Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:45, контрольная работа
Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Становление лич
Введение 3
Психические свойства личности и межличностные отношения 4
Малая группа 6
Взаимодействия в группе 8
Развитие группы. Общие качества группы 10
Социальная коллективность. Отношение между индивидом и группой
13
Заключение
Министерство сельского хозяйства
Российской
Федерации
Федеральное государственное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевская
государственная
Факультет
непрерывного профессионального образования
Контрольная работа по Педагогике и психологии
Тема: Психология
малых групп и межличностных
отношений в группах.
Проверил: Чирков С.В.
Выполнил: Тепляшина А.В.
Специальность: 080109-«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Курс: 1
Группа:124
Шифр:1005150
Ижевск 2011г.
Содержание
Введение | 3 |
Психические свойства личности и межличностные отношения | 4 |
Малая группа | 6 |
Взаимодействия в группе | 8 |
Развитие группы. Общие качества группы | 10 |
Социальная коллективность. Отношение между индивидом и группой | 13 |
Заключение | 17 |
Список литературы | 18 |
Введение
Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа-ется. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных
отношений в любых общностях
достаточно сложна. В них проявляются
как сугубо индивидуальные качества
личности - её эмоциональные и волевые
свойства, интеллектуальные возможности,
так и усвоенные личностью нормы и ценности
общества. В системе межличностных отношений
человек реализует себя, отдавая обществу
воспринятое в нем. Именно активность
личности, её деяния являются важнейшим
звеном в системе межличностных отношений.
Вступая в межличностные отношения самых
разнообразных по форме и содержанию,
ценностям, структуре человеческих общностях
- в детском саду, в классе, в дружеском
кругу, в различного рода объединениях
- индивид проявляет себя как личность.
Психические свойства
личности и межличностные отношения
Как личность человек
характеризуется уровнем
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной
приспособленностью развитая личность
обладает личностной автономией, утверждением
своей индивидуальности. В критических
ситуациях такая личность сохраняет свою
жизненную стратегию, остается приверженной
своим позициям и ценностным ориентациям
(целостность личности). Возможные психические
срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает
системой средств психологической защиты
(рационализацией, вытеснением, переоценкой
ценностей и др.).
Малая группа
Малая группа - форма социальной организованности. Множество групп как социальную организованность можно на первый взгляд разделить на следующие группы:
Группа с лидером - это группа, связи и отношения в которой задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего - его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае - неизбежна смена лидера.
Команда с командиром - здесь достаточно точно определены отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.
Отряд с предводителем - наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители), и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).
Коллектив с советом
- хорошо структурированная и
Корпорация, партия
с вождем - как правило, это объемная
полиролевая система во главе
либо с харизматическим лидером
(Ленин, Сталин), либо с главным функционером-
Ассоциация с
Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.
В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды:
1) Диффузная группа - общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. В ряде случаев совместная деятельность в диффузной группе вообще отсутствует. Случайное собрание людей в очереди, в автобусе, на дискотеке, где присутствующие едва знакомы друг с другом; задержанные, находящиеся в одной камере; только что возникшая компания - примеры диффузных групп.
2) Просоциальная ассоциация - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Учебная группа, достигшая определенного уровня сплоченности; следственная бригада, где личный успех и раскрытие преступления в целом зависят от общих усилий; спортивная команда в условиях соревнования, - примеры просоциальных ассоциаций.
3) Совместная деятельность здесь приобретает для членов группы все более значимый и осознанный характер и становится основой дальнейшего развития группы. Этот уровень группового развития характеризуется более четкой мотивацией внутригрупповых предпочтений, основанной не только на опыте общения, но и на результатах совместной деятельности каждого члена группы. Положение личности в такой группе определяется степенью ее участия и вкладом в совместную деятельность.
4) Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Взаимоотношения людей в коллективе опосредствованы содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельность выступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т.е. интересы организации являются для членов группы преобладающими.
5) Асоциальная ассоциация - общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. Примеры такого рода групп - хулиганская шайка, банда и т.п.
6) Корпорация - это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально структурированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Организованная и активно действующая организованная (наркомафиозная) преступная группа, имеющая тесные связи с коррумпированными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов, - пример корпорации.
Данная классификация
групп по уровню их развития не охватывает
всех видов социальных организаций.
Например, в ней нет места семье,
компании, секте и др.
Взаимодействие в группе
Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую - следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или «сектор» деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.
Информация о работе Психология малых групп и межличностных отношений в группах