Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:35, дипломная работа
Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Введение ……………………………………..…………………………………...
Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте ……………………………………...…………………………………...
1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека
1.2. Онтогенез общения в детском возрасте
1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Описание диагностических методик
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы …………………………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение
Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка, как в отношении своих способностей, так и общих возможностей. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость.
Таким образом, общение — это взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. М.С.Каган выделяет следующие формы общения: общение субъекта с реальным партнером, который также является полноценным субъектом взаимодействия; общение субъекта с субъективированным объектом (живым и неживым природным миром и произведениями искусства); общение реального субъекта с воображаемым субъектом (процесс внутренней коммуникации с образом отсутствующего, но реально существующего, или придуманного человека); общение воображаемых персонажей.
Выделяются функции общения: обслуживание предметной деятельности; общение ради общения (дружеские контакты, чтение литературных произведений для удовольствия); приобщение другого субъекта к своим ценностям, при этом общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, то есть для развития и становления сознания личности, мировосприятия и мироощущения, ее отношения к людям и к себе, как к субъектам взаимодействия; приобщение к ценностям другого.
Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст. М.И.Лисиной прослежена эволюция потребности в общении в онтогенезе. Ею выделены четыре стадии развития этой потребности. На первой стадии развития доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого. Данная стадия приходится на период с двух до шести месяцев первого года жизни младенца. В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается эволюция потребности в общении, у детей появляется потребность в сотрудничестве. Далее (на этапе среднего дошкольного возраста - от трех до пяти лет) у ребенка формируется потребность в уважительном отношении взрослого, в самовыражении и в соучастии со взрослыми и сверстником. К концу дошкольного возраста (шестой - седьмой год жизни) у ребенка проявляется потребность во взаимопонимании и сопереживании. На основании вышеперечисленных потребностей дошкольника в общении выделяются четыре формы общения: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. В детских группах можно выделить функционально-ролевое, эмоционально-оценочное и личностно-смысловые отношения между сверстниками.
Большинство исследователей описывают у детей с ЗПР преимущественно интеллектуальные нарушения, особенности их познавательной деятельности. Нас же интересуют прежде всего особенности их социального развития. Этот вопрос мало представлен в специальной дефектологической и психологической литературе. А.И.Липкиной (1973) показано, что отношения в классе складываются для них крайне неблагоприятно. Это приводит к оформлению у них негативной линии личностного развития. Ученик теряет веру в свои силы, растет его индифферентность к учебному процессу, интеллектуальная пассивность становится для него привычным состоянием. Согласно Б.П.Пузанову, у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность но отношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Данное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения №418 Самарского района г. Самары. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительных к школе групп в количестве 32 человек.
В группе 1 (контрольной) 24 ребенка с нормальным интеллектуальным развитием – 15 мальчиков и 9 девочек, 21 человек 1998 года рождения, 3 человека 1997 года рождения. По данным наблюдения и из бесед с воспитателями группы было выяснено, что воспитанники этой группы достаточно эмоциональны, доброжелательны в отношениях со сверстниками, в группе сложилась благоприятная атмосфера, дети контактны.
В группе 2 (экспериментальной) 8 детей с задержкой психического развития – 5 девочек и 3 мальчика, 6 детей родились в 1998 году, двое в 1997.
Все дети имеют клинический диагноз «Задержка психического развития», кроме того, часть детей имеет сопутствующие заболевания: Ира К. состоит на диспансерном учете по поводу диффузного нейродермита, Алеша К. имеет диагноз ПЭП и синдром двигательных нарушений, Оксана К. состоит на диспансерном учете по поводу ограниченного нейродермита, у Максима С. ПЭП гипоксического генеза.
По наблюдениям воспитателей, дети данной группы тяжело вступают в контакт как с незнакомым взрослым, так и с детьми из других групп детского сада. Во время прогулок и игр они мало разговаривают друг с другом, каждый занят собой. На индивидуальных занятиях дети работают спокойно, однако при использовании воспитателем коллективных форм работы дети демонстрируют незрелые формы межличностного общения: выкрикивают, могут вскочить с места, чтобы опередить товарища, смеются над неправильными ответами.
Данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел…?”. Такие вопросы называются критериями выбора.
Порядок проведения исследования.
Каждый член группы должен назвать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
Дошкольникам контрольной и экспериментальной групп предлагаются следующие вопросы:
Вместе с кем из твоей группы бы ты хотел играть в разные игры?
Кто тебе больше всех нравится в группе?
Если бы у тебя были картинки, наклейки, значки, кому бы ты мог их подарить?
Обработка полученных данных.
На основе ответов дошкольников составляется матрица (таблица), которая дает представление о положении, занимаемом каждым ребенком в группе в системе межличностных отношений.
В дальнейшем выясняется следующее:
Какие качества личности “Звезды”, “Предпочитаемого” наиболее ценимы членами группы?
Чем объясняется положение в группе тех, кого никто не выбрал?
Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);
г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ). На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями в конкретной группе, что осуществляется на основе сравнения с нормативными показателями: 1 - КУ = 33% и ниже, 2 - КУ = 34-49%, 3 - КУ = 50-65%, 4 - КУ = 66% и выше. Нормативным показателем удовлетворенности отношений авторами методики определено значение КУ= от 34% до 65%
КУ каждого отдельного ребенка показывает, насколько удовлетворен своими отношениями каждый ребенок группы, для этого можно отнести ребенка в одну из 4-ех групп: 1 - высшая входят дети, КУ которых равен 45 - 100%, 2 - 50-75%, 3 - 25-50%, 4- 0-25%;
д) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
е) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;
ж) половая дифференциация взаимоотношений.
2. Изучение психологической атмосферы в группе с помощью карты-схемы [37].
По сравнению с психологическим климатом, психологическая атмосфера более динамична и отражает преобладающее эмоциональное состояние в группе, отмеченное за небольшой отрезок времени.
Оценки в баллах означают следующее:
+3 - данное положительное свойство присуще группе всегда;
+2 - данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 - данное положительное свойство проявляется достаточно часто;
0 - ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляется достаточно заметно, или в одинаковой степени проявляется то и другое;
-1 - данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно;
-2 - данное отрицательное свойство проявляется часто;
-3 - данное отрицательное свойство проявляется всегда.
Предложенный для педагогов вариант оценки по семибалльной системе, должен по каждому пункту иметь только одну оценку. При самооценке детьми психологического климата в группе по каждому из 7 пунктов подсчитывается среднее число баллов (Приложение 1).
3. Методы математической статистики.
Методы первичной обработки: определение выборочной средней величины. Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества: Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию. Сравнивая непосредственно средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества. Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:
где х —выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке; п — количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина; хk — частные значения показателей у отдельных испытуемых. Всего таких показателей п, поэтому индекс k данной переменной принимает значения от 1 до п; n — принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение S - соответственно означает сумму всех х с индексом k.
Методы вторичной обработки: t-критерий Стьюдента. С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют t-критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:
где X1 — среднее значение переменной по одной выборке данных;
X2 — среднее значение переменной по другой выборке данных;
m11 и m12 — интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
Критическое значение t-критерия Стьюдента для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок, равных 0,05 при n = (24 + 8) / 2 = 16 составляет 2,12, то есть если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной [37].
Эксперимент проводился с 9.00 до 12.00 в постоянных (неизменных) условиях в индивидуальной форме. Для исследования каждого ребенка отводилось не более 15 минут, что соответствует возрастным физиологическим особенностям испытуемых. Исследование проводилось в кабинете психолога, в спокойной обстановке, исключалось отвлечение ребенка на посторонние раздражители.
Последовательность заданий, их качество (в каждой единичной процедуре обследования) варьировалось в зависимости от возможностей контакта экспериментатора с ребенком, индивидуальных особенностей испытуемого (состояния его внимания, степени утомляемости). Работа начиналась только после установления устойчивого эмоционального контакта между психологом и испытуемым. С целью апробации методики и корректировки заданий проводился пробный эксперимент.
Информация о работе Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР