Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61

Файлы: 1 файл

(1)Особенности организации сюжетно ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.docx

— 150.75 Кб (Скачать)

Данные, представленные в сравнительной таблице 4, демонстрируют наличие изменений в игровых умениях детей от констатирующего этапа к контрольному этапу.

 

 

 

Таблица 4

Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы

 

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Констатирующий этап

35% (7 человек)

65%(13 человек)

0%

Контрольный этап

10% (2 человека)

65%(13 человек)

25%(5 чел.)


 

Как видно из таблицы, количество детей со вторым уровнем развития уменьшилось с 35% (7 человек) до 10% (2 человека), появился четвёртый уровень развития – 25% (5 человек). Это свидетельствуют о правильно организованной и проведённой нами, работе с детьми на формирующем этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос организации сюжетно – ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста, а так же создание благоприятных условий для их успешного развития. Возникновение и развитие игр у дошкольников находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.

В первой части исследования мы рассмотрели научно – теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Во второй, практический части исследования, нами был организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы мы выявили уровни сформированности навыков игровой деятельности и получили следующие результаты: четвёртый уровень, который соответствует самому высокому уровню развития игровых умений в сюжетно – ролевой у детей отсутствует; третий уровень (средний)–65% (13 детей); второй уровень –35% (7 детей).

Данные результаты определили всю последующую работу по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе нашей экспериментальной деятельности.

Мы поставили перед собой задачи: разработать проект организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста, реализовать его, а так же подготовить игровой дидактический материал для обогащения уровня развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

Следующим этапом была организация и проведение формирующего эксперимента. В ходе формирующего эксперимента мы разработали проект организации сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста. Его целью было организовать поэтапную работу по формированию игровых умений и навыков у детей старшей группы в сюжетно – ролевых играх.

Затем мы организовали с детьми серию подобранных нами сюжетно – ролевых игр. Работа по организации данных игр, согласно нашему проекту, велась с последовательным соблюдением этапов: узнавание деятельности, воспроизведение деятельности под руководством, самостоятельное выполнение деятельности детьми, творческое выполнение деятельности.

Чтобы подвести итоги, свидетельствующие о правильности проделанной нами работы по организации сюжетно – ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста и развитию игровых умений у детей, мы провели контрольный этап нашего исследования.

Перед нами стояли следующие задачи: подготовить диагностические методики для выявления уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, провести диагностику, обработать полученные результаты путем качественного и количественного анализа.

Задачи констатирующего этапа эксперимента были нами также реализованы, и мы получили следующие результаты: процент детей со вторым уровнем развития уменьшился на 25% (5детей), появился четвёртый уровень развития –25% (5 детей повысили свой уровень с 3 до 4).

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе позволил сделать вывод о том, что уровень развития игровых умений показал положительную динамику у каждого ребёнка.

Анализ результатов в группе детей до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует о правильно организованной нами работе по формированию игровых умений у детей.

Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила, что правильная организация педагогического процесса способствует развитию сюжетных игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.

Таким образом, полученные экспериментальные данные подтверждают произошедшую у детей позитивную динамику в развитии сюжетно-ролевой игры. В целом поставленная нами цель была достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, № 5, стр. 34-53

2. Бариленко Н.Б. Становление  взаимоотношений у старших дошкольников  в совместной деятельности. // Вопросы  психологии. 1996. №4., стр. 67 – 69.

3. Бачурина, В. Развивающие  игры для дошкольников / Вероника  Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 316 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические  игры в детском саду: Книга  для воспитателя детского сада. - М., 1991. – 129 с.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990. – 207 с.

7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. – 421 с.

8. Виноградова Н. А., Позднякова Н.В. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие.– М.: Айрис – пресс, 2011. – 128 с.

9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – 467 с.

10. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка /Психология личности: тексты. – М., 1982. – 275 с.

11. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1985. №5., стр. 23 – 28.

12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992. – 76 с.

13. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии, 1995, №2., стр. 48-53

14. Детская психология: Учеб. пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, А. Н. Белоуса и др. Минск.: Университетское, 1988. – 346 с.

15. Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.

16.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. -288 с.

17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Учебное пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2004 .- 464 с.

18. Кошелева А. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1990, №11., стр. 46.

19. Крылова Н.М. Лесенка успеха. – 2-е изд. – СПб.: Образовательные проекты, Агентство образовательного сотрудничества, 2013. – 240 с.

20. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 208 с.

21. Лисина М.И. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989. – 308 с.

22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с.

23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Издательский центр «Академия;. 2004.- 456 с.

24. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

25. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М,: АРКТИ, 2001. – 48 с.

26. Михайленко Н.Я., Короткова И.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада  2-е изд., испр. – М.:Изд-во «Гном и Д», 2000 – 96 С.

27. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.

28. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность //Детский сад: от А до Я, 2003, №6., стр. 43 – 48.

29. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошк. воспитание. - 1997. - № 3. - С. 84-86.

30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 489 с.

31. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с 34.

32. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной, - М., 1978. - С. 34-40.

33. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

34. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с.

35. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989. – 290 с.

36. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1985. – 212 с.

37. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

38. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. /Вопросы психологии, 1996, №6

39. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.

40. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Академ-А, 2000. – 78 с.

41. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. – 94 с.

42. Федорова Н. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошк. воспитание. - 1996. - № 3. - С. 19-22.

43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 360 с.

44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 356 с.

45. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 2

Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе

Имя испыту-емого

Распре -деление

ролей

Содержание игры

Ролевое поведе-ние

Использование атрибутов и предметов заместителей

Исполь-зование ролевой речи

Средний балл

Эмилия

3

3

3

3

2

3

Ярослав

3

2

3

3

2

3

Варя

4

3

4

3

3

3

Миша

3

3

3

4

4

3

Вика

3

2

2

3

3

2

Стёпа

2

2

2

3

2

2

Яна Л.

3

3

3

3

3

3

Даша

2

2

3

3

3

3

Алина

3

3

4

3

4

3

Елисей

3

3

3

4

4

3

Соня

2

2

2

2

2

2

Артём

3

2

3

3

3

3

Богдан

3

3

3

3

3

3

Никита Г.

3

2

2

2

2

2

Матвей

3

2

2

2

3

2

Саша

3

3

3

3

3

3

Кира

3

2

3

3

3

3

Настя

3

3

4

3

3

3

Яна Н.

2

2

3

3

2

2

Дима

2

2

2

3

2

2


Приложение 2

Таблица 3

Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе

Имя испы

туемого

Распределение

ролей

Содержание игры

Ролевое поведе-ние

Использование атрибутов и предметов заместителей

Исполь-зование ролевой речи

Средний балл

Эмилия

3

3

4

4

3

3

Ярослав

4

3

3

3

3

3

Варя

4

4

4

3

4

4

Миша

4

4

4

4

4

4

Вика

4

3

3

3

4

3

Стёпа

3

3

3

3

3

3

Яна Л.

3

4

4

3

3

3

Даша

3

3

3

3

3

3

Алина

4

4

4

3

4

4

Елисей

3

4

3

4

4

4

Соня

3

2

2

3

2

2

Артём

4

3

3

3

3

3

Богдан

3

4

3

4

3

3

Никита Г.

3

2

3

2

3

3

Матвей

3

3

3

3

3

3

Саша

4

3

3

4

3

3

Кира

3

3

4

3

4

3

Настя

4

3

4

3

4

4

Яна Н.

3

3

3

3

3

3

Дима

3

2

2

3

2

2

Информация о работе Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста