, возникших во внутрисемейных контактах;
-примерка роли партнёра в семейных отношениях.
Вся программа проходит в форме тренинговых занятий.
Тренинговое занятие «Ведение в психологию семьи». 1,5 часа.
Цель: сформировать важность семьи в развитии личности человека.
Задачи:
-дать понятие «семья»;
-знакомство с функциями семьи;
-развитие понимания особенностей функциональной и дисфункциональной семьи;
-формирование осознанности в выборе спутника жизни;
-развитие навыков партнёрского взаимодействия. 3
Структура занятия:
Этап |
Методы и формы |
Время |
1.Введение. Актуализация темы. |
Постановка проблемы. Информирование. Игра «Ассоциации». |
5 мин. |
2.Определение понятий. |
Упражнение «Фотошоп». Мозговой штурм «Зачем человеку нужна семья?» |
15 мин. |
3. Изучение проблемы. |
Учащиеся получают информацию о функциях семьи. Упражнение «Скульптура семьи». |
15 мин. |
4.Программирование будущего. |
Разговор о ролях в семье. Упражнение «Сиамские близнецы». Обсуждение словаря здоровых отношений. Уп ражнение «Остров везения». |
35 мин. |
5. Итоговая дискуссия |
Дебаты на тему «Готовность к семейной жизни». |
15 мин. |
6. Заключение |
Обобщение. |
5 мин. |
Ход занятия
1. Введение в тему.
Славянское слово «семья» родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом «семя», от которого зарождается новая жизнь, и с понятием «я», повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок.
В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья».
«Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
А второй смысл у этого слова такой: Я есть семя жизни земной, и заронил я его в жену свою. А она это семя выпестовала в себе всей своей душой, всей кровью, лаской и самоотверженностью женской. И семя это моё даёт росток на всю жизнь родни моей сегодняшней и той, с которой я через деток своих и их деток породнюсь, и так далее, до того, что я стану родным через них со всем народом и со всем земным человечеством.
Так молодой человек о своём семени и заботиться должен, чтобы оно чистым было, оно-то ведь не только твоё личное».
Игра: «Ассоциации».
«Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову».
Вопросы-задания могут быть такими:
- если семья – это постройка, то она…
- если семья – это цвет, то она…
- если семья – это музыка, то она…
- если семья – это геометрическая фигура, то она…
- если семья – это название фильма, то она…
- если семья – это настроение, то она…
Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.
2. Определение понятий.
Мозговой штурм «Зачем современному человеку нужна семья?».
А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого из сидящих в кругу познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, каждый по очереди отвечает на вопрос, зачем нужна семья.
Записывает ответы на доске.
Информирование. Мотивов для вступления в брак очень много. Все они нужны, но если один из мотивов становиться приоритетным, значит в браке возникают серьёзные проблемы и конфликты.
Информация о работе Отчет по практике в в МОУСОШ №17 ст. Выселки