Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:35, дипломная работа
Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Введение ……………………………………..…………………………………...
Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте ……………………………………...…………………………………...
1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека
1.2. Онтогенез общения в детском возрасте
1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Описание диагностических методик
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы …………………………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение
18. Лутошкин А.А. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., Изд-во “Педагогика”, 1988.
19. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития//Дефектология, 1977, № 6.
20. Межличностные отношения от рождения до семи лет. Ред. Смирнова Е.О. Москва-Воронеж, 2000.
21. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. - М., 1988.
22. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Ред. М.И.Лисина М., Педагогика, 1974.
23. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. \ Ред. А.Р.Лурия - М., Педагогика, 1985.
24. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. Комсомольск-на-Амуре: Изд. гос. пед. ин-та, 1997.
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М., 1979.
26. Психическое развитие воспитанников детского дома. Ред. И.В.Дубровина и А.Г. Рузская - М., Педагогика, 1990.
27. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития /Под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Т.И. Чирковой и др. Горький, 1988.
28. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Ред. А.Г.Рузская. М., Педагогика, 1989.
29. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М., 1987.
30. Сгурская Л. В. Изучение межличностных отношений учащихся в классе. Калининград. 1990.
31. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
32. Словарь практического психолога. \ Под ред А.В.Петровского. - М., Владос, 1999.
33. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Практикум для педучилищ. М., Академия, 2000.
34. Смирнова Е.О. Психология ребёнка (учебник для педвузов и педучилищ). М., Школа-пресс, 1997.
35. Стернин И.А. О некоторых особенностях русского общения // Культура общения и ее формирование. Воронеж, 1994.
36. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. М., 1959.
37. Томин А. П. Тесты по психологии. Смоленск, 1994.
Характеристика диагностического инструментария
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.
Порядок проведения исследования.
Каждый член группы должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
Детям подготовительных групп с ЗПР и с нормальным развитием мы предлагали следующие вопросы:
1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к занятиям?
2. Кто тебе больше всех нравится в группе?
3. Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки, кому бы ты мог их подарить?
Обработка полученных данных.
На основе ответов детей была составлена матрица (таблица), которая дает представление о положении, занимаемом каждым ребенком в группе в системе межличностных отношений.
В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях:
“Звезда” - член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен.
“Предпочитаемый” - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
“Принятый” - термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
“Не принятый” - лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
В дальнейшем следует выяснить следующее:
Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы членами группы?
Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);
г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ). На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями в конкретной группе, что осуществляется на основе сравнения с нормативными показателями: 1 - КУ = 33% и ниже, 2 - КУ = 34-49%, 3 - КУ = 50-65%, 4 - КУ = 66% и выше.
КУ каждого отдельного ребенка показывает, насколько удовлетворен своими отношениями каждый ребенок группы, для этого можно отнести ребенка в одну из 4-ех групп: 1 - высшая входят дети, КУ которых равен 45 - 100%, 2 - 50-75%, 3 - 25-50%, 4- 0-25%;
д) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
е) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
ж) половая дифференциация взаимоотношений.
2. Изучение психологической атмосферы в группе с помощью карты-схемы.
По сравнению с “психологическим климатом”, “психологическая атмосфера” более динамична и отражает преобладающее эмоциональное состояние в классе, отмеченное за небольшой отрезок времени.
Оценки в баллах означают следующее:
+3 - данное положительное свойство присуще группе всегда;
+2 - данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 - данное положительное свойство проявляется достаточно часто;
0 - ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляется достаточно заметно, или в одинаковой степени проявляется то и другое;
-1 - данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно;
-2 - данное отрицательное свойство проявляется часто;
-3 - данное отрицательное свойство проявляется всегда.
Предложенный для педагогов вариант оценки по семибалльной системе, должен по каждому пункту иметь только одну оценку. По каждому из 14 пунктов подсчитывается общее число баллов. Например, по 12 пункту мы имеем в сумме 6 баллов (данные воспитателей, работающих в этой группе), и это число преобладает среди других. Следовательно, указанное свойство в группе более всего ему присуще. Сумма баллов по каждому свойству поможет определить преобладающие или недостающие качества, присущие характеру “психологической атмосферы” в группе.
Положительная | Оценки | Отрицательная | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Характеристика | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Характеристика |
В группе преобладает бодрый и жизнерадостный тон. |
|
|
|
|
|
|
| Преобладает настроение подавленности и пессимизма. |
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение |
|
|
|
|
|
|
| Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. |
В группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно. |
|
|
|
|
|
|
| Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к совместному труду. |
Группа активна, полна энергии. |
|
|
|
|
|
|
| Группа пассивна, инертна. |
Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. |
|
|
|
|
|
|
| Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. |
В группе существует справедливое отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. |
|
|
|
|
|
|
| Группа заметно разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. |
К похвалам, поощрениям группа относится с чувством гордости. |
|
|
|
|
|
|
| К похвалам и поощрениям группа относится равнодушно. |
Количество ответов |
|
|
|
|
|
|
|
|
2
Информация о работе Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР