Психология малых групп и межличностных отношений в группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Становление лич

Оглавление

Введение 3
Психические свойства личности и межличностные отношения 4
Малая группа 6
Взаимодействия в группе 8
Развитие группы. Общие качества группы 10
Социальная коллективность. Отношение между индивидом и группой
13
Заключение

Файлы: 1 файл

Педагогика и психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

         Интенсивность взаимодействия характеризует степень зависимости  жизнедеятельности от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной величины. Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем больше зависимы жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.

         Началом любой интеракции является возникновение влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует, при этом неважно - встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает оказывать влияние на поведение или психологию другой, только когда процесс можно считать законченным.

         Направление взаимоотношений  может быть солидарным, антагонистичным  или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это - антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти - это смешанный тип направления взаимодействия.

         Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

         Неорганизованные  интеракции - когда отношения и  ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

         Выделяют следующие  типы социального взаимодействия: организованно-антагонистическая  система интеракции, основанная на принуждении; организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве; организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично - добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей, большинство организованных социально-интерактивных систем от семьи до церкви и государства принадлежит к типу организованно-смешанных. Также могут быть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций.

         В длительно существующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, характерно внутреннее единство членов группы), договорный тип (ограниченность по времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т.п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

         Переход от одного типа к другому может происходить  плавно и непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий - частично договорные, семейные, принудительные.

         Социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса: взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни. 

         Развитие группы. Общие качества группы

         Непосредственно общие  качества группы:

         Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

         Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

         Референтность - степень  принятия членами группы групповых эталонов.

         Лидерство - степень  ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом  в направлении осуществления  групповых задач.

         Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей.

         Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

         Кроме этих качеств  рассматриваются еще и такие:

         направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

         организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

         эмоциональность - межличностные  связи эмоционального характера, преобладающей  эмоциональный настрой группы;

         интеллектуальная  коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

         волевая коммуникативность - способность группы противостоять  трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.  

         Лидерство и руководство.

         Важным явлением групповой жизни, равно относящимся  к процессам интеграции и дифференциации, является лидерство и руководство. Лидерство - это процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы.

         Соответственно, "лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

         В социально-психологической  литературе подчеркивается несколько  обстоятельств, характерных для  лидерства: во-первых, личность добровольно  берет на себя значительную долю ответственности  за дела группы; во-вторых, члены группы гласно или негласно поддерживают выдвижение лидера; в-третьих, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

         Лидер есть результат "встречи" двух процессов - группового и индивидуального; для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью личных качеств, способствующих организации деятельности по достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Но группа санкционирует, признает лидерские притязания одного из своих членов. В то же время важно подчеркнуть, что лидерские функции связаны с организацией и управлением значимой деятельностью. Нельзя согласиться с мнением, что лидер выдвигается лишь для регуляции межличностных психологических отношений; по самой природе лидерства лидер есть человек, обеспечивающий эффективное взаимодействие в группе по осуществлению совместной деятельности, по регуляции процессов общих дел, акций и т.п.

         Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.

         Вожак - самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Так, исследователь Р. Стогдилл предложил  следующий перечень качеств руководителя - вожака:

         физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;

         личностные качества - приспособляемость, уверенность в  себе, авторитетность, стремление к  успеху;

         интеллектуальные  качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;

         способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.

         Лидер гораздо менее  авторитетен, чем вожак. Наряду с  внушением и убеждением ему часто  приходится побуждать к действию личным примером (“делай, как я”). Как правило, его влиянием распространяется только на часть членов неформальной группы.

         Ситуативный лидер  обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие  в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.

         Лидеры есть в  любом коллективе, и заслуживают  особого внимания, так как именно они активно влияют на морально-психологический  климат в коллективе. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров.

         В отличие от лидера, руководитель - это официально назначаемое  или выбираемое лицо. По функциям лидерство  и руководство совпадают. Однако, руководитель, в отличие от лидера, выполняет представительские функции, т.е. представляет группу в более широкой системе социальных отношений. Вместе с тем подчеркивается желательность совпадения лидера и руководителя в одном лице. Следует добавить, что в английском языке нет различения лидера и руководителя. 

         Социальная коллективность. Отношения между индивидом и  группой.

         Как уже было сказано  ранее, коллектив - высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив  не возникает внезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.

         От кооперации до коллектива группа проходит уровень  автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

         Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя  людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен Выгодским Л.С.: «Психология, исследующая социальную обусловленность психики отдельного человека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и вот эту часть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своих чле-нов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности для достижения общей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.

         Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование  группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

         До сих пор мы исходили из того, что группа в целом  ставит своей задачей достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую  позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь отчасти. В действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских групп теми, кто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с не членскими группами.

Информация о работе Психология малых групп и межличностных отношений в группах