Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61
Данные, представленные в сравнительной таблице 4, демонстрируют наличие изменений в игровых умениях детей от констатирующего этапа к контрольному этапу.
Таблица 4
Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень | |
Констатирующий этап |
35% (7 человек) |
65%(13 человек) |
0% |
Контрольный этап |
10% (2 человека) |
65%(13 человек) |
25%(5 чел.) |
Как видно из таблицы, количество детей со вторым уровнем развития уменьшилось с 35% (7 человек) до 10% (2 человека), появился четвёртый уровень развития – 25% (5 человек). Это свидетельствуют о правильно организованной и проведённой нами, работе с детьми на формирующем этапе.
Заключение
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос организации сюжетно – ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста, а так же создание благоприятных условий для их успешного развития. Возникновение и развитие игр у дошкольников находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
В первой части исследования мы рассмотрели научно – теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Во второй, практический части исследования, нами был организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы мы выявили уровни сформированности навыков игровой деятельности и получили следующие результаты: четвёртый уровень, который соответствует самому высокому уровню развития игровых умений в сюжетно – ролевой у детей отсутствует; третий уровень (средний)–65% (13 детей); второй уровень –35% (7 детей).
Данные результаты определили всю последующую работу по развитию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе нашей экспериментальной деятельности.
Мы поставили перед собой задачи: разработать проект организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста, реализовать его, а так же подготовить игровой дидактический материал для обогащения уровня развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Следующим этапом была организация и проведение формирующего эксперимента. В ходе формирующего эксперимента мы разработали проект организации сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста. Его целью было организовать поэтапную работу по формированию игровых умений и навыков у детей старшей группы в сюжетно – ролевых играх.
Затем мы организовали с детьми серию подобранных нами сюжетно – ролевых игр. Работа по организации данных игр, согласно нашему проекту, велась с последовательным соблюдением этапов: узнавание деятельности, воспроизведение деятельности под руководством, самостоятельное выполнение деятельности детьми, творческое выполнение деятельности.
Чтобы подвести итоги, свидетельствующие о правильности проделанной нами работы по организации сюжетно – ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста и развитию игровых умений у детей, мы провели контрольный этап нашего исследования.
Перед нами стояли следующие задачи: подготовить диагностические методики для выявления уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, провести диагностику, обработать полученные результаты путем качественного и количественного анализа.
Задачи констатирующего этапа эксперимента были нами также реализованы, и мы получили следующие результаты: процент детей со вторым уровнем развития уменьшился на 25% (5детей), появился четвёртый уровень развития –25% (5 детей повысили свой уровень с 3 до 4).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе позволил сделать вывод о том, что уровень развития игровых умений показал положительную динамику у каждого ребёнка.
Анализ результатов в группе детей до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует о правильно организованной нами работе по формированию игровых умений у детей.
Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила, что правильная организация педагогического процесса способствует развитию сюжетных игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.
Таким образом, полученные экспериментальные данные подтверждают произошедшую у детей позитивную динамику в развитии сюжетно-ролевой игры. В целом поставленная нами цель была достигнута, задачи решены.
Список использованной литературы
1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 1996, № 5, стр. 34-53
2. Бариленко Н.Б. Становление
взаимоотношений у старших
3. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников / Вероника Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. – (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 316 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М., 1991. – 129 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990. – 207 с.
7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. – 421 с.
8. Виноградова Н. А., Позднякова Н.В. Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие.– М.: Айрис – пресс, 2011. – 128 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – 467 с.
10. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка /Психология личности: тексты. – М., 1982. – 275 с.
11. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1985. №5., стр. 23 – 28.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992. – 76 с.
13. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии, 1995, №2., стр. 48-53
14. Детская психология: Учеб. пособие/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, А. Н. Белоуса и др. Минск.: Университетское, 1988. – 346 с.
15. Давидчук, А. Н. Обучение и игра : Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
16.Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. -288 с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Учебное пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2004 .- 464 с.
18. Кошелева А. О контактах со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1990, №11., стр. 46.
19. Крылова Н.М. Лесенка успеха. – 2-е изд. – СПб.: Образовательные проекты, Агентство образовательного сотрудничества, 2013. – 240 с.
20. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 208 с.
21. Лисина М.И. и др. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989. – 308 с.
22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.-144 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Издательский центр «Академия;. 2004.- 456 с.
24. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
25. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М,: АРКТИ, 2001. – 48 с.
26. Михайленко Н.Я., Короткова И.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада 2-е изд., испр. – М.:Изд-во «Гном и Д», 2000 – 96 С.
27. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.
28. Новоселова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность //Детский сад: от А до Я, 2003, №6., стр. 43 – 48.
29. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошк. воспитание. - 1997. - № 3. - С. 84-86.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 489 с.
31. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с 34.
32. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной, - М., 1978. - С. 34-40.
33. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.
34. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 1997. - 384 с.
35. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989. – 290 с.
36. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1985. – 212 с.
37. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
38. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. /Вопросы психологии, 1996, №6
39. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
40. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Академ-А, 2000. – 78 с.
41. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. – 94 с.
42. Федорова Н. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошк. воспитание. - 1996. - № 3. - С. 19-22.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 360 с.
44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 356 с.
45. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
Приложение 1
Таблица 2
Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе
Имя испыту-емого |
Распре -деление ролей |
Содержание игры |
Ролевое поведе-ние |
Использование атрибутов и предметов заместителей |
Исполь-зование ролевой речи |
Средний балл |
Эмилия |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Ярослав |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Варя |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Миша |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Вика |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Стёпа |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Яна Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Даша |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Алина |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Елисей |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Соня |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Артём |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Богдан |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Никита Г. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Матвей |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Саша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Кира |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Настя |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Яна Н. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Дима |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Приложение 2
Таблица 3
Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе
Имя испы туемого |
Распределение ролей |
Содержание игры |
Ролевое поведе-ние |
Использование атрибутов и предметов заместителей |
Исполь-зование ролевой речи |
Средний балл |
Эмилия |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Ярослав |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Варя |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Миша |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Вика |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Стёпа |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Яна Л. |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Даша |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Алина |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Елисей |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Соня |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Артём |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Богдан |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Никита Г. |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Матвей |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Саша |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Кира |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Настя |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Яна Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Дима |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |