Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:35, дипломная работа
Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Введение ……………………………………..…………………………………...
Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте ……………………………………...…………………………………...
1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека
1.2. Онтогенез общения в детском возрасте
1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Описание диагностических методик
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы …………………………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение
1. В результате проведенного социометрического исследования с целью изучения межличностных отношений в экспериментальной группе были получены следующие результаты:
Таблица 1.
№ | Кого выбирают? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
п/п | Кто выбирает? |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. | Наташа А. |
| + |
| + |
| + |
|
|
2. | Нина Б. | + |
|
|
| + | + |
|
|
3. | Алеша К. |
|
|
| + | + | + |
|
|
4. | Ира К. | + |
|
|
|
| + | + |
|
5. | Костя К. | + |
|
|
|
| + | + |
|
6. | Оксана К. |
| + |
| + |
|
|
| + |
7. | Алия М. |
| + |
| + |
|
|
| + |
8. | Максим С. | + | + |
|
|
| + |
|
|
| Количество полученных выборов: | 4 | 4 | 0 | 4 | 2 | 6 | 2 | 2 |
Анализируя полученную социоматрицу, мы определили следующие диагностические показатели:
Статусные категории каждого ребенка. В итоге: «звезды» - 1 человек (12,5%), «предпочитаемые» - 3 человека (37,5%), «принятые» - 3 человека (37,6%) и «не принятые» - 1 человек (12,5%) (Таблица 2, рисунок 1).
Таблица 2
Результаты социометрического исследования в экспериментальной группе
Испытуемый | Социометрический статус |
---|---|
1 Оксана К | звезда |
2 Нина Б | предпочитаемая |
3 Наташа А | предпочитаемая |
4 Ира К. | предпочитаемая |
5 Максим С | принятый |
6 Алия М | принятая |
7 Костя К | принятый |
8 Алеша К | не принятый |
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – 62,5% . Мы получили низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество детей имеет неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей данной группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Рисунок 1
Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ - 28%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 - 2 человека. Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе.
Коэффициент удовлетворенности детей своими взаимоотношениями (КУ) - 36%. Также мы определили КУ каждого отдельного ребенка группы и получили следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входит 1 человек (12,5%), во вторую группу КУ - 3 человека (37,5%), в третью группу КУ входят 2 человека и в четвертую группу - 2 человека (по 25%).
Из условного распределения детей на группы мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых, выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся.
Индекс изолированности (ИИ) составил 12,5%, т.е. данную группу можно считать относительно благополучной, статусную категорию «не принятые» имеет один ребенок.
Выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. Например дети, у которых были взаимные выборы с Оксаной К. («1» статусная группа, «звезды») на вопрос «Почему ты в первую очередь решил(-а) выбрать Оксану?», - ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка.., с ней интересно играть...», мальчики отвечают: «Она хорошая, нравится.., она красивая...»
Тогда детям задавали следующий вопрос: «Если бы у тебя было много картинок, но одному ребенку из группы не хватило, кому бы ты не дал картинку и почему...» Дети отвечают, например: «Он (-а) всегда дерется...», «Толкается...», «Жадная...» и т.д.
У девочек в основе мотива выбора преимущественно находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком. Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников экспериментальной группы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.
При проведении социометрического исследования в контрольной группе были получены следующие результаты:
Таблица 3.
Результаты социометрического исследования контрольной группы
в виде социоматрицы
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
6. | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
8. |
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
9. |
| + |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| + | + |
12. | + |
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
|
14. |
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
15. |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
| + |
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
17. |
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
19. |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
20. |
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
21. |
|
|
|
|
| + |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
22. |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
23. |
|
| + |
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
24. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| + |
|
|
|
Кол-во выборов | 2 | 2 | 5 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 3 | 8 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 5 | 0 | 3 | 5 |
Анализируя полученную социоматрицу, мы определили следующие диагностические показатели:
Статусные категории каждого ребенка: «звезды» - 4 человека (16,7%), «предпочитаемые» - 11 человек (45,8%), «принятые» - 8 человек (33,3%)и «не принятые» - 1 человек (4,2%) (Таблица 4, рисунок 2).
Таблица 4
Результаты социометрического исследования в экспериментальной группе
Испытуемый | Социометрический статус |
---|---|
10 Марина Е | Звезда |
3 Олег Р | Звезда |
21 Света Г | Звезда |
24 Маша К | Звезда |
4 Таня В | Предпочитаемая |
5 Света П | Предпочитаемая |
7 Максим Н | Предпочитаемый |
8 Толя Ф | Предпочитаемый |
9 Аня Р | Предпочитаемая |
11 Вася К | Предпочитаемый |
13 Аня Д | Предпочитаемая |
14 Саша К | Предпочитаемый |
18 Маша Н | Предпочитаемая |
23 Саша В | Предпочитаемый |
1 Слава П | Предпочитаемый |
2 Оля Л | Принятая |
17 Маша О | Принятая |
19 Боря Л | Принятый |
20 Женя Т | Принятая |
15 Света Ц | Принятая |
6 Андрей Д | Принятый |
12 Миша Е | Принятый |
16 Юля А | Принятая |
22 Сережа Г | Не принятый |
Информация о работе Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР