Межличностные отношения в малых группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание,

Оглавление

Введение 3
Малая группа и коллектив 5
Межличностные отношения 8
Нормы в малых группах 15
Организация 20
Заключение 22
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине Психология и педагогика

На тему: «Межличностные отношения в малых группах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Малая группа и коллектив                                                                                      5

Межличностные отношения                                                                                   8

Нормы в малых группах                                                                                        15

Организация                                                                                                            20

Заключение                                                                                                              22

Список используемой литературы                                                                        23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально – психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а

60 % среднего.

     Поэтому проблема изучения межличностных отношений  в коллективе становится весьма актуальной.

     Сегодня в психологической печати много  говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Мы знаем, что организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной. Если руководитель не умеет регулировать межличностные отношения в коллективе, не знает их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация терпит экономический крах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Малая группа и коллектив

     Взаимодействие  человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе  объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и, прежде всего в производственной деятельности.

     Отражением  этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

     Следует подчеркнуть, что они изучались в семье, в коллективе и получили в отечественной литературе весьма широкое освещение.

     Коллектив – один из видов малой группы, поэтому для начала нам необходимо раскрыть понятие группы. Известно немало определений малой социальной группы.1

     Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами.2

     Г.М. Андреева под малой группой понимает группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Она подчеркивает, что если сделать выжимку из этого определения, то можно сказать, что малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

     Данные  определения указывают, что понятия  «малая группа» – это реально  существующие группы людей, которые  имеют  непосредственные контакты друг с другом. Их поведение опосредовано совместной деятельностью и определяется нормами, принятыми в группе.

   Малая группа определяется как:

  • собрание индивидов, которое вступает во взаимодействие друг с другом;
  • число их ограничено;
  • они идентифицируют себя как члены одной группы;
  • вырабатывают общие нормы и специфическую культуру;
  • у них есть цель, которую они оценивают как цель группы.

   Таким образом, малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не мене чем  из двух человек,  вступающих непосредственные межличностные контакты, имеющие  общественную цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе.

   Говоря  о соотношении понятий «малая группа» и «коллектив», можно  отметить следующее, а именно, что  коллектив есть состояние малой  группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов – наивысшего уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития её социальных и психологических характеристик.

   В Отечественной психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива.

   Коллектив (от лат. collectifions – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентированным (ориентационным) единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.3

   Западная  психиатрия не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала  понятием социальная группа. В последние  годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива и в зарубежной и в отечественной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Межличностные отношения

     Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения.4

     Межличностные отношения – это субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

     В многочисленных работах, посвященных  исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.

     Поэтому, в качестве объяснительного принципа изучения межличностных отношений, А.В. Петровский предлагает принцип  деятельного опосредствования межличностных  отношений, опирающийся на общепсихологическую  теорию деятельности Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева: объектом исследования выступает коллектив.

     Применительно к социальной психологии введения принципа деятельностного опосредствования позволяет преодолеть фактически существующий параллелизм в изучении межличностных  отношений, проявляющийся в анализе межличностных отношений вне совместной деятельности, а совместной деятельности – вне межличностных отношений.

     Совместная  предметная деятельность, во-первых, порождает, вторит межличностные отношения  её участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; и, наконец, в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности предполагает собой движущую силу развития социальной группы.5

     Все эти черты совместной деятельности с предельной отчетливостью проявляются  при анализе межличностных отношений  в коллективе. Прежде всего, благодаря  использованию категории совместной деятельности, А.В. Петровский вводит в  социальную психологию малых групп идею развития социальной группы. Эта идея концептуально фиксируется через понятие «уровень развития группы». Коллектив же выступает как группа высокого уровня развития.

     Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различную психологическую природу этих отношений и понимать, что они образуют различные слои групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные. Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе может быть представлена следующим образом: 
 
 
 
 
 
 
 

              Г
              В
              Б
              А
 
      А - основа групповой  структуры
      Б - первая ядерная  страта
      В - вторая страта
      Г - поверхностный слой межличностных отношений

     Рисунок 1. Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе по Петровскому А.В.

     Основу  групповой структуры образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. По сути своей это хотя и ядерное – по отношению к психологическим стратам, - но не только лишь психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого.

     Первая  ядерная страта – психологическая  по своей сущности - фиксирует отношения  каждого члена группы к групповой  деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

     Во  второй страте локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных  содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, например, коллективистическое самоопределение и другие, о которых речь пойдет дальше. Деятельностное опосредствование – принцип существования и принцип понимания феноменов второй психологической страты.

Информация о работе Межличностные отношения в малых группах