Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61
Приложение 3
Таблица 4
Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень | |
Констатирующий этап |
35% (7 человек) |
65%(13 человек) |
0% |
Контрольный этап |
10% (2 человека) |
65%(13 человек) |
25%(5 чел.) |
Приложение 4
Проект организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр в старшей группе (1 полугодие)
Сентябрь
1.Магазин (продуктовый)
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Магазин».
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с работой продавца, кассира.
-Учить детей самостоятельно распределять роли до начала игры и действовать в соответствии с принятой ролью.
-Развивать умение использовать ролевую речь, вести ролевой диалог, устанавливать ролевые отношения; способность согласовывать собственный игровой замысел с замыслом других детей, проявлять творчество в игре.
-Воспитывать
доброжелательные
2.Поликлиника
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Поликлиника»
Задачи:
-Формировать ролевые взаимодействия: врач – пациент, врач – медсестра, аптекарь – пациент, пациент – пациент.
-Побуждать
детей к творческому
-Воспитывать
уважение к труду медицинских
работников, закреплять правила
поведения в общественных
3.Салон красоты
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Салон красоты».
Задачи:
-Продолжить знакомить детей с трудом и профессиями людей, работающих в салоне красоты (парикмахер, мастер маникюра, визажист). Учить комбинировать полученные знания, отражать их в едином сюжете игры.
-Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; развивать умение вести ролевой диалог.
-Создать условия для творческого самовыражения детей.
4.Кафе
Цель: Сформировать умения играть в сюжетно – ролевую игру «Кафе».
Задачи:
-Закреплять и расширять представление и знание детей о труде работников кафе; закреплять правила поведениями в общественных местах.
-Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, подбирать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку недостающими предметами.
-Стимулировать творческую активность детей в игре.
Октябрь
1.Семья
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Семья».
Задачи:
-Продолжать учить детей планировать игру, самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, подбирать игровой материал, необходимые атрибуты.
-Формировать
умение объединять сюжеты
-Развивать диалогическую речь детей, умение брать на себя различные роли, в соответствии с сюжетом игры.
-Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
2.Зоопарк
Цель: Сформировать умения играть в сюжетно – ролевую игру «Зоопарк».
Задачи:
-Познакомить детей с профессиями и трудом работников зоопарка; расширять и закреплять знания детей о животных нашей страны и других стран.
-Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры на основе знаний, полученных из наблюдений окружающей жизни, литературных произведений, умение выполнять необходимые постройки, дополнять игровую обстановку недостающими предметам.
-Развивать умение использовать ролевую речь, вести ролевой диалог, устанавливать ролевые взаимодействия.
-Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них
3.Скорая помощь
Цель: Формировать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Скорая помощь».
Задачи:
-Расширять знания детей о труде работников скорой медицинской помощи, показать социальную значимость медицины.
-Формировать
умения использовать
-Способствовать развитию творчества в игре детей.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение считаться с интересами товарищей.
4.Библиотека
Цель: Научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека».
Задачи:
- Расширять представления детей о труде работников библиотеки,
способствовать умению применять их в самостоятельной игре.
-Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль, способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.
- Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
-Побуждать у детей интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное отношение к ним.
Ноябрь
1.Ателье мод
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Ателье мод».
Задачи:
-Расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, их помощниках – машинах; показать социальную значимость их труда, обогащать словарный запас детей.
-Формировать у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и объединяться в один коллектив после игрового действия; совершенствовать умение вести ролевой диалог.
-Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры, применять в игре полученные знания.
-Продолжать формировать у детей сознательное отношение к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, развивать творческие способности.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
2.Магазин одежды
Цель: Сформировать умения играть в сюжетно – ролевую игру «Магазин одежды».
Задачи:
-Продолжать учить детей выполнять взятые на себя роли в соответствии с сюжетом игры, пользоваться необходимыми атрибутами.
- Продолжать развивать умение использовать ролевую речь, вести ролевой диалог, устанавливать ролевые взаимодействия; умения использовать полученные знания в самостоятельной игре.
-Формировать дружеские взаимоотношения и культуру во время общения.
3.Поликлиника (с разными отделениями)
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Поликлиника», комбинируя в игре сюжеты разных игр.
Задачи:
-Познакомить с работой хирурга, работника регистратуры, стационарного отделения больницы.
-Формировать
умения использовать
-Развивать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, самостоятельно развертывать игру, творчески подходить к развитию сюжетных линий.
4.Детский сад
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Детский сад».
Задачи:
-Закреплять знания детей о назначении детского сада о профессиях тех людей, которые здесь работают: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, прачки, музыкального работника, кухонных работников и др.
-Развивать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом.
-Развивать умение, более широко применять полученные знания в коллективной творческой игре.
-Воспитывать интерес, уважение к труду и взрослым.
Декабрь
1.Супермаркет
Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».
Задачи:
-Расширять знания и представления детей о работе разных отделов супермаркета, о труде людей, работающих в нём.
-Способствовать
развитию умения расширять
-Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
2.Ветлечебница
Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Ветлечебница».
Задачи:
-Познакомить детей с трудом и профессиями работников ветлечебницы.
-Развивать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью.
-Формировать игровые умения детей: умение вступать в ролевое взаимодействие друг с другом, самостоятельно подбирать атрибуты для игры, использовать предметы-заместители, выполнять необходимые постройки.
-Развитие умения по-своему, творчески обустраивать собственную игру.
-Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, любовь к животным, желание ухаживать за ними.
3.Театр
Цель: Формировать умение играть в сюжетно - ролевую игру «Театр», творчески развивать сюжет игры.
Задачи:
-Расширять и закреплять представления детей об учреждениях культуры, о профессиях людей, работающих в театре: режиссер, актеры, гример, костюмер, кассир, буфетчица, контролер. Закрепить правила поведения в театре.
-Формировать умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом, самостоятельно распределять роли, взаимодействовать по ходу игры, подбирать атрибуты, оборудовать место игры.
-Воспитывать культуру поведения в театре.
4.Экскурсия по городу на автобусе
Цель: Формировать умение самостоятельно играть в сюжетно - ролевую игру, творчески подходить к развитию сюжета.
Задачи:
-Закреплять знания детей о достопримечательных местах города, познакомить с профессией экскурсовод.
-Развивать
у детей умение самостоятельно
выбирать тему для игры, придумывать
несложный сюжет, коллективно возводить
постройки из строительного
-Развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения,
- Воспитывать любовь к родному городу.