Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 08:24, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников.
3. Оценить результаты реализации проекта организации сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста……………………………….……..5
1.1. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка…………………………………………………………………………….5
1.2. Структура и содержание сюжетно-ролевой игры……………………………………………………………………………….13
1.3. Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………34
Глава 2. Результаты эмпирического исследования организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста………...35
2.1. Организация эмпирического исследования……………………….35
2.2. Выявление уровня развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….37
2.3. Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр в экспериментальной группе дошкольников…………………………………..43
2.4. Результаты эмпирического исследования проблемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста…………52
Выводы по второй главе…………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………61
Под влиянием систематического формирования у детей новых игровых умений самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников постепенно изменяется. Прежде всего, возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. В процессе игры происходит постоянное наращивание событий. Это приводит к свертыванию многих действий с предметами, (они лишь обозначаются в речи); часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей [24].
Важно, чтобы y детей было желание играть, они умели намечать тему игры, самостоятельно подбирать средства для отображения и развития игрового замысла, распределять роли с учетом желаний и возможностей участников игры, устанавливать и четко выполнять правила. Педагог при руководстве длительными творческими играми в качестве основных приёмов может использовать следующие методы и приёмы: экскурсии (первичная, повторная, завершающая), беседы, рассказы, наблюдения, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активно участвуя в распределении ролей, дети учатся учитывать возможности и желания друг друга, считаться с мнением своих товарищей. Это способствует воспитанию чувства коллективизма [6].
Педагогу необходимо постоянно стимулировать творческую активность детей в игре. Для этого можно проводить игры с включением в них различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение таких ролей в общий сюжет игры активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают возможным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка [8].
В длительной творческой игре дети проявляют больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагог должен использовать это для воспитания у детей умения действовать сообща, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, оказывать друг другу помощь в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.
Успешность сюжетно-ролевой игры дошкольников будет зависеть от того насколько грамотно педагог сумеет создать условия для её организации. Важно, чтобы соблюдалось следующее:
1) Педагог должен создать такую предметно - игровую среду (как необходимое условие для развития игрового сюжета), которая учитывала бы возрастные и индивидуальные особенности дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, ведь именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды так же предполагает и выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
2) Игровая деятельность детей должна организовываться и осуществляться последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Наблюдая за детьми, педагог проводит мониторинг, получает необходимую для себя информацию и, исходя из неё, планирует дальнейшую игровую деятельность.
3) Во время работы с детьми по организации сюжетно-ролевой игры, педагог должен активно использовать разные методы и приёмы обучения детей цепочке игровых действий, согласно сюжету или выбранной роли. Воспитатель приучает дошкольников к самостоятельности в выборе наиболее интересной для себя темы игры, поддерживает и развивает инициативы детей, их интерес к игре. Если игра начинает постепенно «угасать», педагог вводит дополнительные игровые действия или новых персонажей. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи [14].
Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте [7].
Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.
Конечно, дети и раньше могли развернуть игру со сверстниками, но согласование в ней осуществлялось за счет предметно-игровой среды, направляющей действия участников в общее смысловое русло, за счет принятия близких по смыслу ролей, вызывающих взаимно - дополнительные действия партнеров. Цепь событий развертывалась в игре как бы автоматически, как общее «воспоминание» о той или иной смысловой сфере. Усложнение и разнообразие детских замыслов влечет за собой трудности построения совместной игры, которая требует больших усилий по их согласованию [15].
Дети старшего дошкольного возраста любят выполнять свою роль с большей выдумкой, изобретательностью. Им нравятся изящные конструкции, необычные элементы украшения построек, красивый материал. В этом возрасте дети уже могут успешно использовать свои технические умения (например, создать необходимую игрушку из конструктора) для развития содержания игры. Они более дружно договариваются о теме игры, могут без конфликтов распределить между собой роли. При этом учитывают, кто из них сможет лучше справиться с той или иной ролью, создать яркий образ. В данном возрасте игры детей становятся более сложными по организации, содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни. Эти сюжетно-ролевые игры детей могут продолжаться длительное время (месяц и более), постепенно развивая и усложняя свой сюжет и содержание. В таких игры глубоко затрагиваются чувства и интересы детей. Тематика данных игр обычно связана с современной жизнью или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. С приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений содержание данных игр непрерывно развивается и усложняется [26].
Специфической чертой сюжетной игры является отсутствие четкого предварительного планирования и жесткого следования плану. Здесь возможна необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно развиваются, наращиваются, как снежный ком. Общий сюжет игры складывается из отдельных предложений участников уже в процессе самой игры. Детям, играющим в группах по 4 человека и более, ещё трудно согласовывать замыслы в процессе игры. Но даже в маленьких группах, количеством менее 4 человек, игра часто распадается, либо переходит на более простой, давно известный детям сюжет. Это происходит из-за неумения детей соотнести разнонаправленные предложения участников, объединить их в одном сюжете. [29].
Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетным сложением. Оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах [23].
Сделать совместное сюжетно сложение центром внимания детей можно в игре особого рода — совместной со взрослым «игре-придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Ее естественным прототипом является совместное фантазирование дошкольников. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание, развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде [11].
Конечно, для дошкольников такая игра доступна лишь как совместная деятельность с взрослым. В своей самостоятельной игре дети вновь возвращаются к действиям с игрушками, к ролям, но освоенные умения вместе придумывать новые сюжеты позволяют им более полно и согласованно реализовывать игровые замыслы. Игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах, продвигающих работу воображения всех участников вперед и направляющих ее в достаточно широкое, но всё же, общее русло. Такими опорами могут быть уже известные детям сюжеты [3].
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми дошкольников, воспитателю необходимо продумывать обогащение содержания игры, расширять игровой опыт детей, уделять внимание развитию творческих способностей детей, формировать положительное отношение. Воспитатель планирует свою деятельность по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре. Игра способна решать конкретные воспитательные задачи, если относительно длительно проводить идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений.
Выводы по первой главе
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы:
1. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Именно в процессе сюжетно-ролевой игры складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста, связанные с развитием творческого воображения, образным мышлением, самосознанием.
2. Особое значение игра
имеет для становления разных
форм произвольного поведения
детей. В ней развиваются
3. Сюжетно-ролевая игра
проходит длительный и сложный
путь развития, начинаясь в младшем
дошкольном возрасте с
4. Сюжетно - ролевая игра дошкольников должна развиваться по определённым этапам, которые педагогу необходимо учитывать при организации игровой деятельности.
5. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной действительности. Достижения научно - технического прогресса, новое в жизни людей должны найти отражения в сюжетно-ролевых играх детей.
6. Сюжетно-ролевая игра
способствует расширению
Таким образом,
учет перечисленных выше выводов позволит
грамотно и эффективно построить игровую
деятельность детей и сформировать необходимые
игровые умения и навыки.
Глава
2. Результаты эмпирического исследования
организации сюжетно-ролевой игры с детьми
старшего дошкольного возраста
2.1. Организация эмпирического
Экспериментальная работа, направленная на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, проводилась в структурном подразделении «Дошкольный инклюзивный центр «АБВГДейка» КОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 301». Целью эмпирического исследования стало изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры, разработка и апробация проекта организации сюжетно-ролевых игр воспитанников.
В задачи экспериментальной работы входило следующее:
1.Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы.
2.Разработать и апробировать проект организации сюжетно-ролевых игр с испытуемыми экспериментальной группы.
3.Выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры в ходе контрольного эксперимента.
Экспериментальная работа, включавшая три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный), проводилась в 2014-2015 учебном году. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек.
Констатирующий этап
Данный этап проходил в течение 1 недели: с 8.09.2014 по 12.09.2014 года. Его целью являлось выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Задачами констатирующего этапа стали:
1.Подготовить диагностический материал.
2.Провести диагностику
детей старшего дошкольного
3.Апробировать полученные результаты и выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап
Длительность второго этапа составила 2,5 месяца в период с 15.09.2014 по 28.11.2014 года.
Цель формирующего этапа - разработать и апробировать проект организации сюжетно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.