Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61

Файлы: 1 файл

(1)Особенности организации сюжетно ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.docx

— 150.75 Кб (Скачать)

Приложение 3

Таблица 4

Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы

 

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Констатирующий этап

35% (7 человек)

65%(13 человек)

0%

Контрольный этап

10% (2 человека)

65%(13 человек)

25%(5 чел.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Проект организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр в старшей группе (1 полугодие)

Сентябрь

1.Магазин (продуктовый)

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Магазин».

Задачи:

-Продолжать  знакомить детей с работой  продавца, кассира.

-Учить детей самостоятельно распределять роли до начала игры и действовать в соответствии с принятой ролью.

-Развивать умение использовать ролевую речь, вести ролевой диалог, устанавливать ролевые отношения; способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслом других детей, проявлять творчество в игре.

-Воспитывать  доброжелательные взаимоотношения  в игре.

 

2.Поликлиника

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Поликлиника»

Задачи:

-Формировать  ролевые взаимодействия: врач –  пациент, врач – медсестра, аптекарь  – пациент, пациент – пациент.

-Побуждать  детей к творческому использованию  в игре знаний об окружающей  жизни, о труде медработников (медсестра, терапевт, окулист), работника аптеки; продолжать учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ней.

-Воспитывать  уважение к труду медицинских  работников, закреплять правила  поведения в общественных местах.

 

3.Салон красоты

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Салон красоты».

Задачи:

-Продолжить знакомить детей с трудом и профессиями людей, работающих в салоне красоты (парикмахер, мастер маникюра, визажист). Учить комбинировать полученные знания, отражать их в едином сюжете игры.

-Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; развивать умение вести ролевой диалог.

-Создать условия для творческого самовыражения детей.

 

4.Кафе

Цель: Сформировать умения играть в сюжетно – ролевую игру «Кафе».

Задачи:

-Закреплять  и расширять представление и  знание детей о труде работников кафе; закреплять правила поведениями в общественных местах.

-Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, подбирать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку недостающими предметами.

-Стимулировать  творческую активность детей  в игре.

 

Октябрь

1.Семья

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Семья».

Задачи:

-Продолжать учить детей планировать игру, самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, подбирать игровой материал, необходимые атрибуты.

-Формировать  умение объединять сюжеты разных  игр в одной игре, побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

-Развивать диалогическую речь детей, умение брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры.

-Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

 

2.Зоопарк

Цель: Сформировать умения играть в сюжетно – ролевую игру «Зоопарк».

Задачи:

-Познакомить  детей с профессиями и трудом работников зоопарка; расширять и закреплять знания детей о животных нашей страны и других стран.

-Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры на основе знаний, полученных из наблюдений окружающей жизни, литературных произведений, умение выполнять необходимые постройки, дополнять игровую обстановку недостающими предметам.

-Развивать  умение использовать ролевую  речь, вести ролевой диалог, устанавливать  ролевые взаимодействия.

-Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них

 

3.Скорая помощь

Цель: Формировать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Скорая помощь».

Задачи:

-Расширять знания детей о труде работников скорой медицинской помощи, показать социальную значимость медицины.

-Формировать  умения использовать полученные  знания в самостоятельной игре, выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, самостоятельно подбирать атрибуты для игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.

-Способствовать  развитию творчества в игре детей.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться  с интересами товарищей.

 

4.Библиотека

Цель: Научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека».

Задачи:

- Расширять представления детей о труде работников библиотеки,

способствовать умению применять их в самостоятельной игре.

-Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль, способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.

- Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.

-Побуждать  у детей интерес и любовь  к книгам, воспитывать бережное  отношение к ним.

 

Ноябрь

1.Ателье мод

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Ателье мод».

Задачи:

-Расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, их помощниках – машинах; показать социальную значимость их труда, обогащать словарный запас детей.

-Формировать  у детей умение делиться на  подгруппы в соответствии с  сюжетом и объединяться в один коллектив после игрового действия; совершенствовать умение вести ролевой диалог.

-Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры, применять в игре полученные знания.

-Продолжать формировать у детей сознательное отношение к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, развивать творческие способности.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

 

2.Магазин одежды

Цель: Сформировать умения играть в сюжетно – ролевую игру «Магазин одежды».

Задачи:

-Продолжать  учить детей выполнять взятые  на себя роли в соответствии  с сюжетом игры, пользоваться  необходимыми атрибутами.

- Продолжать развивать умение использовать ролевую речь, вести ролевой диалог, устанавливать ролевые взаимодействия; умения использовать полученные знания в самостоятельной игре.

-Формировать дружеские взаимоотношения и культуру во время общения.

 

3.Поликлиника (с разными отделениями)

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Поликлиника», комбинируя в игре сюжеты разных игр.

Задачи:

-Познакомить  с работой хирурга, работника регистратуры, стационарного отделения больницы.

-Формировать  умения использовать полученные  знания в коллективной игре, объединять разные игровые сюжеты (больница, аптека, скорая помощь) в одной игре, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов.

-Развивать  умение детей делиться на подгруппы в соответствии с  игровым сюжетом, самостоятельно развертывать игру, творчески подходить к развитию сюжетных линий.

 

4.Детский сад

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Детский сад».

Задачи:

-Закреплять  знания детей о назначении детского сада о профессиях тех людей, которые здесь работают: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, прачки, музыкального работника, кухонных работников и др.

-Развивать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом.

-Развивать умение, более широко применять полученные знания в коллективной творческой игре.

-Воспитывать  интерес, уважение к труду и  взрослым.

 

Декабрь

1.Супермаркет

Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».

Задачи:

-Расширять  знания и представления детей о работе разных отделов супермаркета, о труде людей, работающих в нём.

-Способствовать  развитию умения расширять сюжет  на основе знаний, полученных  на занятиях и в повседневной жизни, развивать диалогическую речь.

-Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.

-Воспитывать  дружеские взаимоотношения в игре.

 

2.Ветлечебница

Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Ветлечебница».

Задачи:

-Познакомить  детей с трудом и профессиями  работников ветлечебницы.

-Развивать  умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью.

-Формировать  игровые умения детей: умение вступать в ролевое взаимодействие друг с другом, самостоятельно подбирать атрибуты для игры, использовать предметы-заместители, выполнять необходимые постройки.

-Развитие умения по-своему, творчески обустраивать собственную игру.

-Воспитывать  уважительное отношение к труду взрослых, любовь к животным, желание ухаживать за ними.

 

3.Театр

Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Театр», творчески развивать сюжет игры.

Задачи:

-Расширять и закреплять представления детей об учреждениях культуры, о профессиях людей, работающих в театре: режиссер, актеры, гример, костюмер, кассир, буфетчица, контролер. Закрепить правила поведения в театре.

-Формировать умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом, самостоятельно распределять роли, взаимодействовать по ходу игры, подбирать атрибуты, оборудовать место игры.

-Воспитывать культуру поведения в театре.

 

4.Экскурсия по городу на автобусе

Цель: Формировать умение самостоятельно играть в сюжетно - ролевую игру, творчески подходить к развитию сюжета.

Задачи:

-Закреплять знания детей о достопримечательных местах города, познакомить с профессией экскурсовод.

-Развивать  у детей умение самостоятельно  выбирать тему для игры, придумывать  несложный сюжет, коллективно возводить  постройки из строительного материала. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.

-Развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения,

- Воспитывать  любовь к родному городу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста