Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61
Игровая деятельность детей всегда связанна с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. В игре позиция каждого ребенка активна: он играет, пока сам этого хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определенные отношения. Дети сами придумывают игры, организуются для игры, сами разрешают конфликты (или не разрешают - тогда игра распадается), сами создают играющие группы, меняют их состав. Игра способствует тесному общению детей, yстановлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинакова, и это нельзя не учитывать. Есть дети пассивные, замкнутые, робкие. Именно через игру легче, чем через обучение и труд, включить таких ребят в коллективную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе детей. Конечно, при этом требуется большой такт со стороны воспитателя, взрослых. Они не должны навязывать свою волю, обязаны учитывать индивидуальные особенности детей. Замкнутым, пассивным, робким не под силу сразу роль организатора, главного, ведущего в игре. Если им приходится выступать в этой роли по настоянию воспитателя, то они, как правило, с ней не справляются и начинают вообще избегать коллективных игр [10].
Коллективные игры играют большую роль в формировании товарищеских отношений между детьми. Они способствуют сплочению детского коллектива. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливым к партнёру по игре, научить его тому, что он еще не умеет делать [2].
Для возникновения правильных взаимоотношений между детьми имеет значение содержание игр и их организация. Все играющие должны придерживаться определённых правил. Тот, кто не выполняет правила, нарушает общий замысел и ход игры, проявляет свое пренебрежение к другим детям и этим самым вызывает к себе соответствующее отношение. Нарушающий правила или подчиняет себе oстальных и игра изменяется по его замыслу, или с ним перестают играть и он вообще остается вне игры [32]. Coдержание игры должно быть нравственным в том смысле, что в них отражаются наблюдения за событиями общественной жизни, отношениями людей, их трудом и отдыхом. Наиболее доброжелательные отношения складываются между детьми, симпатизирующими друг другу. Тогда общий тон взаимоотношений в игре доброжелательный, решение спорных вопросов происходит на справедливой основе. Дети быстро договариваются о том, как будут играть, распределяют между собой роли, yступают друг другу, делятся игрушками; когда у них возникают ссоры, они умеют их улаживать [41].
Игра — важное средство художественно - эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Сюжетно-ролевые игры имеют особое значение в комплексном решении задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. В них у детей быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, дети становятся более самостоятельными. Игры такого рода становятся наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении.
Таким образом, в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для eго познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Она упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Игра помогает ребёнку понять себя, своё отношение к миру. Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра, в современной педагогике рассматривается как вид деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности, трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Характер и содержание игры социальны по своей природе и детерминированы конкретными культурными и социально-экономическими условиями жизни ребенка [18].
Сюжетно-ролевая игра, как любая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим процессом. Творческий характер игры определяется особой структурой, включающей в себя следующие компоненты: замысел, сюжет, содержание, роль. Все эти структурные элементы игры тесно взаимосвязаны.
Д.Б. Эльконин в своих работах выделял следующие компоненты, сюжетно – ролевой игры: роли, которые берут на себя дети в процессе игры; игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними; игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка; реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры [43].
Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. Для реализации игрового замысла нужны воображение ребенка, способность отображать свои впечатления об окружающем мире. В игре ребенок воплощает свои представления, взгляды, своё отношение к тому событию, которое разыгрывается. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения, успешность которого непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, дети проявляют большую изобретательность, а старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью [16].
В психолого-педагогических исследованиях способность к созданию замысла связывается с накоплением ребенком знаний, представлений. Л. С. Выготский отмечал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». Необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. Эмоциональное восприятие способствует накоплению ребенком какого-либо опыта. Поэтому, чем эмоциональней дети воспримут какие-то литературно-художественные образы, насколько глубоко они осознают идею произведения, тем богаче и ярче будет их игровой замысел, тем больше изобретательности проявят дети в поисках средств его воплощения. Возникающий в результате последних впечатлений игровой образ является отражением образа «другого». В качестве такого «другого» чаще всего выступает взрослый, образ которого отображается в детской игре (а прежде в воображении, на этапе создания замысла), но не как образ «другого», а как образ себя через «другого» [10].
Все игры, по игровому замыслу, можно разделить на несколько групп:
-игры, отражающие бытовые явления («Семья», «Детский сад» и т.д.)
-игры, отражающие профессиональный труд («Строительство», «Магазин», «Поликлиника» и т. д.);
- игры, отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.).
Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений [8].
Основным компонентом, без которого не может быть самой сюжетно - ролевой игры является сюжет. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая отражается в детских играх. Он представляет собой отражение ребенком определенных последовательных действий, событий, взаимоотношений из жизни и действительности окружающих. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжет игры. Игровые действия ребёнка при этом (крутит руль машины, готовит обед, учит рисовать учеников и т д.) - одно из основных средств реализации сюжета [43].В начале игры детей в основном связаны с семейными, бытовыми проблемами. Чем больше новых жизненных областей осваивает ребёнок, тем более сложные сюжеты появляются в его игре.
Развитие сюжета, по мнению А.П. Усовой, зависит от некоторых обстоятельств. Во-первых, это близость темы игры к опыту ребёнка. Если у ребёнка отсутствует опыт, нет определённых представлений, это затрудняет развитие сюжета. Во-вторых, в каждой игре, имеющей определённую тему должна быть согласованность ролей. Чем лучше дети понимают друг друга (мотивы поведения каждого из играющих), тем слаженнее будет протекать их игра [41].
Наряду с сюжетом различают содержание игры. Содержание - это основные моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводят дети. Дети разных возрастных групп, играя в игру с одним и тем же сюжетом, вносят в неё разное содержание. Оно меняется в зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых. Например, в игре «Больница» дети младшей группы, изображая врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. Каждый играющий, в зависимости от специализации врача, выполняет определённые действия. При этом врачи ласково разговаривают с пациентами, уговаривают их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства.[26] Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Вначале из реальной жизни берётся и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношение людей (человек-человек), а сами предметы заменяются (кубик-кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются (как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно моря») [32].
Д.Б. Эльконин в своей книге «Игра: её место и роль в жизни и развитии детей» отмечал, что «содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности - только то, с чем действует человек, или отношение человека к своей деятельности и другим людям или, наконец, общественный смысл человеческой деятельности» [44]. Таким образом, развитие сюжета и содержания ролевой игры будет зависеть от знаний ребёнка о жизни и деятельности окружающих его взрослых людей.
Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. В данном возрасте дети очень придирчиво относятся к выполнению правил. Любое отступление кого-либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре: «Мамы так не делают!», «Разве врач так обращается с больными?» и т. п. [23].
Как отмечает В.И. Ядэшко: «Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть Основанием сюжетно-ролевой игры, её центром является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых» [45].
Роль – основание, стержень сюжетно – ролевой игры. Она, согласно теории, как бы «подчиняет» себе остальные компоненты игры, т. е. они служат, прежде всего, для реализации роли, адекватности ролевого поведения. В роли отчетливо проявляется такие характерные свойства детского воображения, как:
- универсальность, способность
обозначать принятую роль на
любом предметно-чувственном
- способность непротиворечиво
объединить в роли собственные
эмоции и выразительные
- способность отражать в ролевом поведении не только исходную заданную роль, но и развивать, достраивать её, обеспечивая необходимую коммуникацию с другими участниками игры [10].
Любая роль всегда соотносится с человеком или животным: его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Выполняя какую-либо роль, ребенок воображает себя с каким-нибудь персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нём. Дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Например, изображая капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.
А.М.Горький говорил: «игра для детей – путь познания мира, в котором они живут и который они призваны изменить. Этот путь лежит через выполнение ребёнком взятой на себя роли в игре, через подчинение правилам общественного поведения, которого требует эта роль».
У каждой роли есть свои правила поведения, которые дети (в некоторых играх взрослые) устанавливают в процессе игры. Ребёнок берёт эти правила из реальной жизни, из отношений в мире взрослых. Подражая им, ребёнок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Данные правила определяют и регулируют поведение и взаимоотношения играющих. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках. Наличие правил придаёт играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Ребёнок по ходу сюжета выполняет определённые игровые действия, соответствующие взятой им роли. Эти действия могут быть отобразительными (отображать действия реальной жизни) и изобразительными (действия более свернутые, используются слова как будто).
Роль, или ролевое поведение в сюжетно-ролевой игре - форма проявления творческих способностей ребенка-дошкольника. В ролевом поведении ребёнка, стремящегося адекватно осуществить свою роль, выражаются его индивидуальный опыт, чувственно-эмоциональное отражение этого опыта, а также требования к ролевому поведению. В сюжетно-ролевой игре, как форме творческой деятельности, роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения. Многие исследователи, называют, способность ребёнка к содержанию замысла или созданию игрового образа творческими, и видят их выражение в ролевом поведении [13].