Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61

Файлы: 1 файл

(1)Особенности организации сюжетно ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.docx

— 150.75 Кб (Скачать)

Задачи:

1.Разработать проект организации сюжетно – ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

2.Реализовать проект.

3.Подготовить игровой дидактический материал для обогащения уровня развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

Контрольный этап

Длительность контрольного этапа исследования составила 1 неделю: с 1.12.2014 по 6.12.2014 года. Цель контрольного этапа – выявить динамику развития уровня сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

В задачи данного этапа входило:

1. Подготовить диагностические  методики для выявления уровня  развития сюжетно-ролевой игры  у детей старшего дошкольного  возраста.

2. Провести диагностику.

3.Обработать полученные  результаты путем качественного  и количественного анализа.

Подробнее рассмотрим реализацию каждого этапа и его основные результаты.

2.2. Выявление уровня развития  игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 

На констатирующем этапе было проведено исследование по методике, разработанной Р.Р. Калининой. В неё включены основные параметры, определяющие развитие сюжетно - ролевой игры, по Д.Б. Эльконину. Данная методика позволяет выявить уровень сформированности и развития игровых умений дошкольников по определённым критериям.

Таблица 1

Критерии и уровни развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Уровни развития

1)Распределение ролей

1 уровень – низкий

Отсутствие распределения ролей, роль у того , кто первый завладел ключевым атрибутом.

2 уровень – ниже среднего

Распределение ролей под руководством взрослого.

3 уровень – средний

Самостоятельное распределение ролей при отсутствии

конфликтных ситуаций.

4 уровень – высокий

Самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций

2)Основное содержание игры, игровые  действия

1 уровень – низкий

Игра заключается в однообразных действиях с определённым предметом («мама» кормит «дочку»).

2 уровень – ниже среднего

Расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия фиксированы.

3 уровень – средний

Игровые действия многообразны, логичны, определяются ролью.

4 уровень – высокий

Игровые действия имеют чёткую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета. Игровые действия связаны с передачей отношения к другим людям.

3)Ролевое поведение

1 уровень – низкий

Роль не называется, определяется игровыми действиями.

2 уровень – ниже среднего

Роль называется, её выполнение сводится к повторяющимся действиям.

3 уровень – средний

Роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребёнка.

4 уровень – высокий

Ролевое поведение наблюдается на всём протяжении игры

4)Использование атрибутов и предметов  заместителей

1 уровень – низкий

Использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень – ниже среднего

Самостоятельное, прямое использование атрибутов по назначению.

3 уровень – средний

Широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей; на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень – высокий

Использование многофункциональных предметов (бумага, палочки и т.д.) при необходимости изготовление небольшого количества атрибутивных предметов.

5)Использование ролевой речи

1 уровень – низкий

Отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень – ниже среднего

Наличие ролевого общения: обращение к играющим по названию роли, но если спросить играющего ребёнка: «Ты кто?», назовёт своё имя.

3 уровень – средний

Наличие ролевой речи, периодический переход на прямое общение.

4 уровень – высокий

Развёрнутая ролевая речь на всём протяжении игры. Если спросить играющего ребёнка: «Ты кто?», назовёт свою роль.


 

В ходе наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей, были выявлены темы сюжетно-ролевых игр воспитанников. У девочек это: «Семья», «Магазин», «Больница»; у мальчиков игры по сюжетам мультфильмов («Трансформеры», «Человек-паук»), «Гараж-мастерская», «Война». Совместных сюжетных игр девочки и мальчики не организовывали, смешанной тематики игр тоже не наблюдалось. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета, содержание игр постоянно повторяется, появление новых ролей в хорошо знакомых детям играх отсутствует, дети не разыгрывают новых тем. Всё это снижает воспитательный потенциал игры.

В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Воспитатель не вмешивался в процесс игры, оказывал помощь лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общими правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Часто игры детей сводились к малоупорядоченной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом (например, игра в войну у мальчиков).

В играх всё чаще проигрывался один и тот же сюжет, было много повторов. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 4 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты индивидуальными занятиями, 3 детей не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование, настольно-печатные игры).

Чтобы выявить отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры и партнера по игре, с детьми была проведена беседа. На вопрос: « В какие игры ты играешь дома?», 8 из 10 девочек (80 %) ответили, что в «Дочки-матери» («в куклы»), 7 из10 мальчиков (70%) дома предпочитают играть в «Транспорт», «Войну» («в машинки и солдатиков»), в компьютерные игры 3 ребёнка (30 %), в конструктор - 20 % детей. На следующий вопрос беседы, «С кем ты играешь дома?», дети отвечали так: 75%(15 человек) предпочитают играть со сверстниками, 25%(5детей) с взрослыми. С взрослыми дома чаще всего играют в дидактические игры: лото, мозаика, шашки и т. п. (70 %), в подвижные игры: футбол, хоккей (20 %), в сюжетные игры: «Магазин», «Дочки-матери» (10 %). С детьми играют в подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Классики», «Заморозки» и т. д., в сюжетно-ролевые игры.

Анализ ответов на вопрос, « В какие игры ты любишь играть в детском саду?» представлен на рисунке 1.

Рис.1. Анализ содержания сюжетно – ролевых игр детей в детском саду.

Мальчики

Девочки

 

Всего было записано 8 самостоятельных игр детей. В процессе наблюдения за сюжетно – ролевыми играми детей определялся уровень развития их игровой деятельности. Анализ самостоятельной игровой деятельности  проводился по 5 критериям. Каждый критерий оценивался по 4 уровням.

Результаты наблюдения заносились в таблицу 2 (Приложение 1),где против фамилии каждого ребёнка отмечался его уровень игровых умений по каждому критерию, который он демонстрировал в игровой деятельности.

В итоге были получены результаты, которые наглядно показали, как общую картину развития игровых умений, так и результаты каждого ребёнка.

Анализ результатов показал, что большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков, у некоторых детей уровень – ниже среднего. Дети заинтересованы в совместной деятельности и при этом частично используют предметы – заместители. Отсутствуют нестандартные сюжеты, мало проявляется инициативы в развитии сюжета игры. Роли частично определяют и направляют поведение детей, Количество игровых действий у некоторых детей ограничено, наблюдается сбой в логике действий. Дети проявляли доброжелательное общение между собой на основе общих игрушек и игровых действий, но при этом фиксировались случаи возникновения конфликтных ситуаций в игре. Для разрешения игровых конфликтных ситуаций дети прекращали игру и переходили к другой игре или к другому виду деятельности, либо жаловались воспитателю, иногда дрались.

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу:

1.Сюжетно-ролые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;

2.Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

Полученные выводы позволили наметить последующую работу по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе нашей экспериментальной деятельности.

 

2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников

 

Для того чтобы игра стала увлекательной, интересной и успешной воспитателю необходимо использовать в своей работе разные методы и приёмы обучения детей игровым действиям. Для развития игрового сюжета, а так же самостоятельности и творчества детей в игре педагог должен постоянно пополнять и обогащать знания ребёнка об окружающих его предметах (их свойствах, назначении, применении) о явлениях и событиях реального мира, об отношениях между людьми. Кроме того, необходимо создавать предметно-игровую среду в группе так, чтобы она учитывала возраст и индивидуальные особенности детей, а игровая деятельность детей должна организовываться и осуществляться последовательно и систематически (а не от случая к случаю). В соответствии с этим на формирующем этапе были поставлены задачи:

1.Разработать проект организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.

2.Реализовать проект.

3.Подготовить предметно  – игровую среду для организации  сюжетно-ролевых игр детей старшего  дошкольного возраста.

В нашем формирующем эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно – ролевые игры детей носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. По результатам беседы, проведённой на констатирующем этап, было выявлено, что наибольший интерес у детей вызывают игры «Семья», «Больница», «Магазин», «Транспорт». Но сюжет данных игр беден, однообразен, инициатива по организации принадлежит одним и тем же, новых игр дети не разыгрывают. В связи с этим нами был разработан проект организации сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель данного проекта – организовать поэтапную работу по формированию игровых умений и навыков у детей старшей группы в сюжетно-ролевых играх.

Задачи проекта:

1.Расширять тематику игр детей, углублять содержание игрового материала.

2.Учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры, удерживать ролевые позиции.

3.Обогащать представления детей об окружающем мире, о профессиях и труде людей, о явлениях и событиях реального мира.

4.Развивать самостоятельность, самоорганизацию детей, побуждать их к творческому использованию в игре полученных знаний.

5.Совершенствовать предметно-игровую  среду, побуждающую детей к самореализации  в сюжетно-ролевой игре.

Свою работу мы начали с того, что подобрали примерную тематику сюжетно – ролевых игр для детей старшей группы на год:

- Бытовые («Семья», «Праздники в семье», «Едем в гости к бабушке» и др.).

- Отражающие профессиональную деятельность людей («Салон красоты», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ателье мод», «Автосалон», «ГИБДД», «Строители» и др.).

- Общественные («Театр», «Зоопарк», «Библиотека»).

- Игры – путешествия («Экскурсия по родному городу», «По родному краю», «Космические путешествия», «Путешествие в жаркие страны», и др.).

- Игры по сказкам.

Для каждой темы игры были определены цели и задачи. Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр на первое полугодие представлено в приложении 4.

Далее нами был разработан перспективный план работы по организации сюжетно - ролевых игр на каждый месяц с подробным описанием рекомендуемых методов и форм работы с детьми (Приложение 5).

Согласно трудам А.А. Люблинской успешность овладения любой деятельностью обусловлена необходимостью выстраивать её поэтапно. В своей работе по организации сюжетно – ролевой игры с дошкольниками мы основывались на её методику и соблюдали следующие этапы:

1 этап. Узнавание деятельности.

Его целью является: познакомить детей с деятельностью и сформировать положительную мотивацию на её овладение.

Работа ведётся индивидуально либо с небольшой группой детей. Воспитатель на данном этапе – «артист», а ребёнок – «очарованный зритель». Воспитатель должен так показать деятельность, чтобы вызвать у ребёнка интерес, желание выполнять её. Своими действиями педагог должен разбудить у ребёнка познавательную потребность: любопытство (что такое?), любознательность (почему? зачем? для чего?), познавательную самостоятельную деятельность ребёнка (наблюдение, рассматривание и т. д). Воспитателю важно помнить о том, что ребёнок проявляет интерес только к тому, в чём видит для себя смысл [19].

В рамках нашего эксперимента на первом этапе для организации сюжетно – ролевой игры в старшей группе детского сада мы проводили работу с детьми, используя разные методы.

Развитие сюжета напрямую связано с расширением кругозора и жизненного опыта ребёнка и зависит от эпохи, в которую живут дети, быта семьи, географических и общественных условий, их окружающих. Чем меньше впечатлений получает ребёнок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр. Поэтому, важнейшее значение, для расширения сюжетов детских игр и обогащения их содержания, имеет знакомство детей с окружающей жизнью. Главным при этом должен быть человек, его труд, отношения людей друг к другу, к своему труду, к предметам своего труда.

Чтобы обогатить жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями об окружающей действительности мы использовали следующие методы:

1)Экскурсии.

2)Чтение художественной  литературы.

3)Встречи с людьми разных  профессий.

4)Наблюдения за трудом  людей, их взаимоотношениями в  труде

5)Беседы с детьми и  рассказы воспитателя с использованием  специально подобранного наглядного  материала (фотографии, картины, учебные  фильмы, иллюстративный материал  о труде людей, о событиях, происходящих  в мире).

6)Индивидуальные беседы  с детьми о явлениях общественной  жизни.

7)Составление рассказов  детьми (по наблюдениям из окружающей  жизни).

8)Этические беседы.

9)Инсценировка литературных  произведений.

Проведение различных экскурсии вызывало у детей огромный интерес, любознательность, побуждало их использовать в играх полученные знания. Так во время экскурсии на кухню повара познакомили детей с бытовыми приборами, их использованием на кухне, а так же рассказали и частично показали процесс приготовления некоторых блюд. В прачечной дети узнали о труде прачки, о работе машин облегчающих её труд, увидели их в действии. Медицинский работник рассказала детям о своей работе, дала возможность самим побывать в роли врача, выполнив некоторые процедуры (поставить градусник, послушать сердцебиение фонендоскопом, измерить рост, давление и т.д.). Дворники показали детям работу снегоуборочных машин, способы ухода за ними (смазка, чистка), а так же как пользоваться инструментами при ремонте (шуруповёрт, дрель, молоток, отвёртка и т.д.). Приобретение новых знаний способствовало развитию сюжета, введению дополнительных ролей, новых действий в таких играх как «Семья», «Праздники в семье», «Детский сад», «Кофе», «Ремонтная мастерская».

Информация о работе Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста