Психология малых групп и межличностных отношений в группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Становление лич

Оглавление

Введение 3
Психические свойства личности и межличностные отношения 4
Малая группа 6
Взаимодействия в группе 8
Развитие группы. Общие качества группы 10
Социальная коллективность. Отношение между индивидом и группой
13
Заключение

Файлы: 1 файл

Педагогика и психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства

 Российской  Федерации 

Федеральное государственное учреждение

Высшего профессионального образования

 «Ижевская  государственная  сельскохозяйственная  академия»

Факультет непрерывного профессионального образования 
 

Контрольная работа по Педагогике и психологии

Тема: Психология малых групп и межличностных  отношений в группах. 
 
 

                   Проверил: Чирков С.В.

                Выполнил: Тепляшина А.В.

                Специальность: 080109-«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                Курс: 1

                Группа:124

                Шифр:1005150 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Ижевск 2011г.

 

         Содержание 

   Введение 3
   Психические свойства личности и межличностные  отношения 4
   Малая группа 6
   Взаимодействия  в группе 8
   Развитие  группы. Общие качества группы 10
   Социальная  коллективность. Отношение между  индивидом и группой  
13
   Заключение 17
   Список  литературы 18

 

         Введение

         Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют  друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

         Становление личности индивида не может рассматриваться  в отрыве от общества, в котором  он живет, от системы отношений, в  которые он включа-ется. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

         Природа межличностных  отношений в любых общностях  достаточно сложна. В них проявляются  как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме и содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода объединениях - индивид проявляет себя как личность.  
 
 
 
 
 
 
 
 

         Психические свойства личности и межличностные отношения 

         Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его  сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

         Существенной стороной личности является ее отношение к  обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

         В личности существенна  не только ее позиция, но и способность  к реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

         Человек не рождается  с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

         Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

         Движущей силой  развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими  общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

         Уровень развития личности определяется характерными для нее  отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

         Различаются личности социализированные - адаптированные к  условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

         Можно выделить ряд  особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической  нормы.

         Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.). 
 
 
 
 
 

         Малая группа

         Малая группа - форма  социальной организованности. Множество  групп как социальную организованность можно на первый взгляд разделить на следующие группы:

         Группа с лидером - это группа, связи и отношения  в которой  задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего - его  личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном  случае - неизбежна смена лидера.

         Команда с командиром - здесь достаточно точно определены отношения между подчиненными и  руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом  единоначалия.

         Отряд с предводителем - наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).

         Коллектив с советом - хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.

         Корпорация, партия с вождем - как правило, это объемная полиролевая система во главе  либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин), либо с главным функционером-организатором; способ управления - на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

         Ассоциация с президентом - наиболее свободное объединение  людей, имеющих помимо общих целей  еще и совокупность разделяемых  ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

         Можно сказать, что  все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая  деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

         В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней  развития групп и соответственно их виды:

         1) Диффузная группа - общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. В ряде случаев совместная деятельность в диффузной группе вообще отсутствует. Случайное собрание людей в очереди, в автобусе, на дискотеке, где присутствующие едва знакомы друг с другом; задержанные, находящиеся в одной камере; только что возникшая компания - примеры диффузных групп.

         2) Просоциальная ассоциация - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Учебная группа, достигшая определенного уровня сплоченности; следственная бригада, где личный успех и раскрытие преступления в целом зависят от общих усилий; спортивная команда в условиях соревнования, - примеры просоциальных ассоциаций.

         3) Совместная деятельность здесь приобретает для членов группы все более значимый и осознанный характер и становится основой дальнейшего развития группы. Этот уровень группового развития характеризуется более четкой мотивацией внутригрупповых предпочтений, основанной не только на опыте общения, но и на результатах совместной деятельности каждого члена группы. Положение личности в такой группе определяется степенью ее участия и вкладом в совместную деятельность.

         4) Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Взаимоотношения людей в коллективе опосредствованы содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельность выступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т.е. интересы организации являются для членов группы преобладающими.

         5) Асоциальная ассоциация - общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. Примеры такого рода групп - хулиганская шайка, банда и т.п.

         6) Корпорация - это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально структурированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Организованная и активно действующая организованная (наркомафиозная) преступная группа, имеющая тесные связи с коррумпированными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов, - пример корпорации.

         Данная классификация  групп по уровню их развития не охватывает всех видов социальных организаций. Например, в ней нет места семье, компании, секте и др.  

         Взаимодействие в группе

         Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может  быть равной или одна из сторон может  сильнее влиять на другую - следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или «сектор» деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Информация о работе Психология малых групп и межличностных отношений в группах