Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61

Файлы: 1 файл

(1)Особенности организации сюжетно ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.docx

— 150.75 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5

1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5

1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13

1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20

Выводы по первой главе…………………………………………………34

Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35

2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35

2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37

2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43

2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52

Выводы по второй главе…………………………………………………56

Заключение………………………………………………………………..58

Список используемой литературы………………………………………61

Приложения………………………………………………………………65

 

 

 

 

 

Введение

 

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому тема развития сюжетно – ролевой игры особо актуальна в наши дни. Игра для детей — наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В ней ярко проявляются oсобенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.[9]

Д.В.Менджерицкая в своей книге «Воспитателю о детской игре», говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.[27]

Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста, характеризуется наиболее спонтанным проявлением ребёнка и строится на взаимодействии ребёнка с взрослым. ( С. Л. Рубенштейн).

Изучением организации сюжетно - ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Выготский Л.С., Менджерицкая Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.

Возникновение игры (в истории и индивидуальном развитии) связывают с необходимостью разрешения противоречий между сложностью социальной системы деятельности и недостаточным уровнем возможностей субъекта для непосредственного «вхождения» в эту проблему. [1]

Противоречие заключается в значимости сюжетно–ролевой игры в дошкольном детстве и недостаточной разработанностью вопросов её организации.

Объект исследования: организация сюжетно-ролевых игр в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Предмет исследования: особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.

3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач в работе использовали следующие методы исследования: теоретические – методы системного анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, систематизации и классификации; эмпирические – методы наблюдения, беседа, методы математической обработки информации.

База исследования: КОУ НШДС № 301 г. Омска.

Выборка испытуемых: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

 

1.1.Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка

 

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность Замечательный педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…» [47, с. 81]. Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Дети, в своих играх, всё чаще отражают сoвременную действительность. Oни играют в «Супермаркет», а не в «Магазин», в «Caлон красоты», а не в «Парикмахерскую» и т. д.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт, развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах многих психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко). Согласно их высказываниям, при правильном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка (правила взаимоотношения с окружающими, усвоение норм поведения) [9, 41, 24, 26].

Игра ребёнка имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту, интересам и включает в себя такие элементы, которые способствуют приобретению нужных навыков и умений. Л.С. Выготский утверждал что игра – это источник развития, она создаёт зону ближайшего развития ребёнка [9].

Интерес к ролевым творческим играм начинает развиваться у детей с трех-четырёх летнего возраста. К этому времени у ребенка появляются новые потребности, новые мотивы деятельности, связанные с осознанием своих отношений с взрослыми. У ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. После трех лет, как отмечал Л.С. Выготский, в развитии ребенка наблюдаются «противоречивые тенденции: с одной стороны, у него появляется целый ряд нереализуемых немедленно потребностей, желаний, невыполнимых сейчас и, тем не менее, не устраняющихся как желания; с другой стороны, у него сохраняется почти полностью тенденция к немедленной реализации желаний. Отсюда и возникает игра, которая с точки зрения вопроса о том, почему ребенок играет, всегда должна быть понята как воображаемая иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Воображение и есть то новообразование, которое отсутствует в сознании ребенка раннего возраста» [9]. Особенностью сюжетно - ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками [17].

В игре происходит формирование всех личностных качеств ребенка в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системe нравственного, трудового, эстетического воспитания дошкольников. Она имеет большое образовательное значение, тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Сюжетно-ролевая игра оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности ребёнка. Её изучению в педагогике уделяется особое внимание. Игра является не только увлекательным занятием для ребёнка, но и тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что y ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ee чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С.Л. Рубинштейн).

В своих работах В.И. Ядэшко отмечает: « В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом» [45].

Сюжетно-ролевые игры дают огромные возможности для развития мышления ребенка. Его действия с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребёнок в игре - неутомимый исследователь. Он узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В pазвитии cюжета игры на oпределенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира [11].

Многие исследователи, наблюдая за игрой детей, отмечают, что игра нередко служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к общественной жизни, к героическим подвигам людей, к труду взрослых у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игре важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с нее помощью решаются основные воспитательные задачи. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи [13].

Как ведущая деятельность дошкольника, игра обуславливает главные изменения в психологических особенностях личности ребенка. Н.К.Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские  навыки, воспитывают человека с психологией  общественника – коллективиста. С.Макаренко подчеркивал, что «игра имеет большое значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».

Многие авторы yказывают положительное влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей. В процессе игры ребенок ведёт разговор с игрушкой (говорит и за себя, и за нее), подражает различным звукам, голосам животных, ведёт диалог с партнёрами по игре и т. д., развивая, таким образом, свою речевую активность. Ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, активизации и обогащению словарного запаса детей, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В данном случае она выполняет обyчающую роль. Так же ролевая игра способствуют развитию y детей навыков общения со сверстниками, формированию произвольного поведения ребёнка, возникновению эмоционального предвосхищения своих поступков, становлению произвольной памяти и произвольного внимания, развитию диалогической и грамматической речи.

Ряд авторов утверждает, что сюжетно-ролевая игра имеет немаловажное значение для социально-коммуникативного развития дошкольников. В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок отражает свои знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаёт социальные отношения. В играх, которые придумывают сами дети, проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых»[43].

В творческих играх ребенок отражает окружающую его жизнь, а так же перестраивает ее, создает желанное будущее. Л. С. Выготский в своих работах писал: «…игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [9 с.185].

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Самостоятельность – ещё одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут развивать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом для него нет ничего невозможного: можно, сев в кресло «ракетy», oчутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему не доступны. В игре детей объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения [41]. Игровые переживания оставляют глубокий след в сoзнании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию [10].

Информация о работе Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста