Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:35, дипломная работа
Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.
Введение ……………………………………..…………………………………...
Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте ……………………………………...…………………………………...
1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека
1.2. Онтогенез общения в детском возрасте
1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Описание диагностических методик
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы …………………………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – 83,1% . Мы получили высокий уровень благополучия взаимоотношений в контрольной группе, так как в подготовительной к школе группе большее количество детей имеет благоприятный статус (1 и 2 статусные категории). Высокий УБВ означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ - 31%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень).
Рисунок 2
Коэффициент удовлетворенности детей своими взаимоотношениями (КУ) - 58%. Также мы определили КУ каждого отдельного ребенка группы и получили следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входит 6 человек (25%), во вторую группу КУ - 11 человек (45,8%), в третью группу КУ входят 4 человека (16,7%) и в четвертую группу - 3 человека (12,5%).
Из условного распределения детей на группы мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых выбирают, но не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) – 4,1%, т.е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию «не принятые» имеет один ребенок.
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений воспитанников контрольной группы, также как в экспериментальной, также отмечается тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.
Результаты сравнения результатов социометрического исследования в контрольной и экспериментальной группах отражены в таблице 5 и на рисунке 3.
Таблица 5
Распределение детей по статусным категориям
(в % от общего числа испытуемых)
Категории | ЭГ | КГ |
«звезды» | 12,5 | 16,7 |
«предпочитаемые» | 25 | 41,7 |
«принятые» | 50 | 29,2 |
«не принятые» | 12,5 | 4,2 |
Рисунок 3
Сравнивая результаты социометрического исследования в контрольной и экспериментальной группах, мы отмечаем следующее:
1. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) – в экспериментальной группе составил 62,5%, в контрольной группе 83,1%. Сравнение среднегрупповых показателей с использованием t-критерия Стьюдента показало значимость установленных различий, так как значения t=2,75, что превышает критическое значение. Низкий УБВ в экспериментальной группе означает неблагополучие большинства детей группы ЗПР в системе межличностных отношений, их статистически достоверную большую неудовлетворенность в общении, признании сверстниками по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием.
2. Коэффициент взаимности (КВ) в экспериментальной группе составил 28%, в контрольной – 31%, из чего следует, что обе группы относятся ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Сравнение среднегрупповых показателей с использованием t-критерия Стьюдента не позволило установить достоверных различий, так как значения t=0,392, что ниже критического.
3. Коэффициент удовлетворенности детей своими взаимоотношениями (КУ) в экспериментальной группе составил 36%, в контрольной группе – 58%. Значимость различий по данному параметру подтверждена t-критерием Стьюдента, так как значения t=7,36, что превышает критическое значение. При определении КУ каждого отдельного ребенка экспериментальной группы выяснено, что в первую (высшую) группу КУ входит 1 человек, во вторую группу КУ - 3 человека, в третью группу КУ входят 2 человека и в четвертую группу - 2 человека. В контрольной группе в первую (высшую) группу КУ входит 6 человек, во вторую группу КУ - 11 человек, в третью группу КУ входят 4 человека и в четвертую группу - 3 человека. Таким образом, коэффициент удовлетворенности отношениями в группе детей с задержкой психического развития значимо ниже, чем у детей с нормальным развитием.
4. Индекс изолированности (ИИ) в экспериментальной группе составил 12,5%, в контрольной – 4,1. Сравнение среднегрупповых показателей с использованием t-критерия Стьюдента показало достоверность установленных различий, так как значения t=9,35, что превышает критическое значение. Таким образом, контрольную группу можно считать более благополучной.
5. При исследовании половой дифференциации межличностных отношений старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп отмечена тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков в обеих группах.
2. Изучение психологической атмосферы в группах с помощью карты-схемы проводилось в 2 этапа. На 1 этапе педагоги, работающие в группах, оценивали психологическую атмосферу в коллективах, на 2 этапе данная карта использовалась для самооценки детьми психологической атмосферы; исследование проводилось индивидуально, без предъявления бланков. Детям предлагалось на шкале отметить степень выраженности каждого из 7 параметров, психолог заносил результат в протокол.
Шкала:
+3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
|
|
|
|
|
|
|
Психолог зачитывал только положительную характеристику, отмечая, что данная характеристика, как температура воздуха, может быть равна нулю, быть выше или ниже нуля. Чем больше эта характеристика свойственна вашей группе, те выше будет значение.
экспериментальной группы (количество ответов по каждой категории)
Положительная | Оценки | Отрицательная | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Характеристика | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Характеристика |
В группе преобладает бодрый и жизнерадостный тон. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | Преобладает настроение подавленности и пессимизма. |
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение | 0 | 1 | 1 | 3 | 2 | 0 | 1 | Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия. |
В группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно. | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к совместному труду. |
Группа активна, полна энергии. | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 | Группа пассивна, инертна. |
Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. | 0 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах. |
В группе существует справедливое отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. | 1 | 0 | 2 | 4 | 1 | 0 | 0 | Группа заметно разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их. |
К похвалам, поощрениям группа относится с чувством гордости. | 5 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | К похвалам и поощрениям группа относится равнодушно. |
Количество ответов | 8 | 9 | 9 | 13 | 11 | 4 | 2 |
|
Из таблицы 6 видно, что воспитанники экспериментальной группы, оценивая психологическую атмосферу в группе, дали 17 отрицательных ответов, 13 нейтральных и 26 положительных. Это свидетельствует об удовлетворительной оценке ими уровня психологического комфорта в детском коллективе, отражают невысокую удовлетворенность сложившейся системой межличностных отношений в группе (Рис. 4).
Рисунок 4
Сопоставление оценки психологического климата воспитанниками и педагогами экспериментальной группы
Характеристика | Ученики | Педагог |
В группе преобладает бодрый и жизнерадостный тон. | 0,13 | +1 |
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение | -0,25 | -2 |
В группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно. | -0,38 | +1 |
Группа активна, полна энергии. | +0,62 | +2 |
Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело. | +0,62 | +3 |
В группе существует справедливое отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. | +0,50 | 0 |
К похвалам, поощрениям группа относится с чувством гордости. | +1,75 | +2 |
Информация о работе Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР