Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Оглавление

Введение ……………………………………..…………………………………...
Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте ……………………………………...…………………………………...
1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека
1.2. Онтогенез общения в детском возрасте
1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Описание диагностических методик
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы …………………………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Особенности межличностных отношений старших дошкольников с ЗПР.doc

— 847.50 Кб (Скачать)

Сходная мысль положена в основу толкования данной проблемы психологом Т.Шибутани, который характеризует общение, как приспособление конкретного "Я", его уступки по отношению к другим, зависимость от другого, иными словами, отношение человека к другому не как к субъекту, а как к жизненно значимому объекту.

В свою очередь, философ Г.С.Батищев [20] истолковывает общение как процесс установления и обновляющегося становления глубинной, универсальной общности между субъектом и всеми другими. Ученым также подчеркивается субъектно-объектный характер общения.

Иной точки зрения на структуру процесса общения придерживаются психологи Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, В.А.Петровский. В основу теории общения легло положение о сущности общения как межличностного взаимодействия, в процессе которого каждая из личностей выступает в качестве активного субъекта коммуникации. Так Б.Ф.Ломов отмечает, что в анализе отношений "субъект-субъект(ы)" раскрывается не просто действия того или иного субъекта, или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживается содействие (или противодействия), согласие (или противоречия), сопереживание и т.п.

В исследованиях А.А.Бодалева, М.И.Лисиной, В.И.Мяснищева, А.В.Петровского общение рассматривается как процесс взаимодействия личностей, определенным образом отражающих друг друга (отраженных и представленных друг в друге), относящихся друг к другу и взаимодействующих друг с другом с целью согласования усилий, налаживания их отношений и достижения общего результата, влекущего за собой изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

А.А.Мелик-Пашаевым отмечается двусторонняя диалогическая активность субъектов взаимодействия. По его мнению, "общение с другим человеком будет диалогическим лишь для того, кто может и хочет воспринимать другого как родственное, и в то же время отличное от себя существо; кто ценит эту "другость" другого, а не игнорирует и не нивелирует ее; кто способен увидеть мир глазами другого, не теряя собственной точки зрения, - и в силу этого раскрыть в себе новые грани самосознания и самоощущения" [25, 112].

В свою очередь польский психолог Е.Мелибруда утверждает, что естественным способом существования личности является ее связь с другими людьми, сосуществование с ними. Именно благодаря общению, по мнению ученого, оказалась возможной совместная деятельность людей. В процессе общения формируются образцы и модели поведения личности, развивается мышление, способность к анализу и оценка, слагается образ мира и самого себя.

На позиции межличностного характера общения стоят представитель философской антропологии М.Бубер и представитель экзистенциализма, создатель теории экзистенциальной коммуникации К.Ясперс. Оба этих ученых в своих исследованиях убедительно доказывают, что коммуникация диалогична по своей природе и что участники этого диалога выступают активными его субъектами.

Известный отечественный философ М.С.Каган в своих исследованиях выдвигает положение о том, что человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направленности действий субъекта на другого субъекта. Им разработана универсальная философская теория общения. М.С.Каган значительно расширяет рамки традиционного представления о процессе общения как о межличностном духовном контакте.

М.С.Каганом в книге "Мир общения: проблема межсубъектных отношений" дается классификация форм общения. Первой формой выступает общение субъекта с реальным партнером, который также является полноценным субъектом взаимодействия. Следующая форма - общение субъекта с субъективированным объектом. К субъективированным объектам относится живой и неживой природный мир. Кроме того, к ним можно отнести и произведения искусства. Так в поэзии, прозе, а также в живописных произведениях нередко наблюдается одухотворение, "очеловечивание" природы.

Третья форма общения по М.С.Кагану представлена общением реального субъекта с воображаемым субъектом, иными словами, квазисубъектом общения. Проявлением данной формы общения является процесс самообщения, процесс внутренней коммуникации с образом отсутствующего, но реально существующего, или придуманного человека.

Четвертая форма общения заключается в общении воображаемых персонажей. Ярким примером этой формы являются литературные и живописные произведения.

М.С.Каганом в вышеназванной книге описана классификация функций общения. Отмечая полифункциональность общения, автор указывает на то, что одной из ведущих функций является обслуживание предметной деятельности. Общение в этом случае выступает как необходимое средство обеспечивания эффективности предметной деятельности, проявляющееся в согласовании действий, обмене необходимой информацией, управлении и т.д. Оно делает при этом каждого участника предметной деятельности активным, инициативным, свободным и уникальным субъектом.

Следующую функцию можно охарактеризовать как общение ради общения. Примером проявления этой функции являются дружеские контакты, чтение литературных произведений для удовольствия. В общении ради общения возможны достижения духовной общности людей, которая ценна сама по себе, как проявление свойственного человеку родового качества социальности. Это лишний раз подтверждает определяющую роль общения в жизнедеятельности человека.

Третьей функцией общения выступает приобщение другого субъекта к своим ценностям. Иными словами, я приобщаю субъекта к своим ценностям. При этом общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, то есть для развития и становления сознания личности, мировосприятия и мироощущения, ее отношения к людям и к себе, как к субъектам взаимодействия.

Четвертая функция общения заключается в приобщении к ценностям другого. Если приобщение другого к нашим собственным ценностям есть процесс воспитания, то наши стремления приобщиться к ценностям другого представляет собой процесс самовоспитания и саморазвития инициатора общения.

Анализ функций общения свидетельствует об его определяющем значении в жизни каждого человека. Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой "образ Я", присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

 

1.2. Онтогенез общения в детском возрасте

Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст. Учеными Н.Н.Авдеевой, В.В.Ветровой, Д.Б.Годовниковой, Р.И.Деревянко, М.И.Лисиной, В.А.Петровским, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, Р.Б.Стеркиной, Р.К.Терещук и др. разработан уникальный по своей значимости материал о генезисе форм и средств общения, о коммуникативных потребностях и мотивах общения детей дошкольного возраста.

М.И.Лисиной [16] прослежена эволюция потребности в общении в онтогенезе. Ею выделены четыре стадии развития этой потребности. На первой стадии развития доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого. Данная стадия приходится на период с двух до шести месяцев первого года жизни младенца.

В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается эволюция потребности в общении, у детей появляется потребность в сотрудничестве. Далее (на этапе среднего дошкольного возраста - от трех до пяти лет) у ребенка формируется потребность в уважительном отношении взрослого, в самовыражении и в соучастии со взрослыми и сверстником. К концу дошкольного возраста (шестой - седьмой год жизни) у ребенка проявляется потребность во взаимопонимании и сопереживании.

На основании вышеперечисленных потребностей дошкольника в общении выделяется четыре формы общения. Первая форма общения характеризуется как ситуативно - личностная. Удовлетворение потребности младенца в доброжелательном внимании взрослого является существенной чертой данной формы. Ведущим мотивом общения в этот период жизни ребенка выступает личностный мотив. Эта форма общения тесным образом связана с эмоциями. Ребенок выделяет из окружающей его жизненной среды взрослого и реагирует на него "комплексом оживления", сопровождающимся мимическими и специфическими голосовыми реакциями.

Во втором полугодии ребенок начинает овладевать предметной деятельностью и его общение со взрослым приобретает обслуживающий характер. Данная форма общения была названа М.И.Лисиной ситуативно-деловой [16, 74]. Этой форме общения характерно доминирование делового мотива, что в свою очередь обусловлено потребностью ребенка в сотрудничестве со взрослым. А.Г.Рузская, в свою очередь, отмечает тот факт, что на этапе раннего дошкольного возраста у ребенка не наблюдается потребности в общении со сверстниками, однако прослеживается внимание и некоторое эмоциональное отношение к ним. На втором году жизни происходит первоначальное становление общения со сверстниками, которое носит неустойчивый, эпизодический характер.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка наблюдается третья форма общения - внеситуативно-познавательная. На этом этапе жизни оно включено в совместную познавательную деятельность. Центральным мотивом общения выступает познавательный мотив. Ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого к ребенку. Наравне с этим, ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками. Его стремление к свободному проявлению своих возможностей и эмоциональной разрядке объясняет появление потребности в общении со сверстниками как условия реализации данных стремлений. Интерес к другому ребенку характеризуется теперь уже большей прочностью и устойчивостью.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка проявляется четвертая форма общения - внеситуативно-личностная. Главенствующее место вновь занимает личностный мотив. Усложняется основной вид деятельности - игра, активизируется процесс обучения.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. В 4-5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников.

Вопрос о специфической роли сверстника в развитии ребенка широко обсуждается в психологической литературе. Этот вопрос может решаться только при сопоставлении двух главных сфер общения ребенка - со взрослым и со сверстником. В зарубежной психологии выдвигается тезис о компенсаторных, т.е. взаимодополняющих отношениях между общением ребенка со взрослым и со сверстником [10]. Компенсаторная роль контактов со сверстниками в социальном развитии ребенка, когда внимание и забота взрослых недостаточны (или вовсе отсутствуют), доказывается обычно ссылкой на результаты наблюдений за развитием детей-сирот, проведенных представителями психоанализа, а также на исследования супругов Харлоу с обезьянами.

Наблюдения А.Фрейд и С.Данн показали необычайную интенсивность общения детей 3-4 лет при отсутствии родительской заботы. Психоаналитическая интерпретация этого факта состоит в том, что при отсутствии матери потребность в любви удовлетворяет другой ребенок.

Результаты исследования X. и М.Харлоу показали, что если обезьяны-резусы с рождения растут в полной изоляции, то они проявляют позднее аномальное родительское и супружеское поведение. Если же обезьянки растут без матери, но в обществе других маленьких обезьян, то они не обнаруживают столь аномального поведения. Таким образом, тяжелые дефекты развития детенышей при полной «социальной» изоляции могут частично компенсироваться в общении со сверстниками [2].

Результаты ряда исследований показывают, что общение ребенка со сверстниками может возникнуть и развиваться только на основе общения со взрослым. Так, было обнаружено, что у детей из детского дома, воспитывающихся при дефиците общения со взрослым, но имеющих широкие возможности общения друг с другом, контакты со сверстниками бедны, примитивны, однообразны [10, 14, 29, 35].

В необихевиористской школе социального научения (У.Хартап, Д.Браян и другие) воздействия взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматриваются как взаимодополняющие. Они суммируются в своем влиянии на поведение ребенка, при этом взрослый как источник положительного социального подкрепления «сильнее» сверстника - он может изменить характер общения и взаимоотношения между детьми. Однако общение со взрослым отличается от общения со сверстниками, по данным этих исследований, только количественно: по силе воздействия, по числу и частоте контактов и т.д. В экспериментах сопоставляется общение со взрослыми и со сверстниками по множеству формальных факторов, таких, как пол ребенка, количество детей в семье, социальная принадлежность, условия общения и т.д.

Так, в исследовании Р.Хайнда тщательно сопоставляются особенности общения детей 4-5 лет со взрослыми и со сверстниками по 50 переменным. Результаты компьютерной математической обработки экспериментальных данных обнаружили множество интересных корреляций. Например, было установлено, что на открытом воздухе дети чаще общаются со сверстниками, а в помещении - со взрослым, что девочки чаще общаются со взрослым, а мальчики - со сверстниками, что перворожденные дети чаще общаются со взрослым, чем имеющие старших братьев и сестер, и т.д.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым. Первая и наиболее важная отличительная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п.

Информация о работе Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР