Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Поскольку общение - это взаимодействие людей, в нем всегда развертывается взаимопонимание друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение, то межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Оглавление

Введение ……………………………………..…………………………………...
Глава 1. Основные проблемы межличностных отношений в дошкольном возрасте ……………………………………...…………………………………...
1.1. Общение как феномен жизнедеятельности человека
1.2. Онтогенез общения в детском возрасте
1.3. Психологические особенности детей с задержкой психического развития
1.4. Специфика межличностного общения детей с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностного общения старших дошкольников с ЗПР
2.1. Характеристика выборки исследования
2.2. Описание диагностических методик
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы …………………………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Особенности межличностных отношений старших дошкольников с ЗПР.doc

— 847.50 Кб (Скачать)

 

При том, что 53% воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР оценивают психологическую атмосферу в группе нейтрально и отрицательно, воспитатель дает только одну отрицательную характеристику. Так, при отрицательных оценках детьми того, что в группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно, воспитатель оценивает эту характеристику положительно. Дети дают положительную оценку, отмечая, что в группе существует справедливое отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, воспитатель оценивает данную характеристику нейтрально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5

 

Наблюдается также расхождение по силе одинаково направленных оценок ряда характеристик. Сравнение среднегрупповых показателей с использованием t-критерия Стьюдента показало значимость установленных различий по следующим параметрам: «В группе преобладает бодрый и жизнерадостный тон» значения t=3,52; «В группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно» t=3,13; «Группа активна, полна энергии» t=4,95; «Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело» t=6,28. Таким образом, педагог статистически достоверно выше, чем дети оценивают то, что группа активна, полна энергии и то, что группа быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело, доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение.

 

В контрольной группе по данной методике были получены следующие результаты:

Таблица 8

Результаты оценки учащимися психологического климата в коллективе

контрольной группы (количество ответов по каждой категории)

Положительная

Оценки

Отрицательная

Характеристика

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Характеристика

В группе преобладает бодрый и жизнерадостный тон.

3

5

6

3

2

3

2

Преобладает настроение подавленности и пессимизма.

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение

1

4

2

6

4

3

4

Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.

В группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно.

2

3

4

4

2

5

4

Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к совместному труду.

Группа активна, полна энергии.

6

5

3

2

5

1

2

Группа пассивна, инертна.

Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело.

4

8

3

3

2

3

1

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.

В группе существует справедливое отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.

5

3

2

6

1

2

5

Группа заметно разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их.

К похвалам, поощрениям группа относится с чувством гордости.

8

6

2

3

1

3

1

К похвалам и поощрениям группа относится равнодушно.

Количество ответов

32

36

23

27

16

18

16

 

 

Из таблицы 8 видно, что воспитанники контрольной группы, оценивая психологическую атмосферу в группе, дали 50 отрицательных ответов, 27 нейтральных и 91 положительный. Это свидетельствует о средней оценке ими уровня психологического комфорта в детском коллективе, отражает невысокую удовлетворенность сложившейся системой межличностных отношений в группе  (рисунок 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6

Таблица 9

Сопоставление оценки психологического климата воспитанниками и педагогом контрольной группы

Характеристика

Ученики
Педагог

В группе преобладает бодрый и жизнерадостный тон.

1,57

2

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение

-1,57

0

В группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно.

-1,14

-3

Группа активна, полна энергии.

2,63

3

Группа быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело.

1,71

1

В группе существует справедливое отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.

0,42

-1

К похвалам, поощрениям группа относится с чувством гордости.

4

3

 

Сопоставляя оценки психологической атмосферы, данные воспитанниками подготовительной к школе группы и их воспитателем, можно отметить, что педагог и дети в целом сходно оценивают ее по большинству характеристик. Так, незначительно различаются оценки детей и педагога по следующим характеристикам: «В группе преобладает бодрый и жизнерадостный тон», «Группа активна, полна энергии», «К похвалам, поощрениям группа относится с чувством гордости».

Более существенно различаются оценки наличия доброжелательности во взаимоотношениях (-1,14 – средняя оценка детей, -3 – оценка воспитателя), того, что в группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно (-1,57 – средняя оценка детей, 0 – оценка воспитателя), наличия в группе справедливого отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту (0,42 – средняя оценка детей,  -1 – оценка воспитателя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7

Сравнение среднегрупповых показателей с использованием t-критерия Стьюдента показало значимость установленных различий по следующим параметрам: «Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение» значения t=4,11; «В группе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудится совместно» t=2,64; «В группе существует справедливое отношение ко всем детям, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту» t=3,95. Таким образом, педагог статистически достоверно выше, чем дети оценивают то, что группа доброжелательна, настроена на совместные действия и сотрудничество и поддержку.

 

Выводы

1. Уровень благополучия взаимоотношений среди детей с ЗПР низкий, что означает неблагополучие большинства детей с ЗПР в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении и признании сверстниками. При этом УБВ в группе нормально развивающихся детей характеризуется как средний, то есть более благополучный.

2. Коэффициент взаимности (КВ) в группе детей с ЗПР ниже, чем в группе дошкольников с нормой интеллектуального развития.

3. Коэффициент удовлетворенности детей своими взаимоотношениями (КУ) в группе детей с ЗПР ниже, чем в группе для детей с нормой интеллектуального развития.

4. Индекс изолированности (ИИ) в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

5. Воспитанники экспериментальной группы ниже оценивают уровень психологического комфорта в детском коллективе, чем их нормально развивающиеся сверстники, что отражает меньшую удовлетворенность сложившейся системой межличностных отношений в группе у детей с ЗПР.

6. В целом дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками демонстрируют менее зрелую систему взамиоотношений и и эмоциональную удлвлетворенность межличностными отношениями со сверстниками.


Заключение

Исследование особенностей межличностных отношений старших дошкольников с задержкой психического развития очень актуально, так как эти дети, по мнению педагогов и по личным наблюдениям испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У боль­шинства из них обнаруживается повышенная тревожность по от­ношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов детей с задержкой психического развития преобладают наиболее простые. У детей данной катего­рии наблюдаются снижение потребности в общении со сверстника­ми, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Нарушения межличностного общения, свойственные детям с ЗПР, усугубляются с началом школьного обучения и препятствуют их успешной социализации.

В ходе анализа литературы была выявлена значимость межличностного общения для бытия людей. Без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. Вопросы отношений и взаимоотношений в структуре общения интересуют многих философов, психологов, педагогов. В последнее время ученые, представляющие различные области психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вместе позволят достаточно исчерпывающе охватить закономерности механизма общения.

Характеризуя общение как особый вид деятельности, все авторы отмечают, что без него не может происходить полноценное развитие человека как личности и субъекта деятельности, как индивидуальности.

Проблемы детей с задержкой психического развития составляют круг научных интересов психологов, врачей, дефектологов, однако большинство исследователей описывают у детей с ЗПР преимущественно интеллектуальные нарушения, особенности их познавательной деятельности. Нас же интересуют прежде всего особенности их социального развития. Этот вопрос мало представлен в специальной дефектологической и психологической литературе.

Исследование особенностей межличностного общения младших школьников с ЗПР проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Самары. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительных к школе групп. Для изучения межличностных отношений использовался метод социометрии. После этого проводилось изучение психологической атмосферы в группе с помощью карты-схемы.

В результате экспериментального исследования было установлено, что большинство детей с ЗПР испытывает неблагополучие в системе межличностных отношений, неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Воспитанники экспериментальной группы удовлетворительно оценивают уровень психологического комфорта в детском коллективе, отражают менее высокую удовлетворенность сложившейся системой межличностных отношений в группе.

Для оптимизации межличностных отношений в группе старших дошкольников с ЗПР рекомендуется проведение психокоррекционных занятий, направленных на формирование социального доверия, развитие социальной активности детей, развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки у детей, обучение умению самостоятельно решать проблемы.

 

 

 

Список литературы

1.      Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.

2.      Воспитание ребёнка раннего возраста. // Под ред. Смирнова Е.О. М., Просвещение, 1993.

3.      Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., Просвещение, 1992.

4.      Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М., Изд-во  МГУ, 1986.

5.      Дети с временной задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971.

6.      Землянухина Т.М. Особенности формирования общения со взрослыми у детей раннего возраста // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000. С. 63.

7.      Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

8.      Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

9.      Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.

10. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

12. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.

13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., МГУ, 1985.

14. Лемяскина Н.А. Коммуникативные потребности и коммуникативные ожидания первоклассника в отношении учителя // Преемственность дошкольного и начального образования: Областные педагогические чтения. Воронеж, 1999. С. 21-22.

15. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребёнка. Москва-Воронеж, 1997.

16. Лисина М.И.. Проблемы онтогенеза общения. - М., Педагогика, 1986.

17. Лубовский В.И. Современное состояние психологической диагностики//Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

Информация о работе Особенности межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР