Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61
Помощь педагогам в формировании новых знаний об окружающей жизни, оказывали родители. С ними было проведено родительское собрание на тему «Роль игры в жизни ребёнка», на котором было раскрыто большое значение игры во всестороннем развитии ребёнка. Ведь не секрет, что для многих родителей детская игра – обычная забава, ничего кроме удовольствия не дающая ребёнку. Родителям были даны советы, как правильно организовать игру ребёнка дома, что для этого необходимо. Следуя советам воспитателей, родители проводили со своими детьми экскурсии в парки, театры, музеи, на выставки, в библиотеки, после которых педагогом обязательно проводилась индивидуальная беседа о полученных детьми новых знаниях, впечатлениях. Посещения с родителями различных мест, просто поездки по городу на общественном транспорте, путешествия в другие города (страны), способствовало появлению новых игр «Ветеринарная больница», «Автосалон», «Экскурсии по городам». Детям предлагалось соорудить автобус, распределить между собой роли водителя, экскурсовода (вначале эту роль исполняет воспитатель) туристов, продавца билетов, и провести экскурсию по городу. Позже добавляются новые роли: инспектор ГИБДД, продавцы сувениров. Мы старались постоянно поддерживать интерес детей к игре, развивали их инициативу, приучали самостоятельно выбирать наиболее интересную для себя игру. В тех случаях, когда дети исчерпывали свои возможности, и игра затухала, старались вводить новые игровые действия или новых персонажей. Так же воспитатель тактично вмешивалась в игру, когда она представлялась нежелательной, вредной в воспитательном отношении.
Заинтересовавшая детей информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания в игре. Наша задача здесь помочь ребёнку перенести полученные знания и впечатления в сюжет игры. В таких играх расширялся кругозор детей, развивались новые взаимодействия, это способствовало развитию самостоятельной игровой деятельности.
2 этап. Воспроизведение игровых действий под руководством взрослого.
Цель данного этапа: научить ребёнка игровому действию или взаимодействию, так, чтобы он даже не заподозрил, что его учат.
Роль воспитателя здесь – партнёр по игре. Содействие комфортному пребыванию ребёнка на этом этапе должно заключаться в особой атмосфере общения, которую создаёт воспитатель. От его интуиции, такта, терпения, актёрской палитры зависит скорость и результат овладения детьми игровой деятельностью. Результатом правильно построенной работы педагога будет освоение деятельностью детей до уровня самостоятельности [19].
На данном этапе могут использоваться следующие методы:
- создание проблемной ситуации и её решение;
-игровые занятия с активным участием детей («накорми дочку», «уложи дочку спать» и т. д.);
- игра под руководством воспитателя.
Руководство игрой косвенное: воспитатель советует, напоминает, подсказывает (поэтапное, зеркальное обучение), работа ведётся малыми подгруппами.
На данном этапе работы по организации сюжетной игры мы наблюдали за игрой детей, давали советы, направляли на развитие сюжета. Наблюдение помогало нам понимать игровые замыслы и переживания дошкольников и исходя из этого планировать дальнейшую игровую деятельность детей. В некоторых случаях мы сами были участниками игры и выполняли ведущую роль. Так в игре «Больница» роль врача исполняет воспитатель. Медсестра (ребёнок) помогает врачу, выполняет его поручения (ставит горчичники, уколы, выписывает направление на анализы, измеряет температуру, и т.д.). Врач при этом не только осматривает больного, но и даёт ему советы в зависимости от «заболевания» (одеваться по погоде, мыть овощи перед едой и т.д.). Дети прислушиваются к тому, как «врач» ведёт приём, учатся вести разговор. В игре мы вели детей к тому, чтобы в игре они не только умели отражать действия и взаимодействия людей в труде, но и понимали общественную важность деятельности взрослых (в данной игре - забота доктора о больных). Когда возникала необходимость, воспитатели входили в игру в другой роли. Участие воспитателя в игре сближало его с детьми, позволяло направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, в игровой форме руководить их поведением, тем самым реализовать поставленные задачи.
3 этап. Самостоятельная игра детей.
Целью данного этапа является закрепление умений самостоятельно выполнять игровые действия и взаимодействия.
Игра детей фронтальная. Такая форма игры даёт возможность взрослому проводить диагностику овладения игровой деятельностью каждым участником [19].
Нашей задачей здесь было содействовать самоутверждению ребёнка в своих возможностях, в переносе им освоенных умений в коллективную игру. Во время наблюдений за самостоятельной игрой детей мы проводили мониторинг игровых умений, оценивали восхождение каждым из детей к уровню самостоятельности. Анализ наблюдений давал возможность воспитателям планировать дальнейшую работу по организации игры с детьми.
Постепенно, в процессе реализации нашего проекта мы замечали, как повышался уровень проявления самостоятельности детей в играх: знания правил; умение организовывать обстановку для игр; распределять роли и выполнять их; подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; согласовывать свои действия друг с другом.
Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивались на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, в полной мере используя предметно – игровую среду.
По мере развития сюжета у детей появлялась потребность в изготовлении новых атрибутов для игр. Некоторые из них были изготовлены в совместном творчестве детей и воспитателя. Самостоятельно изготовленные предметы ещё больше «разжигали» у дошкольников интерес к сюжетным играм. Так же были задействованы родители. Они оказали большую помощь в изготовлении красочных атрибутов, как к старым, так и к новым играм.
4 этап. Творческая игра.
Цель воспитателя – содействовать тому, чтобы каждый воспитанник группы выполнял игровую деятельность творчески, в индивидуальном стиле [19].
При работе с детьми на данном этапе мы использовали следующие методы:
-создание игровых проблемных ситуаций;
-изменение предметно – игровой среды;
-активизирующее общение воспитателя с детьми.
На последнем, творческом этапе мы не вмешивались в процесс игры, а выступали в качестве зрителей, наблюдателей. Руководство игрой было косвенным. Иногда, если это требовалось, мы давали детям советы, делали напоминания, поощряли действия детей. При создании проблемной ситуации, игра, направленная на её решение возникала по инициативе детей. Возникшую проблему дети решали по - своему.
Важным условием для развития игровой деятельности детей, стимулирующим их к проявлению самостоятельности и творчества в игре является правильно организованная предметно – игровая среда. При её проектировании в старшей группе ДОУ мы ориентировались на цели развития и воспитания детей, исходили из сущности требований современной педагогики, активной роли ребёнка и взрослого в этом процессе.
Предметно – игровая среда в старшей группе была организована таким образом, чтобы каждый ребёнок мог заниматься любимым делом. Оборудование размещалось по принципу нежесткого центрирования, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всём многообразии игр.
Большое внимание уделялось организации предметно – игровой среды для новых и современных тематик игр: «Ателье мод», «Фотостудия», «Космическое путешествие».
Учитывая особенности восприятия окружающей действительности детьми старшего дошкольного возраста, мы детализировали атрибутику игр. Например, для игры «Ателье мод» - собрали разные образцы тканей, журналы, декоративные украшения, а для «Экскурсии по городу» детям предлагалось использовать карту города, план местности, схемы движения, фотографии и иллюстрации достопримечательностей и памятных мест города и т. д.
Оборудование для сюжетно – ролевых игр распределялось по коробкам, где были надписи с названием игры и картинки, обозначающие её тематику. Таким образом, дети имели возможность выбирать игру по своим интересам, могли самостоятельно трансформировать предметно – игровую среду в соответствии с собственным замыслом и развитием сюжета.
После окончания каждого игрового процесса вместе с детьми проводился анализ характера их игрового взаимодействия.
Таким образом, организация формирующего этапа эксперимента предполагает разработку и апробацию проекта организации сюжетно - ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста. В основу проекта положено учение А.А. Люблинской об этапах овладения деятельностью. Наша экспериментальная работа предполагает проведение четырёх этапов, что помогло подобрать содержание, организовать сюжетно - ролевую игру и создать необходимую предметно – развивающую среду.
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста
Чтобы подвести итоги и проверить результат проделанной нами работы на формирующем этапе, был проведен контрольный этап эксперимента.
Его целью стало выявление динамики развития уровня сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
С учётом поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Подготовить диагностические методики для выявления уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести диагностику.
3.Обработать полученные
результаты путем
Для выявления уровня сформированности и развития игровых навыков у детей нами была использована та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента (автор Р.Р.Калинина). Полученные нами данные фиксировались в таблице 3 (Приложение 2).
По результатам нашего наблюдения отмечено, что игра «Семья» остаётся одной из любимых игр дошкольников. Самыми популярными y детей по-прежнему остаются традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Появились новые варианты игры «Дочки-матери», такие как «Кукольная семья», «Звериная семья». Мальчики чаще всего разыгрывают сюжеты, связанные с транспортом, строительством, а так же с нападением и защитой: «Полицейские и бандиты», «Охотники за привидениями», «Трансформеры». Часто в играх детьми используются сюжеты из телевизионных фильмов, воспроизводятся роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, привидения и др.).
Дети самостоятельно распределяют роли до начала игры, стараются выполнять именно те действия, которые для них характерны; выделяют правила, по которым нужно действовать. Некоторые дети способны самостоятельно, без помощи воспитателя разрешать конфликтные ситуации, возникающие при распределении ролей и в процессе игры. В играх дети используют различные атрибуты, предметы – заместители, самоделки. Дошкольники вполне могут справиться со стоящими перед ними задачами игры. Они увлечены игрой, это вызывает новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становится заметным их особое прилежание, стремление аккуратно выполнять поручения. Всё чаще дети проявляют инициативу и творчество в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры. В процессе игры дети сообща вырабатывают правила поведения, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявились инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Игровые действия стали более разнообразны и разворачиваются в определённой логической последовательности. Речь детей носит активный ролевой характер. У некоторых детей ролевое поведение наблюдается на всём протяжении игры.
Как видно из таблиц 2,3 (Приложения 1, 2), в группе произошли изменения в уровнях сформированности игровых навыков. А именно, пять детей, улучшили свои результаты со среднего до высокого уровня. Ещё пять детей поднялись с уровня ниже среднего до среднего уровня. Двое детей, по–прежнему остались на уровне ниже среднего, но небольшая динамика развития наблюдается и у них. Почти у всех детей наметилась положительная тенденция к овладению игровыми навыками.
Таким образом, у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента отмечается преимущественно средний уровень сформированности игровых навыков (65%). Выявлен высокий уровень (25%), который не был зафиксирован нами на констатирующем этапе эксперимента. Количество детей с уровнем ниже среднего сократилось до 10%.
Мы выявили, что 50% детей старшего дошкольного возраста сумели перейти с более низкого уровня на более высокий. Остальные дети (50%) остались на прежних уровнях, однако у каждого из них нами отмечена позитивная внутриуровневая динамика.
Можно предположить, что результаты двоих детей (Сони и Димы) повысились незначительно по причине частого непосещения детского сада.
Анализируя проведённую нами работу на формирующем этапе можно сделать вывод: успешное осуществление игровой деятельности возможно при правильной, умелой организационной деятельности педагога, который способен сделать сюжетно ролевую игру увлекательным процессом.
Таким образом, можно сделать вывод о продуктивности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Выводы по второй главе
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе позволяет отметить, что уровень развития сюжетно – ролевой игры повысился.
Анализ сюжетно – ролевых игр детей старшего дошкольного возраста показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнёров по игре. Дети используют в своих играх различные атрибуты, предметы – заместители, самоделки. Стали появляться нестандартные сюжеты, основанные на личных впечатлениях дошкольников. Всё больше инициативы проявляется в развитии сюжетных логических эпизодов.
Что касается основного содержания игры, то действия детей в игре, связанны с передачей отношения к другим людям, роли ясно очерченные выделены, они определяют и направляют поведение детей. Игровые действия стали более разнообразны и отражают богатство действий изображаемого лица, выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Они развёртываются в последовательности, воссоздающей реальную логику.
Речь детей носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Вне ролевая речь практически отсутствует. Дети объединяются в игре на основе интереса к её содержанию и интереса друг к другу, пытаются справедливо разрешать споры.