Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Оглавление

Введение ……………………………………..…………………………………...
Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте ……………………………………...…………………………………...
1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека
1.2. Онтогенез общения в детском возрасте
1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Описание диагностических методик
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы …………………………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Особенности межличностных отношений старших дошкольников с ЗПР.doc

— 847.50 Кб (Скачать)


 

Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение              ……………………………………..…………………………………...

Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте              ……………………………………...…………………………………...

1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека

1.2. Онтогенез общения в детском возрасте

1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития

1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР

2.1. Характеристика выборки исследования

2.2. Описание диагностических методик

2.3. Анализ результатов исследования

Выводы              …………………………………………………………………………

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 


Введение

Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Для межличностного общения типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти -  следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников общения, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта  и субъекта общения. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.

Отношение - это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе. Это психологические процессы, связанные со сосредоточением внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека, его позицию.

Взаимоотношение - взаимная позиция одной личности к другой или другим людям. Взаимоотношение предполагает “взаимную связь” и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений. Оно реализуется в общении, в то же время накладывает отпечаток на общение и служит своеобразным его содержанием.

В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Вопросы отношений и взаимоотношений в структуре общения интересуют многих философов, психологов, педагогов. В последнее время ученые, представляющие различные области психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить закономерности механизма общения.

Многие ученые занимались проблемой общения. Так, философы С.М.Каган, К.Ясперс и психологи Б.Г.Ананьев, Я.Л.Коломинский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн и др. стоят на позиции социокультурного общения. Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.С.Каган, Р.К.Терещук и другие раскрывают в своих работах деятельностный характер общения.

Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, В.А.Петровский в основе теории общения использовали положение о сущности общения как межличностного взаимодействия, в процессе которого каждая из личностей выступает в качестве активного субъекта коммуникации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, все авторы отмечают, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности и субъекта деятельности, как индивидуальности.

Ученые Н.Н.Авдеева, В.В.Ветрова, Д.Б.Годовникова, Р.И.Деревянко, М.И.Лисина, В.А.Петровский, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Р.Б.Стеркина, Р.К.Терещук и др. исследовали генезис форм и средств общения, коммуникативные потребности и мотивы общения детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основании потребностей дошкольника в общении выделяются четыре формы общения: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. В детских группах можно выделить функционально-ролевое, эмоционально-оценочное и личностно-смысловые отношения между сверстниками.

Проблемы общения детей с задержкой психического развития составляют круг научных интересов психологов, врачей, дефектологов: В.И.Лубовского, К.С.и В.В.Лебединских, У.В.Ульенковой, Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой и М.С.Певзнер. Однако большинство исследователей описывают у детей с ЗПР преимущественно интеллектуальные нарушения, особенности их познавательной деятельности. Нас же интересуют прежде всего особенности их социального развития. Этот вопрос мало представлен в специальной дефектологической и психологической литературе.

Актуальность проблемы межличностных отношений в специальных (коррекционных) группах детских садов для детей с задержкой психического развития очень велика, так как эти дети, по мнению воспитателей, испытывают трудности в отношениях со своим окружением, в частности, со сверстниками. У боль­шинства из них обнаруживается повышенная тревожность по от­ношению к взрослым, от которых они зависят. По данным исследователей (В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова) у детей данной катего­рии наблюдаются снижение потребности в общении со сверстника­ми, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Нарушения межличностного общения, свойственные детям с ЗПР, усугубляются с началом школьного обучения и препятствуют их успешной социализации. Актуальность обозначенной проблемы и обусловила выбор темы нашего дипломного исследования.

Объект: межличностные отношения старших дошкольников

Предмет исследования: особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Цель: изучить особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме общения и межличностных отношений.

2. Подобрать диагностический инструментарий в ссответствии с тематикой исследования.

3. Проанализировать результаты исследования.

4. Основываясь на результатах исследования установить особенности процесса общения со сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза: межличностные отношения старших дошкольников с задержкой психического развития имеют свою специфику по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

База исследования: Данное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения №418 Самарского района г. Самары. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительных к школе групп в количестве 32 человек, из них 8 детей с ЗПР, 24 ребенка с нормой интеллектуального развития.


Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте

1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека

Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности человека как образование, наука и искусство. Исходя из этого, вполне объясним интерес к проблеме общения различных областей человекознания. Философия выполняет общетеоретическую и методологическую функции в комплексном исследовании общения такими науками, как психология, социология, педагогика, культурология и др. За переделами философской мысли изучение феномена общения имеет место прежде всего в психологической науке.

Согласно «Психологическому словарю», общение — это «взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Нарушения общения вызывают изменения личности» [3, 47].

Изучению проблем общения уделяется значительное внимание в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные направления человекознания. Можно проследить принципиальные расхождения в вопросе о происхождении общения. Психологи Я.Л.Коломинский [12], М.И.Лисина [15; 16], С.Л.Рубинштейн и др. стоят на позиции социокультурного общения. С точки зрения данных авторов, общение выступает непременным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни человека.

Потребность в общении является первичной социальной потребностью человека в онтогенезе. В процессе разнопланового общения индивид развивается как личность, приобщаясь к культурным нормам и нравственным законам своего общества. В общении же он реализуется как активный, самобытный и творческий субъект. Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности. Она проявляется только в общении, единстве человека с человеком..

Иной точки зрения придерживаются К.Лоренц, Э.Уилсон, А.Эспинас, и др [25]. Эти ученые, в свою очередь, стремятся доказать, что общение не является специфически человеческим социальным феноменом, а берет свое начало в биологических корнях человеческих потребностей и способностей, и присущее также миру животных. В биологизаторской концепции четко просматривается, на наш взгляд, подмена понятия "общение" понятием "взаимодействие", в котором действительно, можно допустить некоторый инстинктивный, бессознательный аспект.

В теории общения выделяется еще один спорный момент, вокруг которого ведется научная полемика. Нет согласия в вопросе "что есть общение", является ли оно видом деятельности или нет.

Рассмотрим три основных подхода в решении этой проблемы. Сущность первого научного подхода заключается в разведении понятий "общение" и "деятельность". Этой точки зрения придерживаются в своих исследованиях Г.С.Батищев, Л.П.Буева, Б.Ф.Ломов и др. Так Г.С.Батищев и Б.Ф.Ломов противопоставляют общение деятельности, утверждая, что его нельзя определить как вид человеческой деятельности, так как оно принципиально отличается от последней, ибо связывает субъекта не с объектом, а с другим субъектом.

Вторая научная позиция в данном вопросе заключается в утверждении, что общение является видом деятельности. Деятельностный характер общения раскрывают в своих работах Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, М.С.Каган, Р.К.Терещук и другие. Все эти ученые сходятся во мнении, что общение является одним из основных видов деятельности. Ими подчеркивается тот факт, что межличностное общение по основным своим характеристикам представляет собой специфический вид деятельности. И как всякая деятельность, общение направлено на удовлетворение потребности, а именно, коммуникативной. Сущность общения состоит в стремлении человека, с одной стороны, к самопознанию и самооценке с помощью познания другого человека и через его посредство. А с другой стороны, оно есть деятельность, которая "устремлена к другому, как к активному, сознательному и самосознательному, свободно целеполагающему и свободно избирающему способы своих действий уникальному существу" [18, 38].

Четко прослеживается расхождение во взглядах и на структуру процесса общения. Целым рядом ученых общение рассматривается как процесс связей субъекта с объектами. Данная позиция высказывается в исследованиях философов Дж.Мида, представителей экзистенциализма Ж.П.Сартра и М.Хайдеггера, а также представителя направления символического интеракционизма в психологии Т.Шибутани и др. Так М.Хайдеггер и Ж.П.Сартр, анализируя бытие человека в мире, исходной точкой рассмотрения этой проблемы видят в отношениях "Я" и "Другой". Общение конкретно взятого человека, по их мнению, блокировано потребностью обладать и подчинять себе.

Дж.Мид, оставаясь в рамках понимания общения как субъектно-объектных отношений, придерживается несколько иного мнения о характере воздействия субъекта на объект. С его точки зрения, "должны быть другие "Я", если мы хотим, чтобы было наше собственное" [21, 49]. "Другие Я", "значимые другие", с точки зрения ученого, это "социальные объекты". Общество характеризуется первичностью связей человека с социальными объектами. В данном научной позиции уже не прослеживается враждебности в характере отношений индивида с обществом. Напротив, налицо определенная зависимость человека от окружения.

Информация о работе Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР