Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:21, контрольная работа
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Сущность и содержание понятия «малая группа»………………………………4
2. Классификация малых групп.……..………………………………………………...7
3. Содержание и структура психологии коллектива………………………………11
4. Психологическая типология членов трудового коллектива…………...………17
Заключение…………………………………………………………………….…….19
Список литературы……………………………………………………………….…20
ФГОУ
ВПО «КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
социальных наук, педагогике и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по психологии и педагогике
Тема: «Психология
малых групп и коллективов»
Выполнила студентка
гр. 07-БУ-2
Алешина
Евгения
Калининград
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и
содержание понятия «малая
2. Классификация
малых групп.……..……………………………………
3. Содержание
и структура психологии
4. Психологическая
типология членов трудового
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
2
Введение:
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность
общественных отношений всегда
дана как реальность отношений
между социальными группами, поэтому
для социологического анализа
крайне важным и
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”».* С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.
С другой
стороны, в целом цикле
3
1. Сущность и содержание понятия «малая группа»
В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации.
Для первых важным моментом в определении понятия малой группы выступает именно общая совместная деятельность, и тогда малая группа рассматривается прежде всего как определенная система взаимодействия.
Для вторых в этом же определении важными оказываются элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, независимо оттого, на основе ли общей деятельности или простого взаимодействия функционирует группа.
Под группой понимают психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Важно отметить, что каждый член группы признает эту свою зависимость от других ее членов.
Иногда понятие «малая группа» трактуется как:
понимание социального устройства в целом;
Существуют и другие подходы к описании:- малой группы. Указываются, в частности, такие ее критерии, как:
Группа представляет собой социальный союз, наделенный особыми свойствами, характерными для поведения ее членов:
— структурой и организацией: силовое измерение эффективности
группы;
— системой норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу, к другим группам: оценочное измерение того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе, а что рассматривается как отклонение.
Существенным является вопрос о количественных характеристиках малой группы.
Говоря о низших границах малой группы, можно отметить, что ни в теоретическом, нив практическом планах вопрос о том, два или три члена образуют минимальную малую группу, окончательно до сих пор не решен. В специальной литературе присутствует немало аргументированных положений
5
в защиту как диадной, так и триадной концепции, а практически все равно приходится считаться с тем что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады.
Не менее остро стоит вопрос и о верхнем пределе малой группы. Одно время таким пределом стремились установить число 7 +— 2, опираясь на открытие Дж. Миллером «магического числа» при исследованиях объема оперативной памяти. Однако вскоре было доказано, что применительно к функционирующей малой группе использование «магического числа» 7 +— 2 в качестве ее верхнего предела некорректно.
Есть точка зрения, что максимальное число членов малой группы определяется эмпирически, важно только, чтобы группа была единицей предписанной ей совместной деятельности.
Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи следующие признаки.
Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция.
Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.
Референтность— принятие членами группы общих эталонов.
Лидерство — степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.
Интрагрупповая активность — мера внутри групповой активности ее членов.
Интергрупповая активность — степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.
Направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
Организованность — реальная способность группы к самоуправлению.
Эмоциональность -— межличностные эмоциональные взаимосвязи
6
членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.
Интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.
Волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях.
Можно выявить и множество других признаков, определяющих малую группу, например:
2. Классификация малых групп
Есть разные основания для классификации малых групп.
По порядку возникновения: первичные и вторичные.
Первичные: в них существуют непосредственные контакты.
Вторичные: члены группы не связаны интимностью отношений.
Впервые такое деление групп было предложено Ч. Кули. Практического значения эта классификация сейчас не имеет. В социальной психологии есть другая трактовка малых групп как первичных и вторичных. Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших
7
соседей. Для них характерна непосредственность контактов, в них происходит культуризация индивида, с очень тесными межличностными отношениями и взаимодействиями. Вторичные — большие по размеру группы, отношения в которых формализованы.
По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе.
Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.
Практически установлено, что в действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникаю! в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.
По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.